Методическая разработка родительского собрания «Школа родительской любви» Вронской Елены Ивановны, учителя русского языка и литературы, ГБОУ №38 Приморского района г. Санкт-Петербурга
«Школа родительской любви».
Традиционная форма проведения родительского собрания чаще всего сводится к монологической речи учителя-классного руководителя, к подведению итогов учащихся , связанных с успеваемостью и поведением ,и к индивидуальным собеседованиям с родителями по поводу конкретного ребёнка.
Мы пытаемся внедрить новую форму работы с родителями. Гуманные технологии предполагают СОТРУДНИЧЕСТВО детей , родителей , учителей.
Мы хотим донести до родителей полезную информацию о воспитании , о методах воздействия на ребёнка без поучений и призывов , а привлекая родителей в разговор , выслушивая их точку зрения , делясь размышлениями и советуясь с психологом и учителями.
В стенах нашей школы мы открыли «Школу родительской любви» , где в комфортной , творческой обстановке , совместно с ведущими педагогами , психологами , социальным педагогом и « умным сердцем» родителей предлагаем мамам и папам познать самих себя , своих детей , учиться слушать , сочувствовать , понимать и наблюдать.
1.Подготовка к родительскому собранию.
а) Заранее объявляется тема собрания .
б) Анкетирование родителей ,анкетирование детей .
(Анкетирование анонимно проводит социологическая служба школы ).
в) Родители готовят интересующие их вопросы психологу по заданной теме.
г) Выбор инициативных групп ( от каждого класса по 2-3 человека ).
Собрание проводится по параллелям классов ,соблюдая возрастные особенности детей , в актовом зале.
2.Тема заседания родительского клуба «ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» в шестых классах.
Оснащение зала : интерактивная доска, отдельные столы для психолога , социального педагога , педагогов ,инициативных групп , ведущего . Остальные места – для родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ .
Как воспитать ребёнка, чтобы вскрыть лучшее, что в нём заложено , и проявить всё лучшее , что есть в нас самих ?
Одного единственного рецепта нет и быть не может. Точно так же, как и нет идеальных детей , и поверьте , не существует идеальных родителей . Быть хорошими родителями – значит всё время учиться ими быть , развивать интуицию , самообучаться по мере того , как растут дети , помогать себе и им стать ближе друг к другу .
Очень часто ребёнок становится нервным , агрессивным и неуравновешенным , если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и , как это ни парадоксально , поощрения . Уровень тревожности в этом случае у ребёнка становится высоким , а результаты учебной деятельности снижаются .
Значит , принуждение и поощрение как методы воспитания не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребёнка , хотя родители ими охотно пользуются . Об этом наш сегодняшний разговор.
-Что же ,по Вашему мнению , такое ПООЩРЕНИЕ ? НАКАЗАНИЕ ?
Схема работы: ответ – группа, ответ – аудитория ( добавления ), ответ – эксперт. Родители высказывают свои мнения. Итог подводит эксперт.
Смотрим на результаты анкет родителей (ответы высвечиваются на экране ).
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :
1.Хорошо ли Вы знаете своего ребёнка?
- да
- не очень
- свой вариант
2.Много ли внимания Вы уделяете воспитанию своего ребёнка ?
- круглые сутки
- 5-6 часов
- 1-2 часа
- только своё свободное время
3.Часто ли Вы хвалите своего ребёнка ?
- всегда
- иногда
- никогда
4.Как Вы поощряете своего ребёнка ?
-радуетесь вместе с ним
- просто хвалите
- покупаете дорогие вещи , игрушки
5.Как Вы наказываете своего ребёнка ?
- Вы не разговариваете с ним
- не разрешаете смотреть телевизор , сидеть за компьютером
- свой вариант
- никак не наказываю.
А теперь посмотрим ,что ответили Ваши дети на вопросы по поводу нашей сегодняшней темы (на экране ).
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ :
1.Обижаются на родителей…(причины)
2.Родители хвалят…(причины)
3.Родители наказывают…(причины)
4.Дети не понимают родителей…(причины).
ОБЯЗАТЕЛЬНО прокомментировать ситуацию и зачитать некоторые высказывания из детских анкет.
ОБСУЖДЕНИЕ.
-За что следует наказывать детей ?
-За что нужно поощрять детей ?
Предлагается рассмотреть несколько проблемных ситуаций , с которыми сталкиваемся в жизни ( для инициативных групп ).
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
1.Родители долго думали,что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили мобильный телефон. Получив подарок , девочка была возмущена : « я думала , что Вы мне что-нибудь поприличнее купите!»
2.В семье родился маленький ребёнок , после чего поведение старшего сына изменилось. Всё чаще и чаще он начинал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший сын тоже стал предметом его агрессии. В очередной раз , когда мама попросила посидеть старшего сына с младшим , он ответил : «я в няньки не нанимался !» .Родители были возмущены. Последовало наказание за провинность.
3.В семье было принято , что дети в конце недели отчитываются о результатах своей учебы . Если ,по мнению родителей , результаты были хорошими , то дети получали поощрение в виде денег. Если родителей учебные результаты не устраивали ,то они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче : делать полную уборку , поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда , и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
Инициативные группы обсуждают проблемные ситуации ( 5-7 минут ).В это время – вопросы аудитории :
-Я хвалю ребёнка , если…
-Я ругаю ребёнка , если…
-Я дарю ему подарки , если…
-Я запрещаю ему , если…
Комментирование высказываний родителей социальным педагогом.
Возвращаемся к проблемным ситуациям (тексты высвечиваются на экране ). Схема работы: выступление иниц. групп,затем – добавления родителей из зала ,выводы и советы психолога .
Вопросы психологу, социальному педагогу , учителям от родителей.
Подводим итоги нашего общения.
На экране выдержки из книги Дороти Лоу Нолт « Революция в обучении» :
ДЕТИ УЧАТСЯ ТОМУ , ЧТО ОНИ ВИДЯТ ВОКРУГ СЕБЯ!
Если ребёнок живёт в атмосфере критики , он учится порицать.
Если ребёнок живёт а обстановке враждебности , он учится воевать.
Если ребёнок живёт в атмосфере страха ,он учится бояться.
Если ребёнок окружён жалостью , он учится жалеть самого себя.
Если ребёнок окружён насмешками , он учится робеть.
Если ребёнок окружён ревностью , он учится завидовать.
Если ребёнок живёт с чувством стыда , он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребёнок чувствует поощрение , он учится быть уверенным в себе.
Если ребёнок живёт в атмосфере терпимости , он учится быть терпимым.
Если ребёнка хвалят , он учится быть благодарным.
Если ребёнок живёт в атмосфере любви ,он учится любить.
Если ребёнок чувствует одобрение окружающих , он учится любить себя.
Если вокруг ребёнка все делятся друг с другом , он учится щедрости.
Если ребёнок живёт среди честных и справедливых людей , он поймёт , что такое правда и справедливость .
Если ребёнок живёт с чувством безопасности , он учится верить в себя и в окружающих.
А в какой атмосфере живёт Ваш ребёнок ?
ПОДУМАЙТЕ об этом ,дорогие мамы и папы ,бабушки и дедушки !
И последнее….всем нам – и родителям , и учителям «узелки на память» (высвечиваются на экране и раздаются всем присутствующим):
УЗЕЛОК 1. Никогда не делать подарки детям ради того , чтобы добиться от них послушания!
УЗЕЛОК 2. Помните ,слова « нет» , « нельзя» у детей вызывают раздражение. Старайтесь искренне убедить их в невозможности чего-либо !
УЗЕЛОК 3. Учитывая психологический риск , связанный с наказанием , подумайте, чем можно заменить его – терпением ? объяснением ? большим вниманием?
ОСНОВА ЖИЗНИ ВСЯКОЙ ХОРОШЕЙ СЕМЬИ –ЛЮБОВЬ , ПРОЩЕНИЕ , ТЕРПЕНИЕ…..
Всего доброго! До следующей встречи!