Федоренко Сергей Александрович,
зам. Директора СПБ НОУ «Православная общеобразовательная гимназия
Святого Благоверного великого Князя Александра Невского» в 2004 – 2012 гг., преподаватель истории русской культуры в
АНО ДПО «Академия инновационных технологий»
Ленивыми детьми педагоги и родители считают очень разных детей. Одну группу ленивых детей составляют учащиеся, чьи способности развиты недостаточно. Есть дети, которые совершенно теряются в классах с большим количеством учащихся и с преимущественно фронтальными методами обучения. Причины тому произрастают из областей психики и физиологии. Третью группу образуют просто ленивые дети. Что значит "ленивые»? Это – дети, страдающие отсутствием воли. По мнению педагогов-практиков третья группа учащихся является самой многочисленной. Таких детей мы ругаем, критикуем, давим на них. Наверное, это правильно и обоснованно. Однако мы упускаем из вида, что лень не появляется на пустом месте. Безволие ребенка является не только виной ребенка, но и его бедой.
В этой беде ребенку должны прийти на помощь не только его близкие, но и учитель. Это общая беда учителя и ученика. Но учитель должен представлять, что весь его предстоящий объем работы подобен океану. Учитель способен осилить его, но ему нужны маячки в этом океане.
И первым маячком здесь является установление причин лени каждого крокетного ребенка. Существует целый перечень причин лености детей. Разве можно пытаться формировать у детей волевые усилия, если не известны эти причины?
Есть дети, которые быстро устают. Причина синдрома хронической усталости лежит как в духовной сфере, так и в области физиологии. У детей не хватает сил, такие дети не могут довести работу до конца. Если бы хватало жизненных сил, то такие ученики смогли бы завершить свои замыслы. Таких детей нельзя считать в полном смысле слова ленивыми. У них часто присутствует мотивация, желание учиться. Сложность заключается в том, что нехватку сил эти ученики испытывают постоянно. Это – астенический тип личности, внутри такого человека всегда что-то непрестанно сопротивляется всякому «надо».
Другая категория детей не видит смысла в учебе. Отсутствие видения смыслов у человека с возрастом приведет его к отсутствию смысла в выбранной им работе, к преждевременному выгоранию, к нежеланию чего-либо добиваться. В наиболее сложном случае человек престает видеть смысл в собственной жизни и странным может быть ее финал при отсутствии религиозных убеждений. Отсутствие интереса к учебе может быть вызвано не только отсутствием видения смысла, но и отсутствием интереса к ней по причине отсутствия удовольствия от нее, полученного дискомфорта. Такие дети долго не могут терпеть напряжение физических и духовных сил.
Нередко причиной видимого безволия учащиеся является их неумение работать. Это умение лежит, прежде всего, в интеллектуальной плоскости. Без его преодоления такие дети не смогут нормально учиться.
Причиной лени учеников может быть непосильность работы. Часто предлагаемые задания трудны для ученика из-за несоответствия его возрастным и психологическим особенностям и поэтому несоизмеримы с его возможностями. Ошибкой учителя является постановка перед учеником непосильной для него задачи, это может заведомо обречь его на неудачу.
То, что кажется ленью может быть следствием проявления страхов. Педагогам и родителям кажется, что ребенок ленится, а на самом деле он боится низкой оценки результатов своей работы другими или собственной низкой оценки. Ребенка преследует страх предстоящих усилий (физических, умственных или душевных). При высоком уровне притязаний может вылиться в отказ от любой работы вообще.
В жизни любого человека, а тем более ребенка, могут произойти стресс или некое негативное оккультное воздействие, в результате чего может образоваться пробоина, через которую будет уходить энергия. Стресс у ребенка обычно вызывается конфликтом, ложью, ревностью, завистью или неудовлетворенностью.
Некоторые дети проявляют лень из-за отсутствия уверенности в себе. Во всем, за что берется ребенок, он предполагает неудачу, все препятствия на пути кажутся ему непреодолимыми.
Еще одной разновидностью детской лени является так называемая гедоническая лень, т.е. сибаритство. Желание праздности распространяется у таких детей на любую работу.
Вторым маячком на пути является создание педагогами и родителями условий, побуждающих детей к воспитанию волевых усилий и формированию у них мотивации к этому. Здесь необходимо показать каждому конкретному ребенку наличие у него проблемы и возможности ее решения. Сложностью этой работы является необходимость соблюдения баланса между критическими замечаниями и поддержкой уверенности в его успешности.
Третий маячком на пути – это процесс непосредственного формирования у ребенка волевых привычек. Важно здесь, что многие причины лености сами по себе и определяют способы его преодоления: если нежелание выполнять учебные задания продиктовано их несоответствием действительным возможностям ребенка, то задания необходимо пересмотреть; если ребенок не умеет работать на уроке, то учитель обязан развивать самодеятельность учащегося, укреплять его мыслительные способности, давать навыки логического мышление, учителю необходимо отбирать называемые в новейшей литературе интенсивными методы и приемы обучения,способствующие вовлечению учащихся в активный учебный процесс.
Важным моментом в процессе научения ребенка работать на уроке является налаживанием взаимодействия между самими учениками. Х.Й. Лийлитс в своей книге «Групповая работа на уроке» пишет о важности организации в учебном процессе обмена информации между учащимися, то есть имеющимися у них сведениями по теме урока, той или иной проблеме, часто способствует проявлению взаимодействия. В результате общения также производит обмен такими социальными ценностями, как взаимопомощь, одобрение, призвание и др. Каждый ученик имеет определенные ожидания относительно одноклассника, коллектива в целом – он ждет призвания, поддержки о помощи при возникших трудностях. У него у самого повышается ответственность за выполнение возложенного на него задания на уроке. Таким образом, заключает Лийметс, «коллектив и каждая личность состоит в отношениях обмена ценностями, выполняют роль дающего и получающего», взаимно обогащая друг друга. При организации взаимодействия меняется коммуникативная деятельность учителя. Ему необходимо обеспечить взаимодействия сотрудничества между учащимися в парах, группах, между группами, а также благоприятный эмоционально-психологический климат. Очень важно обеспечить работу в парах и группах детей, причиной лени которых является неумение работать.
Отдельно также хочется сказать о детях с двумя типами лени – лени астенической и лени гедонической.
Астенический тип личности переживает лень как физическое препятствии жизни: человек хочет отдыхать ради сохранения сил, а потом эти силы теряет оттого, что престает двигаться. То есть происходит саморазвивающаяся инерция. Такому ребенку надо помогать. Помощь должна исходить от родителей, но находящихся в контакте с учителем и священником – духовником, получающим от них рекомендации. Их задача – помочь обрести ребенку нужное физическое, духовное и психическое самочувствие. Но чем? Молитвой, постом, частым причащением, закаливанием, правильным питанием, движением, физическими упражнениями, чтением духовной литературы, прежде всего, Нового Завета.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к учению - возможность проявить в нём умственную самостоятельность и инициативность.
Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Важную роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний.
Сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Лёгкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса даже у вполне работоспособных и не замеченных в лености детей. Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность преодолима, посильна для детей, в противном случае интерес у учащихся будет убит и рассогласование между требованиями, предъявляемыми учителями к ученикам, и возможностью учеников усилится. Значительная часть таких детей переводится родителями из государтственных в частные школы, где накоплен опыт работы с учащимися в малокомплектных классах.
Тезис о пользе духовных средств, безусловно, требует пояснения. Соблюдение правил поста больше всего вызывает возражений у официальной медицины, остерегающейся недостатка калорий в потребляемой детьми постной пище. С их точки зрения хорошо подкармливаемый астеник станет успешным крепышом, преодолевшим свою патологию. Однако с пищей человек получает грубую, животную энергию, которая роднит его со всем животным миром, но отдаляет от Бога. Животная энергия не поможет астеничному ребёнку. В качестве лекарства может себя являть только тонкая, духовная, идущая от Духа Святого энергия, проникающая в очень небольших количествах. Но если человек переполнен животной энергией, получаемой из пищи, то слабому ручейку божественной энергии в него не проникнуть. В народе есть поговорка:
"питается Святым Духом". А ведь народ высказался верно, извратили поговорку её нынешние интерпретаторы, придав ей насмешливо-саркастический характер. Между тем, в состоянии поста (то есть отказа от пищи животного происхождения), ребёнок получает каплю за каплей тонкую духовную энергию, которая при соответствующей продолжительности и регулярности запустит механизм изменения астенического типа. Питание таких детей должно быть разнообразным, полноценным, но иметь растительное происхождение. Набивание детского желудка (да и любого другого) тяжёлой растительной пищей не способствует сбалансированию энергетики человека.
Существует ещё ряд правил по преодолению астенической лени, которые изложены в книге известного психолога Владимира Леви "Лекарство от лени" (М., 2006 год).
Гедоническая лень происходит от привычки жить в своё удовольствие. В этом смысле всем нам вспоминается гончаровский Илья Обломов. Родители в воспитании детей должны следовать императиву "НАДО", чтобы поставить заслон обломовщине. Однако, у гедонической лени имеются более глубокие корни, чем это кажется при поверхностном ознакомлении с проблемой многим светским педагогам и психологам.
Православный священник и христианский психолог отец Анатолий Гармаев смотрит на гедоническую лень с позиций учения об эговлечениях, эгосостояниях и закона оскудения душевных сил (и других открытых им законов нравственного состояния человека). Лень на почве гедонизма – это проявление душевной чёрствости по отношению к другим, так как у человека (в нашей ситуации – ребёнка) оскудели душевные силы, которые постепенно оскудевали у его предков из поколения в поколение. Отец Александр пишет: "Человеку в конфликтной ситуации нечем сохранять расположенность к другим, нечем терпеть, прощать, а тем паче нечем любить. Находясь в таком слабосильном состоянии, мать не может воспитать ребёнка, то есть поддержать в нём его душевные силы. Так появляются дети, которые в последующем поколении несут всё меньше и меньше душевные силы». (Священник Анатолий Гармаев. Обрести себя. Издание Макариев-Решемской обители. Волгоград. 2000, стр. 264). Современному молодому человеку неоткуда брать душевные силы. Он живёт только тем резервом, который в нём есть. Он не знает, к Кому можно обратиться за восполнением душевных сил. У человека с дефицитом душевных сил на тонких планах бытия происходит блокировка творческой активности, заглушается голос совести с целью элементарного выживания физического тела. До поры до времени такому человеку ещё позволяется продлевать своё земное существование. Но остатки душевных сил растрачиваются и начинается уже распад души. Для того, чтобы сохранить душу, Господь принимает решение о её отзыве – человек умирает, плоть распадается в прах, а душа возвращается к своему Создателю. Душа для Бога дороже тела.
Одной из форм блокировки как раз и является гедоническая лень, когда человек стремится к удовольствиям, потому что подсознательно боится растрачивать духовную энергию (а душевные силы – это не что иное, как энергия духовная) и общую нехватку энергии пополняет энергией грубой, получаемой из животной пищи. Поэтому гедонисты редко бывают вегетарианцами (растительная пища даёт мало грубой энергии). Грубую энергию можно восполнять и получением её через различные удовольствия, поэтому гедонисты боятся отрицательных эмоций. Такие эмоции вызывает у них даже труд. Вместо труда дети - гедонисты предпочитают услуги – нечто, что дети исполняют за вознаграждение, то бишь за чаевые.
В отдельных семьях родители даже придумали прейскурант всех домашних дел – что и какими деньгами вознаградится. Они очень довольны своим изобретением, потому что метод работает, но чего ребёнок - гедонист не сделает ради корысти, которая, к тому же даёт ему столько положительных эмоций! Гедонистам легче жить для себя и брать, чем отдавать и жить для других. Им трудно сосредоточиться на одном человеке, будь то больная мать или бабушка. Взрослому гедонисту проще работать на любимой работе, получать деньги и на них содержать сиделку или оплачивать богодельню.
Методы преодоления гедонистической лени священник рассматривает в своей уже упоминаемой книге, а так же частично в книге "Психопатический круг в семье". Главное здесь – это борьба со страстями (эговлечениями). Необходимо, подавить разбушевавшееся «эго», достичь тотального смирения.
Начинать надо с восстановления добрых традиций своей конфессии.