Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
О религии… Взгляд из прошлого. Я хочу опубликовать мысли по вопросам религии, духовности и культуры. Это письмо, которое я когда-то адресовала своей ученице. Она написала заметку, а я попыталась объяснить свою точку зрения по выбранной теме. Кто же мог тогда, тридцать лет назад, предположить, что за колбасу и возможность просмотра по TV сомнительного качества иностранных фильмов (написала по-другому, но…) развалят нашу страну! Классика жанра, отработанная еще в Древнем Риме: хлеба и зрелищ! Чубайсы, Гайдары, Собчаки…ваучеры .., чтобы не смели сопротивляться и возмущаться, подключили религию. Всегда срабатывало, беспроигрышный вариант! А начинать надо с детей, ввести в школе уроки религиозной пропаганды под предлогом воспитания нравственности, духовности, культуры. Пока разберутся, ан воспитано уже поколение рабов божьих, одурманенных, покорных, фанатичных … Все по тексту будет понятно: « …У меня нет той радостной восторженности, которую, мне кажется, испытываешь ты. Может быть потому, что я значительно старше и многое воспринимаю, исходя из личного опыта и воспитания на уровне взглядов своего поколения. Твоя жизненная позиция, твои убеждения формировались в последние годы, характеризующиеся крайней противоречивостью и нестабильностью. Перестройка породила массу проблем, но главная, и с ней нашему обществу еще придется столкнуться в ближайшие годы, - это разрушение идеалов у молодого поколения, что весьма опасно, по-моему, в столь юном возрасте, когда «уже не ребенок, но еще и не муж». Ведь недаром литература для юношества, на которой воспитано ни одно поколение, полна романтики и героизма. Молодой человек должен верить в добро и счастье, иначе он превращается в нигилиста, становится потребителем и разрушителем. И основным принципом жизни оказывается выражение: «после нас хоть потоп!». Зачем верить в будущее, если в прошлом один обман и ошибки? А сегодня всю духовность и культуру замыкают на религии. Средства массовой информации так этим увлеклись, что забыли: у нас церковь отделена от государства и школы, и религиозная пропаганда уголовно наказуема. Нельзя подменять воспитание заучиванием десятка молитв. Вера в бога и образованность – не есть одно и то же. В противном случае получается, что наиболее «духовными, культурными» были крепостные века два-три назад, которые безоглядно верили в бога, и все образование которых сводилось к устному народному творчеству да приметам и суевериям. Радетели за русскую культуру, умываясь слезами, умильно «вспоминают старые, добрые времена». Но ведь не от сладкой и сытой жизни брались крестьяне за топоры (заметь, при этом веря в Христа). Не может же то, что написано о бедняках Лесковым, Тургеневым и другими русскими и национальными писателями и поэтами прошлого, быть только плодом их «больного» воображения. Сейчас получается, что при царе-батюшке все жили счастливо и богато. Но кто эти неведомые…все?!! А нищета и бесправие низов – выдумка революционеров и демократов?!! Я опять отвлеклась от основной мысли своего повествования, меня все время «заносит», т.к. многие вопросы настолько запутаны и переплетены, что трудно, говоря об одном, не затронуть соседних проблем. То, о чем я тебе пишу, плоды моих размышлений на темы истории, религии, воспитания…, мое мироощущение и мировосприятие. Последние годы я довольно много читала исторической литературы, пытаясь разобраться в хитросплетениях древнерусской истории. Чем дальше вникаешь с глубь веков, тем больше запутываешься. Явно не хватает специальных, систематических знаний, а дилетантизм – плохой советчик… Никогда не понимала и не принимала мысли об «изначальной религиозности человека, религиозности от природы» (суеверность – да, но не религиозность). Она не может быть верна хотя бы потому, что религия – массовое общественное явление. Ребенок же в раннем детстве окружен родителями и другими взрослыми, которые либо внушают ему религиозные мысли, либо растят его атеистом. В семьях, где нет религиозных культовых обычаев, дети зачастую до 5-7 лет вообще не задумываются о том, «что есть бог». Никогда не встречаясь с чем-либо, трудно оценить достоинства или недостатки предмета, явления и т.д. В раннем детстве у малышей присутствует лишь предметное восприятие (увидел, потрогал, запомнил название и только потом данный предмет может стать воображаемым, абстрактным). Маленький ребенок должен пройти через этап «научения» умению обобщать явления и предметы. «Мой мяч, моя погремушка», и лишь значительно позже все эти предметы объединяются в одном понятии – «игрушки». Ребенок, которого с детства не запугивали чертями, лешими, домовыми, не может ощущать суеверного страха перед ними, как не может «любить боженьку» или «бояться его гнева», если слышал слово «бог» изредка в выражениях типа «бог с ним», сказанных между делом. На эту тему есть интересная ситуация в книге К.Чуковского «От двух до пяти»: играют две малышки лет 3-4 (пишу по памяти), одна другой говорит: - Моя бабушка все время ругается: «Черт, черт, черт»… - А моя: «Гошподи, гошподи, гошподи»…Ведь это подслушано автором в самом «детстве»… Лишь значительно позже, пытаясь разобраться в сложности происходящего, в первоначале мира, современный ребенок из обычной советской (!) семьи сталкивается в мифе о создании Земли и возникновении жизни с Богом-творцом (часто впервые это рассказывается ему сверстниками как сказку или «страшную историю»). Я не могу понять современных молодых родителей, которые «приносят детские души на алтарь церкви». Зачем? Но это отдельная тема. И еще раз подчеркиваю, что религиозное сознание может формироваться у ребенка лишь при помощи старших. Не случайно после введения христианства на Руси при церквях были созданы специальные школы, чтобы с детства формировать у ребенка это религиозное сознание, т.к. детские головы еще не «затуманены» светскими знаниями, да и собственный взгляд на вещи и окружающее еще не сложился. А поколебать или разрушить представления взрослого человека значительно сложнее. Суеверие же – это страх перед всем неизвестным, следствие неграмотности и темноты. Чтобы сохранить, защитить себя, народ придумал добрых и злых духов. Это только «зачатки» религиозного сознания, а в каком направлении пойдет развитие дальше – зависит от общества и человека. Почему сейчас многие «ударились в религию»? Подобные всплески характерны для нестабильной обстановки в государстве (войны, стихийные бедствия, эпидемии и т.п.). Человек больше волнуется за себя, своих близких, поэтому пытается «обезопаситься охранной грамотой», «получить индульгенцию», переложить ответственность: поставил в церкви свечку, послушал молебен, а теперь надейся, что все невзгоды пройдут мимо… В какую эпоху и в какой стране люди были полностью довольны собой и своей жизнью? По самой своей сути человек не может удовлетвориться действительностью, всегда мечтая о лучшей доле. А несбыточные мечты, сталкиваясь с мрачной действительностью, рождают веру и надежду, которые и выливаются в «райские обещания». Но не задаром, а лишь при условии терпения и повиновения во дне сегодняшнем. Почему именно религия? Потому что никто и никогда не сможет проверить, есть ли загробный мир и насколько счастливы «там живущие». Об этом можно прочесть у Омара Хайяма: «Из допущенных в рай и повергнутых в ад Никогда и никто не вернулся назад. Грешен ты или свят, беден или богат - Уходя, не надейся и ты на возврат». Рубаи. №259 Но любая светлая мечта утопична. И жизнь не может идти «без сучка и задоринки», а человек в суете дня воспринимает тревоги и волнения, как мировую трагедию. А так ли частные события будут выглядеть в веках, оставят ли там хоть слабый след? Ты много читала (книги же обобщают мудрость поколения, если писатель достоин своего пера), где-нибудь ты встречала абсолютно счастливого человека (я не говорю о круглых идиотах)? Люди, добившиеся успеха, достигшие вершин карьеры – глубоко несчастны, т.к. им не о чем больше мечтать, не к чему стремиться. Человек всю жизнь наивно надеется, что вот-вот он достигнет вершин счастья. Но ведь осознать, полностью ли ты счастлив, достиг ли своего «звездного часа» (если ты не кинозвезда), можно только в сравнении с чем-то, а т.к. вся жизнь позади лишь у того, кто находится на смертном одре, то он и может «вспомнить» свои счастливые минуты, а перед вратами смерти часто не до таких «пустяков». Положительное или отрицательное значение в жизни человека играет религия? Вопрос сложный, не предполагающий однозначного ответа. Вряд ли в цивилизованных странах остались люди, которые искренне верят в бога, как те, кто жил 300-500 лет назад. Я имею ввиду всю систему первичных религиозных знаний, которой ограничивалась вера простых людей (происхождение мира и человека, рай и ад, исповеди и очищения, многое другое, что обязан был знать, делать, в соответствии с чем должен был жить верующий человек). Бурное развитие науки, обязательность определенной базы знаний, средства массовой информации поубавили число верующих во что-то конкретное. Верят в торжество разума, справедливости, верят в оккультные науки (хотя и с оглядкой), верят в «божий дух» (называй, как хочешь), который должен (!) охранять их и близких, способствовать благополучию. Осязаемой веры в определенного человека (пусть даже единого в трех лицах), на мой взгляд, почти не осталось (еще раз подчеркиваю, что я рассматриваю нормального человека, не дегенерата, с обычными умственными возможностями, способного думать, анализировать, обобщать…). Понимаешь, по-моему, такая вера близка к вере в коммунизм, как идеальное сообщество свободных, счастливых людей. Но для коммунистов: такое общество может быть построено только усилиями самих людей (я рассматриваю абстрактную модель, не касаясь путей построения подобного общества и того, куда на сегодня пришла и идет наша страна). А верующий в бога пытается подобного идеала достичь, не прикладывая к этому своих прямых усилий (кроме культовых обрядов). Если будешь глубоко верить и твердо придерживаться всех законов и правил христианства, то попадешь прямехонько в рай (чем не утрированное, доведенное до полуабсурда, коммунистическое общество?). Почему верно только учение Христа? Миллионы людей также неистово и рьяно отдают свою душу Магомету, Будде и т.п. Даже среди поклонников христианства нет единства: православие, католичество и протестантизм значительно отличаются друг от друга, хоть и имеют единые корни. Что же представляет собой «истинная вера», и стоит ли она тех жертв, которые на протяжении многих веков ей приносились (крестовые походы, костры инквизиции, самосожжение старообрядцев …). С богом на устах совершались самые кровавые злодеяния, приносились невинные жертвы. Все войны прошлого благословлялись церковью. А вспомни великие завоевания новых земель!.. И где же был карающий бог?! Некоторые религии существуют на нашей планете тысячелетия, другие – чуть моложе, но веками они «живут» вместе; иногда мирно, чаще – противоборствуя, а победить друг друга не имеют возможности, т.к. нет ответа на вопрос: «Чей бог лучше?» Верующие не способны обратить в свою религию всех «неверных», нет исчерпывающих аргументов, поэтому: «Каждый молится богу на собственный лад, Всем нам хочется в рай и не хочется в ад…» Омар Хайям. Рубаи. №316 Да, возможно, в отдаленном прошлом где-то жил человек, имя которому было Христос. Он обладал недюжинными умственными способностями, жертвовал собой ради людей. Но где кончается правда и начинается вымысел? Я не могу себя заставить верить в абстрактного хорошего человека-бога, который вознесся на небеса две тысячи лет назад и с тех пор только взирает со своей выси на земные безобразия, обещая «наказать виновных за грехи». Всевозможные слухи и предзнаменования меня тоже не убеждают, это все нематериально, неощутимо, следовательно, неубедительно. Почему надо надеяться на бога в том, что зависит только от тебя или других людей? Глубокие сомнения терзают меня по поводу божественных возможностей Христа. Мне ближе по духу авантюрист Калиостро, в которого никто не заставляет верить и которому не надо кланяться. Конечно, современная богословская наука значительно модернизировала свои взгляды под напором открытий науки и развития техники. Но и подновленная «сказка» о боге малоубедительна. Допустим, что Христос – пришелец из другого мира, т.е. «инопланетянин». Тогда все его «чудеса» и «превращения», опять-таки, на мой взгляд, говорят лишь о неограниченных возможностях человека и … познания. Вспомни, как воспринимали туземцы первых европейцев (полубоги, им поклонялись). Многое из того, что для нас стало обыденным, повседневным, для тех же Лыковых, проживших уединенно всего ничего (в мировом масштабе времени) – настоящее чудо или порождение дьявола. А если те пришельцы были из миров, ушедших от нашей цивилизации на несколько тысяч лет вперед, то трудно даже оценить их возможности. А если все-таки легенда об Атлантиде имеет под собой реальную основу? Загадок много, а объяснений пока не дано. Даже «туринская плащеница» не раскрывает пока всех своих «секретов». Мне совершенно безразлично, в какого бога верит мой сосед, и верит ли вообще. Конечно, как русскому человеку, мне ближе идеалы христианства; наша культура, история, обычаи берут начало в этой религии. Но так как гуманистическая мораль общечеловечна, то и в любой вере можно найти основы этой морали. Часто говорят, что моральный кодекс (тот самый, от которого сегодня отказались) строится на основных заповедях Христа. В этом, на мой взгляд, нет ничего удивительного или предосудительного, т.к. по таким принципам строится жизнь любого разумного общества. В каждом учении, и в религиозном в том числе, надо уметь находить «рациональное зерно». Учение – это не система взглядов одного человека (даже если носит имя создателя), а результат обобщения опыта и знаний поколения. Моральные основы христианства (особенно православного) гуманны: «не убей, не укради, возлюби ближнего своего (не возлюби жены ближнего своего)…» Но этот гуманизм ограничен рамками классового общества, в котором родилась и крепла эта религия. Нельзя согласиться с «властью от бога», «божьим наказанием за грехи» и т.д. «Раз желаньям, творец, ты предел положил, От рожденья поступки мои предрешил, То, выходит, грехи я не сам совершил, А лишь в меру тобою отпущенных сил.» Омар Хайям. Рубаи. №355 Христианство формировалось как религия угнетенных, но к IX-X векам, когда происходило массовое проникновение этой религии в Русские земли, она уже успела «модернизироваться» в угоду правящей элите. Поэтому-то она была принята не только Владимиром, но и его боярским окружением. Она, вера, помогала им подавлять народное стремление к свободе, вольности. Подготовка к смене веры велась довольно долго. Язычество не могло удовлетворить правящую верхушку, т.к. богов (идолов) было довольно много, различные племена (меря, чудь, древляне и т.д) поклонялись своим идолам, что не способствовало единению и подчинению. Ольга крестилась в Константинополе в 955 г., а ее внук ввел христианство, как религию Киевской Руси лишь в 988 г., т.е. 33 года (возраст распятого Христа, очень интересно!?) шла подготовка к этому событию. В других регионах, особенно на севере в псковско-новгородских краях, эта вера утвердилась значительно позже. Но это лишь внешняя сторона события, т.к. к 988 г. в Киеве уже жило довольно много христиан (по упоминаниям летописцев), которые не могли не оказывать влияния на своих сограждан. И все же среди простых людей далеко не все согласились принять новую веру (пошли против воли князя!), обрекая себя на гонения, уходя в леса или становясь разбойниками (тоже исторический факт). Не следует также забывать, что принятие этой религии давало возможность Владимиру жениться на сестре греческих императоров, Анне, которая была истинной христианкой и не желала связывать свою судьбу с неверным. Да, но у английского или турецкого владыки тоже могла быть красавица-дочь или сестра, а что если бы кто-нибудь из них приглянулся русскому князю? Правда, женитьба для правящих особ обычно являлась скорее политическим решением, чем велением сердца. Но Владимир – необычный князь, он был достаточно своеволен, являясь сыном великого князя и ключницы, он всю жизнь пытался самоутвердиться, доказывая свое право на власть. По древним авторам, у него было пять (может и более) жен, причем, по-моему, он женился по своей воле, зачастую насильно или преодолевая возникающие при этом препятствия. По свидетельству летописцев, Владимира в христианской вере привлекли, в первую очередь, пышность и красивость обрядов ( т.е. внешняя форма), миф о сотворении мира (чудесная сказка) и о конце жизни ( вступая на заключительный этап своего пути, он не мог не подумать об обеспечении себе «дальнейшей жизни», как всякий тщеславный и честолюбивый человек, он не мог смириться с «небытием»). Но само учение, как система религиозно-философских взглядов, не служило источником укрепления веры этого князя, т.к. круг его дел и интересов, по-моему, далек от забот о собственной душе. Это был мужественный, деятельный, решительный человек (князь-воин) и идеализм, отличающий глубоко верующих, был ему чужд. Я не сообщаю тебе каких-либо новых сведений, а просто рассматриваю их под другим углом зрения. На определенном этапе именно единство веры способствовало объединению Руси. Но, в то же время, под защиту более сильного соседа шли и народы других религий. Наше государство отличалось от западных терпимостью к инаковерующим. Тупой, оголтелый фанатизм и гонения – редкое явление в среде русских людей. Ты пытаешься обвинить в ошибках царизм, но «выгородить» религию. Давай подумаем вместе. Кого сегодня обвиняют в развале экономики, государства – коммунистов, потому что они 70 лет стоят у власти и пытаются строить общество, исходя из принципов и законов своего учения. Так?.. Но ведь до 17 года официальной идеологией страны была именно христианская религия, опираясь на нее вершили судьбу страны и людей. Деятели церкви обязаны были рассмотреть и одобрить любое действие правящего аппарата. Царь опирался на веру, это помогало ему завоевывать симпатии простых людей. Только очень сильные личности могли противопоставить себя религиозности масс, проводя изменения не только в государстве, но и ослабляя церковную власть. Ярчайший представитель – Петр Великий. Но не следует забывать, что церковь к этому времени была ослаблена расколом… И еще… Если человек «должен страдать за свои грехи», то и государства, в которых «нарушались религиозные законы», тоже можно считать «незаконными»: поэтому революции, репрессии, войны и даже пресловутая перестройка – все «предписано свыше». Но странно как-то получается: наказывается не «конкретный виновник преступления», а – оптом весь народ… Негуманно. Нет, чтоб сразу за каждый грех наказывать – слишком легко хотите отделаться: сначала надо взвесить все добрые и злые дела человека на специальных весах, а лишь потом награждать раем или подвергать адским мукам. А страну-виновницу наказывают в конце тысячелетия (по прогнозам той же Библии). И если я затронула наше прошлое, то закончить хочу общим замечанием. Нельзя только «очернять историю». Судьба страны, как и жизнь человека, не может складываться только из добрых и радостных событий. Но надо уметь расставлять правильные акценты. А современные историки и журналисты слишком любят «посыпать голову пеплом», заглядывая в прошлое, и «воспевать день сегодняшний». А нельзя ли смешать краски (раскаяния, восторги), чтобы во всем чувствовалась мера, найти золотую середину, давать взвешенную, объективную оценку… И не краснеть за прошлые ошибки на очередном витке нашей истории. Тогда никому не придется подстраиваться под мысли нового руководства, меняя «окраску» совести». Некто задал вопрос: «Можно ль видеть творца?» Я ответил: «Начала в нем нет и конца… Для одних он – вселенная в вечном движенье, Для других – жалкий образ чужого лица». Джами. Рубаи. №33 Бог всезнающий милость к тебе проявил: Сто заветных дверей пред тобой отворил. Только двери в свой мир показать отказался, Чтобы лоб ты случайно о них не разбил… Джами. Рубаи. №34 Люди разным пророкам молитвы творят, Люди зло совершают и благо дарят. Все деяния их так похожи на хворост Для костра, на котором они же сгорят. Джами. Рубаи. №36 Однажды нищий задал путнику вопрос: «Зачем ты с чужаком так искренен и прост?» Промолвил тот: «Он – тюрок, я – таджик, Но общей веры нас роднит язык». Джами. Рубаи. №62 Жизнь уходит из рук, надвигается мгла, Смерть терзает сердца и кромсает тела, Возвратившихся нет из загробного мира, У кого бы мне справиться: как там дела? Омар Хайям. Рубаи. №242 Я нигде преклонить головы не могу. Верить в мир замогильный – увы! – не могу. Верить в то, что, истлевши, восстану из праха Хоть бы стеблем зеленой травы – не могу. Омар Хайям. Рубаи. №243 Мне, господь, надоела моя нищета, Надоела надежд и желаний тщета. Дай мне новую жизнь, если ты всемогущий! Может, лучше, чем эта, окажется та. Омар Хайям. Рубаи. №348 Джами. Избранное (Редколл.: Ф.А.Абдурахманов и др.; Сост. и вступит. ст. А.Шамухамедова) – Т.: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1984. – (Избр. лирика Востока)Омар Хайям. Рубаи. Сост. Ш.Шамухамедов. Ред. Б.Пармузин. Т., Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1978.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»