УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ОРКСЭ, МОДУЛЬ ПРАВОСЛАВИЕ "ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК" Залесская Наталья Юрьевна, ГБОУ СОШ №377 Кировского района Санкт-Петербурга - учитель начальных классов Лялина Светлана Анатольевна, ГБОУ СОШ №377 Кировского района Санкт-Петербурга - учитель начальных классов Общеизвестно, что предметом школьного изучения является русский литературный язык. Также известно, что приходится сталкиваться со знаниями исторической грамматики и церковнославянского языка. Для учащихся всегда полезно изучать историю языка. В начальной школе с 4 класса введен в программу предмет ОРКСЭ. Это достаточно новый предмет, который ввели в программу начальной школы в 2012 году. На нем изучают разные мировые религии и светскую этику, и состоит он из шести параллельных модулей: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики». Каждый модуль рассчитан на 34 часа и изучается в течение всего 4-го класса. Темы внутри модулей могут различаться, но есть и несколько общих для всех занятий. Например, первый урок любого из них — «Россия — наша Родина». Обычно занятия проходят один раз в неделю. По расписанию урок ОРКСЭ проходит в одно время у всех классов параллели, поэтому во время занятий дети «перемешиваются» по модулям в зависимости от выбранной темы. Например, если несколько детей из разных классов захотят изучать «Основы православной культуры», то они будут делать это вместе. Патриарх Московский, а также всея Руси Кирилл отметил в ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях, то что основной целью духовно-нравственного воспитания считается «... ознакомление и приобщение детей к традиции, в каковой живет его семья». Освоение предмета ОРКСЭ формирует условия для становления духовно богатой, нравственно чистой, а также физически здоровой личности ребенка. Когда учебное заведение и родители станут союзниками, вместе станут устанавливать более эффективные способы решения проблемы, определят содержание и формы педагогического просвещения, в таком случае это поможет в создании ценностных жизненных ориентиров. В современном мире особое значение имеет духовно-нравственное воспитание младших школьников. Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся формирует и развивает у них уважительное отношение к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к истории и культуре, духовным традициям. Я хочу поделиться своим опытом в проведении урока по теме «Церковнославянский язык» в рамках актуальных вопросов содержания и методики преподавания комплексного курса ОРКСЭ. Целью проведенного мероприятия было дано представление о церковнославянском языке, его историческом развитии, о церковнославянской азбуке, о славянских цифрах. Первостепенной задачей являлось узнать, что такое церковнославянский язык как язык богослужения. Также узнать историю возникновения славянской письменности, изучив просветительскую деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создание ими глаголицы и кириллицы. Изучение основ церковнославянского языка поможет сформировать основы российской гражданской идентичности чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Учащиеся овладеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевые высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Учащиеся овладеют начальными сведениями о сущности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Для изучения этого учебного компонента могут применяться различные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Рассмотрим конкретный урок по теме «церковнославянский язык». Чтобы мотивировать учащихся заинтересовать их, учитель предлагает прослушать аудиозапись песни Б. Окуджава «Молитва». Задается вопрос: «Все ли слова в песне понятны?» Далее предлагает прослушать фрагмент аудиозаписи «Утренняя молитва на день грядущий». Задает тот же вопрос и дополняет: «Почему?». Учитель предлагает посмотреть изображение страниц книг, написанных на «церковнославянском языке». Дает пояснение. Просит сформулировать тему урока и цели. Необходимо актуализировать опорные знания через интервальное общение с учащимися, чтобы они четко понимали, что они уже знают, что им предстоит открыть для себя. Изучение нового материала целесообразно начать с презентации о «церковнославянском языке, об истории его создания, о святых братьях Кирилл и Мефодии. Учащихся можно предложить индивидуальные задания. Перевести слова на современный язык. чело - лоб скрания - виски очи - глаза ланиты - щеки уста - губы выя - шея рамена - плечи перси - грудь чрево – живот десница - правая рука шуйца - левая рука длань - ладонь перст - палец Учебная работа с текстом в учебниках очень важна, так как является источником знаний при обучении курса ОРКСЭ. Важно умение понимать тему сообщения, логику развития мысли автора, извлекать нужную информацию. На данном уроке учащиеся читают статью Захаровой М.Б. «Азбука Кириллицы». В целях формирования познавательной активности знакомимся с древнеславянским счетом. Учащиеся выполняют задания по группам с последующей взаимопроверкой. Затем проводится рефлексия. Почему же в православной церкви молятся на церковнославянском языке? Обучающиеся высказывают свое мнение. Все слушают по видеозаписи речь монаха. «Современно не важно, на каком языке мы молимся, мы можем говорить хоть на русском, хоть на китайском, хоть на церковнославянском», хоть английском, Господь нас все равно слышит и прекрасно поймет, потому что Господь слышит не наши слова, а наши сердца. А оно стучит на общечеловеческом языке. Но для Бога нет разницы, на каком языке мы молимся, а для нас есть, потому что язык – это ключ к сокровищнице народа, на чьем языке мы говорим? Русская православная церковь традиционно молится на церковнославянском языке. Что же такое церковнославянский язык? Во-первых, это язык, специально-созданный для молитвы, для богослужения. Этот язык не употребляется в быту. Во-вторых, Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий максимально приблизили церковнославянский язык к греческому языку. Греческий язык изначально был языком культуры целой цивилизации, языком международного общения. Александр Македонский объединил огромное количество людей. Духовные сокровища и богатства покоренных народов. Например, были переведены на греческий язык. Библия (Ветхий Завет). Новый Завет сразу писался на греческом языке. Создавая церковнославянский язык, Святые Кирилл и Мефодий максимально приблизили его к греческому языку. Таким образом, дали возможность славянским народам прикоснуться к опыту цивилизации, который накопился за тысячелетия, и культуре общения с Богом. 5666059242570Читая молитвы на церковнославянском языке, мы учимся понимать глубину мысли в молитве. Наставление, как человеку познать счисление лет. 27621933613150276225074244200От начала сотворения сего мира, с той поры считаем до настоящего времени года Количество месяцев определяется от начала сотворения мира до настоящего времени прошло календарных месяцев 31130872174888077204743451483360132080Чтобы сосчитать месяцы от сотворения до настоящего времени или до какого времени хочешь, то считай по месяцев в каждом году. 53657503103880Количество недель определяется от сотворения в том же количестве лет 3441700157480в годах содержится недели. 53635293596323Каждый может определить что в одном году недели. Чтобы вычислить количество дней нужно знать, что количестве лет день. Количество часов определяется. От Адама в том же количестве лет 1917065171450часа, кроме ночных. Так образуется недели, месяцы и годы. Чтобы получить недели, месяцы и годы будем считать во дне часов. 1740535494030Числа 1000, 2000 и так далее славяне записывались буквами, 1, 2…, нужны были специальные значки, которые обозначали тысячи, и без титло. 11410957080300 8610604508500Десятки тысяч тоже обозначались первыми буквами алфавита, обводились кружком и без титло. 803910213360Аналогичные обозначения применялись и для цифр класса сотен тысяч и единиц миллионов. Сегодня церковнославянские цифры мы можем изучать по сочинению Кирика Новгородца «Наставление, как человеку познать счисление лет» (1136 год). В нём Кирик исчисляет количество лет, прошедших, как он полагал, от дня сотворения мира вплоть до того дня, когда он писал своё творение. Эти года он переводит в месяцы, далее в недели, далее дни, а также в часы. Рукописное творение Кирика считается одним-единственным математическим документом, дошедшим вплоть до нашего времени с даже тех далёких времен. Свои вычисления Кирик Новгородец проводит согласно старому стилю. Он значительно отличался от современного на 5508. Таким образом Освоение церковнославянского языка стимулирует познавательную деятельность учеников, увеличивает заинтересованность к изучению родного языка, а также литературы, совершенствует речь и расширяет знания в области литературы, русского языка, культуры, истории, летописи. Вследствие знакомству с церковнославянским языком учащиеся обогащают свой лексический багаж, понимая происхождение слов, расширяют синонимические ряды, расширяют цепочки однокоренных слов. Все без исключения это способствует повышению грамотности учащихся. Список литературы: Плетнева А.А, Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык/А.А. Плетнева, А. Г. Кравецкий – М. : Совет русской православной церкви, 2006.