История одной песни
Жарая Анна Александровна
Для данных мероприятий выбирается одна из предложенных (и не только) песен. Акцент именно на тех произведениях, которые были созданы непосредственно в период Великой Отечественной войны. В них можно проследить историю, поразмышлять над чувствами и эмоциями людей, которые реально были очевидцами тех страшных событий, это, явнее всего будет способствовать формированию ценностного отношения к истории России.
«История одной песни. Дорога на Берлин»
Авторами песни являются М. Фрадкин, Е. Долматовский. История возникновения произведения «Дорога на Берлин» удивительная и даже, в какой-то степени, фантастическая. Знакомясь с этой песней ни один ребенок не остался равнодушен, практически каждого потряс рассказ об этом. Удивительные совпадения можно проследить как в самой песне, так и в истории её. Ребятам предлагается прослушать произведение и самостоятельно попытаться сформулировать основную мысль песни и сюжет. Далее, после высказанных предположений детей, учитель сам рассказывает детям о том, что, освобождая разные города от немецко-фашистских захватчиков, наши солдаты замечали уникальную особенность. В освобожденном населенном пункте бойцы проходили по улице, название которой означало, в последствии, следующий город, который предстояло освободить.Далее учащимся предлагается во время следующего прослушивания произведения в тетради записать названия этих населенных пунктов. Отметим, что это задание очень понравилось школьникам, у них появился азарт и интерес.
После этого учащиеся вместе с учителем обсуждают города, в которых проходили военные действия, связывая реальные исторические факты с событиями, которые изображены в произведении.
«История одной песни. Одессит Мишка»
Во время мероприятия используется фрагмент из советского фильма «Мишка», где звучит представленная песня композитора Б. Мокроусова и А. Жарова.
Учащиеся, вместе с учителем обсуждают сюжет произведения и замысел композитора и поэта. Педагог говорит о том, что наибольший расцвет эта песня получила в тот момент, когда её в свой репертуар включил Леонид Утёсов. Идёт прослушивание и обсуждение каждого куплета произведения. Обсуждаются не только чувства героя, но и окружающий его мир, учащиеся замечают, что природа намеренно или случайно подстраивается под события и настроение человека.
Во время мероприятия цитируются письма, адресованные ему. Каждое письмо написано простым, доступным языком, т.к их писали самые обычные солдаты-Мишки. Жизненные истории, рассказанные ими, поражают воображение детей и, засчет эмоционального переживания событий тех лет, дают основу для формирования ценностного отношения к истории России.
«История одной песни. Заветный камень»
Песня Б. Мокроусова и А. Жарова является воздействующей на чувства ребенка. В ней описывается сентиментальная история севастопольских моряков. Дети прослушивают произведение и самостоятельно пытаются описать сюжет и основной замысел авторов. Хочется отметить, что с музыкальными произведениями мы поступаем практически всегда подобным образом. Дети, в первую очередь, самостоятельно пытаются понять музыку, а учитель здесь является только лишь в роли посредника, он может только направить и помочь понять произведение.Также здесь иллюстрируется картина Александра Дейнеки «Оборона Севастополя», ведь именно на ней изображен памятник затопленным кораблям, у которого брали горстку земли или кусочек камня севастопольские моряки, как описывалось в песне.
В этом уроке тоже упоминается имя Леонида Утёсова, он называл «Заветный камень» царь-песней. С учащимися обсуждаются причины этого факта.
«История одной песни. Моя любимая»
Песня принадлежит авторам М. Блантеру и Е. Долматовскому.В этом мероприятии дети знакомятся с песней «Моя любимая», узнают историю её создания.
Интерес, появляющийся к этому произведению связан с тем, что оно касается каждого учащегося, и вообще практически каждого человека, потому что во время Великой Отечественной войны очень многие солдаты (а они являются предками нынешних школьников), как описано и в сюжете песни, носили с собой в нагрудном кармашке фотографии своих любимых и дорогих людей, в особенности, жен и невест.
Во время урока детям предлагается рассказать о своих родственниках, которые трудились в тылу во время Великой Отечественной войны.