Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 


Патриотическое воспитание школьников
в урочной и внеурочной деятельности

Иванникова Марина Викторовна,
МБОУ Гимназия № 4,Самара

 
Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...
К.Д.Ушинский
Одной из важнейших задач современного общества продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события ни происходили в государстве, какие бы противоречия ни возникали среди людей, живущих в стране, - единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству. Великий гуманист 20 века Д. С. Лихачев писал: «Мы свободны – и именно поэтому ответственны. И, размышляя о нашей культуре, нашей стране, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих  себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что ее достойно. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье,  к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Нет сомнений в том, что в наше время  существует проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы.
Поэтому последнее время патриотическому воспитанию подрастающего поколения в обществе уделяется большое внимание. Принимаются важные документы на государственном уровне, создаются интересные проекты и акции, привлекающие подростков и молодежь к изучению истории, формирующие чувство гордости за свою страну и сопричастность к ее жизни. Школа является местом, где формируются первые и самые значимые качества гражданина и патриота.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей семье, дому, городу, краю, Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам.
  Будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведётся  в нескольких направлениях:
  1. Первое направление. Воспитание на боевых традициях народа.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
  • Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников Великой Отечественной войны; знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.
Итогом работы по этому направлению стало создание « Книги – памяти»  класса, где собраны письма, газетные статьи, фотографии и  воспоминания участников ВОВ.
  • Совместная работа с органами ЗАГС Советского района по чествованию ветеранов Великой Отечественной войны.
Итогом работы стала подготовка и проведение    музыкально – литературной композиции «У войны не женское лицо».  Встреча состоялась накануне праздника Великой Победы в органах ЗАГС Советского района. Гимназисты провели поисковую  работу и нашли женщин – участниц ВОВ, а также нашли семьи, которые были созданы и зарегистрированы во время войны. 
  • Участие в проектах, посвященных истории родной страны, города, людям живущим там.
В 2010 – 2011 году восьмиклассники работали над темой интернет – проекта «Эхо войны». Героиней проекта стала жительница нашего родного города Клавдия Захаровна Варнакс. Во время войны она работала в госпитале, ухаживала за ранеными солдатами и офицерами. Гимназисты, общаясь с Клавдией Захаровной, узнали много  интересного о ее жизни и судьбе во время войны и после. Дружба, завязавшаяся во время работы, продолжается и сейчас. Ребята с удовольствием навещают ветерана, оказывая посильную помощь.
В этом же году мы участвовали  еще в одном интернет – проекте «Расскажи мне про войну». Учащиеся работали над эссе, создавали презентации.
В 2011 – 2012 учебном году   темой нашего поиска стала   Отечественная война 1812 года. Был собран богатый материал о воинах – участниках Бородинской битвы, героях войны 1812 года. Проект в котором мы приняли участие назывался «Затерянный мир».
Ежегодно в нашей гимназии проводится фестиваль военной песни. Во время классного часа выбирается песня, которая будет исполняться ребятами на конкурсе. После этого начинается работа по созданию костюмов, декораций, делается подборка стихов. Эта совместная деятельность сплачивает,  учащиеся узнают много нового и интересного о песне, авторе и первых исполнителях Эта работа  формирует дух коллективизма.
     Работа, проводимая в этом направлении, на мой взгляд, способствует восстановлению нарушенных связей между поколениями,  формированию духовной культуры личности школьника, возникновению гармонии между людьми.  
   Верю в то, что деятельность учителя позволит обществу выйти из порочного круга беспамятства, когда каждое новое поколение позволяет себе унижать предыдущее.
 Итак, что есть духовность? Мудрец ответит просто - путь к себе. А осваивать этот путь детям должна помочь школа.
2 направление. Историко-краеведческая работа.
   Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
– экскурсии в городской краеведческий музей, Музей имени Михаила Фрунзе,  школьный музей МБОУ  СОШ № 28;
– уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края: посещение храмов родного города.
Итогом данной работы стало участие гимназистов в интернет – проекте  «Родная навеки земля». Данная работа способствовала знакомству с богатой историей родного края, его историческим и культурным прошлым.  
    Особенно привлекает учащихся работа по изучению истории улиц города, экскурсии-путешествия. Самое удивительное и интересное, что дают такие экскурсии,- это  убеждение в огромной стойкости  памяти народа о давным-давно прошедших событиях. А ещё  учащиеся убеждаются, что главное богатство города - это люди, с которыми им посчастливилось рядом жить.

3 направление. Формирование правовых знаний.
   Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права. Правовые знания формируются на:
– уроках обществознания (с 6 класса);
–  классных часах, где изучаются  правила поведения в  гимназии и общественных местах;
- участие в интернет проектах и конкурсах.
По случаю празднования Всемирного Дня Прав Человека,  мы принимали участие в областном конкурсе компьютерных презентаций «Права человека через призму новейших технологий». Гимназисты познакомились не только со своими правами и обязанностями, но  также освоили новые компьютерные технологии.
В современных условиях развития российского общества  педагоги работают над патриотическим воспитанием подрастающего поколения, воспитывая у молодежи чувство любви, преданности,  уважения, гордости за свою Родину, осознание ее величия и славы, понимание выполнения своего гражданского долга.
Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались  в духе любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет  нам на смену.
 
 
Библиографический список
  1. Стандарты второго поколения, Москва «Просвещение», 2010
  2.    Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания. // Воспитание школьников. – 2010. - №6. - С.3-12.
       3.      Александрова, А. Л. Проект "С чего начинается Родина?" // Справочник классного руководителя. - 2011. - № 3. - С.57-65.
       4.      Батищева, О. А. Великая Отечественная война. Какая она? // Начальная школа. - 2009. - № 5. - С.12-14.
        5.      Батракова, И. А. Сценарий конкурсно-развлекательной военно-патриотической программы "Готов служить России". // Классный руководитель. – 20 11. - № 2. - С.102-108.
        6.       Беглова, Н. Воспитание будущих воинов // Воспитание школьников. - 2010. - № 10. - С.15
      7.         Быков, А. К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2011. - № 7. - С. 12-16.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»