Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Федоренко Сергей Александрович
заместитель директора по учебно-воспитательной работе СПБНОУ
"Православная общеобразовательная гимназия
Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского» в 2004-2012 гг.

 

На изломе золотой осени ученики 5-11 классов гимназии с несколькими своими учителями и заместителем директора по УВР 5 октября отправились в поездку в посёлок Рождествено Гатчинского района Ленинградской области. Поездка была плановой, согласованной с учащимися и их родителями ещё в прошлом году.

Почёму же был выбран именно этот маршрут? Можно ли считать это путешествие паломническим?

Учащиеся и педагоги бывали практически во всех монастырях Санкт-Петербургской епархии, но история православия не ичерпывается древними монастырскими стенами. Земли Верхнего Оредежа – это  земли Водской пятины Господина Великого Новгорода, а согласно геологических карт – это  восточная часть Ижорского плато. Археологические раскопки на этих землях проводились впервые ещё в девяностых годах XIXвека профессором Ивановским, тогда были вскрыты сотни курганов XII-XIXвеков и обнаружены могилы как славян, так и финно-угров. И те и другие были похоронены согласно христианских обычаев, а в их могилах были найдены украшения очень высокого североевропейского, уральского и северо-индийского происхождения. Были там и произведения новгородских златокузнецов из Басманской слободы, многие из них с христианской символикой.

Чего не находили в Верхнем Оредеже археологи, так это городищ. В границах восточной части Ижоской возвышенности нет хорошо обжитых и огороженных валом и тыном посёлковых крепостей, что так присуще порубежным землям. Это свидетельствует опять - таки о том , что в землях Ингрии царил долгий и устойчивый мир, основанный на общей крещальной купели славян и угро-финов. Говорят, что ещё пол-века назад жители местных деревень не знали замков и щёколд, а ограды существовали единственно для кур и коз. Храмы же и часовни тем более не закрывались, чтобы любой путник мог совершить молитвы перед иконами и поклониться кресту.

Особенностью  купола Ижорского плато является его безводность. Даже пруды, даже болота не держатся на нём, а колодцы могут быть глубиной в десятки метров. Это происходит потому, что слагающие плато известняки пористы, обильны трещинами и промоинами - вся вода проваливается через них, скапливаясь в основании известняковой линзы. Так образуются огромные подземные водоёмы, где вода, находясь под большим давлением, ищет выход наружу. И, конечно, находит. По всему контуру купола бьют родники, образующие многие ручьи, речушки и реки региона. Появлению таких родников нередко предшествовали молитвы и стояния с иконами наших православных предков. Такие родники почитались святыми. Есть такой святой источник и в усадебном парке села Рождествено.

В селе Рождествено издревле существовал православный храм, утраченный в лихолетье XVIIвека. В 1713 г в Рождествене, принадлежавшим тогда царевичу Алексею Петровичу, была построена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Новая церковь Рождества Пресвятыя Богородицы была построена в 1785 году, в короткую бытность села Рождествено городом. В 1845 году церковь сгорела, а ныне существующая церковь во имя  Рождества Божьей Матери была построена в камне в 1883 году. Этому храму была предопределена благополучная судьба: храм был закрыт только с 1940 по 1942 год, в - основном сохранив своё внутреннее убранство времен Александра III.

Паломнический интерес представляет безусловно недавно обретённая и чудесно самообновляющаяся икона Святого Архангела Михаила, писанная на медной доске, в стиле барокко. Этот образ находится в библиотеке Рождественского усадебного дома (на втором этаже).

Так что село Рождествено является, безусловно, одним из самых интересных поселений на юге нашей области, сохраняющих православные святыни. Интерес усадьба представляет и как связанная с именем великого русского писателя В.В. Набокова . Рождествено и близлежащие места мастер слова описал в своём романе "Другие берега". В.В. Набоков должен был вступить в наследование этой усадьбой в 1920 году, но этому помешали её национализация большевиками.

Автобус с учащимися и учителями стартовал у здания гимназии на улице Тельмана и, быстро набирая скорость, удачно избежав всевозможных пробок, решительно рассек южную оконечность города и через окружную выехал на Киевское шоссе. Езда по Киевскому шоссе, до революции называвшемуся Варшавским, а ещё за век до этого Лужским, заняла около часа. Свернув влево с щоссе и вскарабкавшись на горку, автобус припарковался на уютной стоянке для туристического автотранспорта у обочины Рождественского парка.

Старинное светлого цвета усадебное здание встретило нас на своём крыльце каким-то необычайным запахом дачного петербургского пригорода, в котором можно было уловить и запах прелых липовых листьев и свежесть от несущейся по соседству речной воды. Кажущийся не таким громадным при первом внешнем знакомстве с ним особняк изнутри оказался достаточно обширным.

В вестибюле усадебного дома центральным  местом является ломящаяся под тяжестью всевозможных книг и путеводителей касса музея, но вскоре понимаешь, что привлекает ни она сама и не  приятной внешности музейная работница, радушно высматривающая посетителей, как бы обрамляющие кассу и размещенные на стенах вокруг неё прекрасные картины с пейзажными видами села Рождествена. Там и вид на церковь со стороны усадьбы, и вид осеннего парка, и река Грезна и многие другие виды здешних мест.

Когда экскурсовод рассказала об авторе этих картин, то замолчали и самые бойкие дети. Их автор – заслуженный  художник России Птицын, ветеран войны, инвалид, пишущий картины культяпками, оставшимися от рук русского солдата. Художник здравствует и ныне. Дай Бог ему здоровья и благополучия его семье!

Сам дом имеет длинную и богатую на события историю. Помнят его стены внука  его предпоследнего и племянника последнего хозяина из рода Рукавишиниковых – гимназиста  Володю Набокова, ставшего великим русским писателем Владимиром Набоковым, но уже за пределами Отечества.

В.Набоков, благодаря своему таланту стал обеспеченным и даже богатым человеком, но никогда не строил и не покупал своего собственного жилья, считая своим единственным домом родное Рождествено.

Сейчас усадьба далека от рукавшниковского шика: вся мебель, книги и даже огромная металлическая электрическая люстра были вывезены частью в 1919 году, частью в середине двадцатых годов ушедшего века, а в недавнем прошлом дом пережил пожар(1995). Пожар пощадил сами внешние стены здания , но рухнул бельведер со смотровой площадкой и перекрытия. Очень тяжело шло восстановление, но внутренняя отделка лестниц и бельведера ещё не завершена. Ещё слишком много пустых помещений в усадебном доме, не хватает предметов для экспозиции. Типично областной российский музей страдает от государственного недофинансирования и немногочисленности меценатов. Предположительно мебель из усадьбы осела в гатчинском замке и в других музеях петербургских пригородов.

Однако с пожаром связано и для православных христиан, я бы сказал, чудесное событие.

После трагического пожара , произошедшего ,кстати, в день рождения В.В. Набокова - 10 апреля, работники музея во главе его директором А.А. Сёмочкиным, разбирая завалы на пожарище, обнаружили закопченную медную доску, выпавшую, видимо, из-под потолочных перекрытий или из какого-то иного тайного схрона. Взглядом опытного архитектора и искусствоведа и чутьём православного человека директор понял, что перед ним старинная икона, писанная на меди. Икону удалось слегка расчистить до той степени, чтобы разглядеть на ней контуры фигуры святого, замахнувшегося на супостата копьём. Музейщики решили, что это, скорее всего, святой Георгий Победоносец, поражаюший копьём змия или, в крайнем случае, святой Дмитрий Солунский, поражающий копьём царя Калояна. Окончательное же мнение склонилось в сторону принадлежности образа святому Георгию.

Обретённую икону поместили на стене второго этажа восстанавливаемого дома и творили перед ней молитвы святому Георгию Победоносцу. Но вскоре произошло совершеннейшее чудо: без всяких реставрационных усилий в верхней части иконы проступила надпись: "Образ Архистратига Божия Михаила", а вскоре проявилась и вся фигура святого Архангела Михаила, повергающего трезубцем беса. Я внимательно осмотрел эту икону и понял, что это произведение эпохи позднего русского барокко. Какой-то благочестивый русский человек спас эту икону от поругания безбожниками тогда, когда в усадьбе была школа или ещё ранее того.

Преподаватели и учащиеся гимназии с благоговением постояли перед явленным и обновляющимся образом, прочитали тропари и молитвы святому Архангелу Михаилу и приложились к иконе. Радостно осознавать, что явление этой иконы напоминает нам о непрерываемости отношений небесных сил с земным человечеством. Такие чудеса очень важны для укрепления духа людей, живущих в наше чрезмерно секуляризованное время.

Экскурсовод провёл ребят по всем доступным для осмотра помещениям дворца. Поднялись на  бельводер, постояли и на западном балконе усадьбы, смотрящем на реку и дорогу, где юный Набоков целовался с той, кого он в "Других Берегах" называет Тамарой, в "Машеньке" Машенькой, а в "Аде"-Адой, Аделаидой.

После усадьбы было ещё путешествие на святой источник в конце Рождественского парка, чтобы заполнить заготовленные ёмкости водой из него.

Было и шумное ребячество, разжигание мангалов с обжариванием привезённой снеди на специально отведённом месте в начале парка по соседству со старым кирпичным зданием постройки врёмен немецкой оккупации.

К сожалению, оказалась закрытой на уборку Рождественская церковь, но это уже не могло испортить прекрасных впечатлений от этой экскурсионной и паломнической поездки.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»