Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

       Мир детства -  чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его много знают, многое умеют, много понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. А современное российское общество нуждается в личностях свободных, инициативных, творческих, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Общеизвестно: основы культуры закладываются у детей дошкольного возраста. Поэтому так важно, чтобы уже в детстве были заложены и развиты в ребенке навыки культуры чувствования. Именно произведения искусства. Общепринятое мнение - ребенок в дошкольном учреждении обязан научиться считать, логически мыслить, читать, но, совсем не страшно, если он не умеет чувствовать красоту, не   может представить себе оттенки весеннего неба. И вот ребенок приходит в школу. И что же там происходит? Учителя проверяют, знает ли ребенок буквы, умеет ли считать. И  никто не спросит, умеет ли малыш рисовать, что знает об изобразительном искусстве. А если и спросит, то, как происходит обучение?" Рисуем натюрморты"- говорит учитель, надеясь, что в саду ребенку объяснили, что это такое. Можно сказать, что существуют художественные школы. Конечно, в художественной школе детей научат рисовать, но бесконечно жаль, что выпускают школы людей, которые не ходят на выставки, галереи и вообще строят свою жизнь вне искусства. Первые нравственные представления и понятия формируются у детей наиболее успешно под воздействием произведений искусств, поскольку без соответствующего эстетического отношения действенность нравственных уроков  низка. В.Луначарский признавал особую воспитательную роль искусства, говоря, что помимо него почти нет других способов воспитать человеческие эмоции, а следовательно - человеческую волю. Изобразительное искусство важно для нравственного воспитания. Оно пробуждает в людях добрые чувства ко всему живому, сопереживания, формирует умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе. Процесс нравственно- эстетического воспитания сложен и многогранен. Педагог должен активно поддерживать стремление ребенка к прекрасному, доброму, воспитывать в нем нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло, появляется страстное желание быть умным, красивым, добрым. Значение старшего дошкольного возраста для духовного возделывания души трудно переоценить - так податлива и открыта она. А искусство - не только один из способов познания мира, но и само являет собой мир.  Уже не первый год в нашем детском саду приоритетной считается задача духовного совершенствования детей. Как я подошла к ее осуществлению? Первое, что я сделала - выбрала направление работы. Поскольку важным средством воспитания является изобразительное искусство, которое развивает сенсорную культуру, обогащает представления об окружающем мире, стимулирует развитие речи и психологические процессы (воображение, память, мышление, внимание, побуждает к творчеству, то я  выбрала эту тему. За  основу взяла знакомство с живописью. Прежде всего, я определила пути решения проблемы. " Начни с себя " вот мой девиз. Перед собой поставила задачу повышения собственного культурного уровня ( изучение творчества русских художников). Очень мне помогли материалы, представленные в методическом кабинете. В группе организовала уголок художника. При оформлении уголка учитывала эстетику и безопасность. Разместила пейзажи, натюрморты, портреты ,книги об изобразительном искусстве, дидактические игры, материал для практической деятельности, предметы декоративно- прикладного искусства. Ознакомление детей с красотой строится в такой последовательности: игрушки, окружающие предметы, природа, страна, мир человека. Знакомство с понятием " жанр" не должно становиться самоцелью, иначе можно оттолкнуть ребенка от более глубокого и увлекательного погружения в мир искусства. Понятие " жанр" должно сформироваться у детей к концу цикла занятий, поскольку оно будет идти как бы параллельно развитию творческого видения, овладению новой информацией. В этом плане полезно после каждого занятия закреплять в игровой форме новые слова.                                                                                                                                                                                         Работа по ознакомлению с пейзажем более полно проводится со средней группы. Но уже в младшей группе я при рассматривании пейзажей большое внимание уделяла тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на изображенное художником. Дети знакомились с основными цветами. С этой целью использовала дидактические игры"подбери сарафаны матрешкам"," собери урожай". С детьми средней группы проводила занятие" Разноцветье", где  продолжала знакомить с цветами и их оттенками. Учила сравнивать мир красок и мир людей. Краска похожа на человека, у которого есть характер, привычки. Цвет же - это настроение краски, ее состояние в данный момент. В старших группах на занятиях научила детей смешивать краски для поручения некоторых цветов, создавать на палитре оттенки цветов, различать холодную и теплую цветовую гамму. Кроме того, дети научились создавать этюд пейзажа. Познакомила детей как изображено небо, море художниками .В работу по знакомству с пейзажем ввела дидактические игры" составь эскиз пейзажа"," Каждому дереву свое лицо"," Из чего состоит пейзаж," Перспектива". В старших группах в работе использовала мнемотаблицы по жанрам, содержащие в себе краткие сведения по каждому жанру. На практических  занятиях учила тонировать бумагу, размывать краски, рисовать деревья не похожие друг на друга. При рассматривании картин огромное значение имеет методика общения с детьми. Я сделала основным методом общения свободный диалог, доброжелательную поддержку Постепенно и последовательно приобщала детей к знаниям об искусстве, видению индивидуальной творческой манере художника. При знакомстве с картинами натюрмортами предлагаю детям молча их рассмотреть, полюбоваться. Когда все обойдут  дети выскажут свое мнение. Перед практической деятельностью очень хорошо, если дети примут участие в сборе, допустим, цветов, ягод, овощей, рассмотрят их, понюхают и перенесут свои ощущения на бумагу. Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния  другого человека. Ребенок имеет возможность ощутить себя, то простым мальчиком, то солдатом. Способность поставить себя на место другого, почувствовать радость, огорчение, удивление порождает чувства с причастности. На первом этапе в средней группе необходимо познакомить с портретом как с жанром, показав его отличия от пейзажа и натюрморта. На следующем этапе я показывала взаимосвязь выражения лица, позы, одежды. Обращала внимание, что нужно всматриваться в лицо, увидеть его состояние через выражения губ, бровей глаз. В играх, быту развивала наблюдательность. Например: "Посмотрите на Мишу, его кто то обидел .Какое обиженное лицо: уголки бровей приподняты, а кончики губ опущены. Давайте пожалеем его». Использовала специальные занятия "Когда нам грустно, а когда весело",  «Угадай, что я говорю» - мимика и пантомима. Использовала игры драматизации, имитационно-образные игры, просмотр иллюстраций, художественно-развивающие игры " кто смеется, а кто грустит", "Угадай, кто что делает". На занятиях по ознакомлению с жанрами могут быть использованы различные методы и приемы: чтение произведений, отгадывание загадок, речевые игры "Скажи правильно" на закрепление терминологии и определений, "Распредели картины по группам" на закрепление жанров изобразительного искусства," Подбери краски" на развитие цветовидения.  Большое значение уделяю развитию самостоятельной художественной деятельности: стремлению проявить себя как в рисовании так в лепке, драматизации и т.д. Мне это удалось. Дети научились на занятиях разнообразным приемам изображения, переносили свои умения на создания работ для оформления группы, выставок, изготовления подарков. Было организовано много творческих выставок:"Зимушка хрустальная","Моя мамочка",В" В мире сказок", "Осень золотая","Мы дети","Безопасность глазами детей", где были представлены работы, выполненные разными средствами изображения( на стекле, нитопись, тычками)Была организована выставка художественно- прикладного искусства, где выставлялись работы детей и родителей изготовленные из дерева, ткани. Дети овладели разными видами вышивания.   В процессе работы не забывала и решение этикетных и моральных вопросов. Дети научились правильно вести себя в музеях и выставках.  И конечно большую поддержку, и помощь мне оказывали родители детей. В старшей группе мы первый раз посетили музей вместе с родителями. Все получили истинное удовольствие. Заранее я объяснила, что такое музей, экскурсовод, коллекция  . Для родителей оформила рубрику статей с полезными советами" На заметку родителям"," Интересно и полезно"," Рабочее место юного художника"Даю домашнее задание : найти информацию о художнике, картине; составить рассказ вместе с ребенком(передача чувств отношение к героям. Для родителей провела, открыто занятие " Путешествие в страну Искусства "В своей работе по ознакомлению с миром искусства использовала также такие методы и приемы, которые интересны детям: просмотр диафильмов, экскурсии на природу, игры. Основная задача, которая стояла передо мной - вызвать интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые предметы, люди, действия. Диагностировала детей , используя следующие способы проверки: кроссворды, беседы, просмотр работ, тематические выставки.

Планов на будущее много. Разрабатываю план по ознакомлению детей с искусством скульптуры и архитектуры, где собираюсь разработать мероприятия для формирования у детей скульптурно - архитектурный образ города Омска. Планирую ряд экскурсий  по городу Омску для знакомства с архитектурными памятниками родного города. Задачи перед собой ставлю следующие:                              

* Научить детей видеть прекрасное вокруг себя                                                                                                                             * Научить детей видеть сходство скульптуры и архитектурных объектов с природой                                                                      

* Привить желание самостоятельно проявлять свои творческие способности в области скульптуры                                              

* Продолжать знакомить детей с изобразительным искусством, совершенствовать их умения в рисовании, лепке, аппликации.     * Продолжать взаимодействие с родителями по формированию у детей творческих способностей.                                                     * Разработать план по развитию театрального творчества, актерского мастерства.

* Познакомить детей с театральным искусством.                                                                        

Из поставленных задач видно, что самая главная моя цель: Развитие творческих способностей у детей

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»