О проблемах формирования у воспитанников
миропонимания и нравственной жизненной позиции
Медведева Жанна Анатольевна
Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.
Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере
вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере
вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Л.Н. Толстой
Жизненная позиция – это то, что влияет на наше подсознание, мысли, действия, восприятие мира. От нее будет зависеть окружение, модель поведения, сфера деятельности. С первой минуты общения с человеком понятно, какая у него жизненная позиция и есть ли вообще. Жизненная позиция берет истоки с нравственного воспитания человека. Индивид получает воспитание с момента рождения. С раннего возраста на него влияют не только люди, связанные родственными узами, но и социум. С процессом взросления ребенка взрослеет и способность выбирать себе жизненную позицию самостоятельно. На это могут влиять обстоятельства, межличностное общение, социум и т.д. Дети более восприимчивы к словам взрослых, нежели подростки, поэтому формирование точки зрения вполне может быть навязанной с детства. Нравственные жизненные позиции человека характеризуют его внутренний духовный багаж и основаны на тех ценностях, которыми он руководствуется в жизни. Нравственно индивид развивается в процессе жизнедеятельности в социуме, выражается в умении осознанно выстраивать отношения с людьми, самим собой, обществом, государством. Формирование нравственных жизненных позиций, конечно же, будет зависеть от многих факторов, таких как окружение, характер личности, привычки, воспитание, семейные традиции. Нравственная позиция - это не все усвоенные или выработанные взгляды на человека, а лишь те, которые регулируют поведение, определяют его, то есть взгляды активные, действенные, способные быть мотивами поведения.Педагогический аспект формирования ценностных ориентаций воспитанников детских домов состоит в том, чтобы широкий спектр общечеловеческих ценностей (нормы морали, труд, идеи гуманизма, служения общественным интересам, человек, образование, ценности культуры и т.д.) сделать предметом осознания, освоения и реализации в виде ценностно-направленной деятельности воспитанника, характеризующей его как нравственную личность, полноценного гражданина, труженика, семьянина.
Воспитанников детских домов характеризует низкий уровень сформированности ценностных ориентаций на образование, труд, семью, нравственные ценности, на выполнение социальных функций; низкий уровень осознания жизненных целей и идеалов, социальной компетентности, неадекватная, как правило, заниженная самооценка, отрицательное отношение к себе, эгоистическая направленность личности, непонимание внутреннего мира других людей. Специфика ценностных ориентаций воспитанников обусловлена организацией жизнедеятельности в условиях детского дома, типологическими особенностями ребенка-сироты, социальным опытом, приобретенным детьми в родной семье.
Реализуемые в детском центре программы направлены на педагогическую поддержку самоопределения личности, развития ее способностей, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации воспитанников. Но этого не достаточно для свободного развития и социальной зрелости личности. Так как речь идёт о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности: проявления жестокости и насилия со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество. Такой ранний детский опыт способствует развитию искаженного представления у большинства воспитанников о нравственных ценностях, снижению уровня их духовной культуры, а также формированию одного из серьезнейших феноменов сиротства - утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к социализации. По данным статистики только 10% выпускников находят свое место в жизни, остальные - становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками, бездельничают и бродяжничают. Не все благополучно и у наших воспитанников. Нередки случаи нежелания трудиться, учиться, неуважительного отношения к взрослым и сверстникам.
Поэтому все разделы программы нашего центра направлены на формирование у воспитанников доброты, порядочности, честности, правдивости, справедливости, трудолюбия, т.е. всего того, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.
Воспитанник испытывает большое доверие к воспитателю. Для него слова педагога, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних. Проблема нравственного воспитания ребят детского дома является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, что способствует утрате семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников.
Для того чтобы сформировать у ребенка стержневые личностные качества, к которым, безусловно, относятся нравственность и патриотизм…, деятельность в детских коллективах организуется таким образом, чтобы перед детьми создавались ситуации личностного выбора, вырабатывалась потребность в поиске нравственного поведения, проявлялись лучшие качества человека и гражданина.
В своей работе мы ставим следующие задачи по формированию у воспитанников нравственной культуры миропонимания:
- формирование осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем
- воспитание доброго отношения к окружающим людям, сверстникам
- воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям
- воспитание этических норм поведения
- формирование правовой культуры
- воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности
- формирование бережного отношения к общественному и личному имуществу
- правовое просвещение воспитанников, как основа формирования знаний и умений ориентации в социуме для решения житейских проблем
В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию важно, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их морали:
1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».
Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Главная цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Жизнь постоянно предлагает людям нестандартные ситуации. Подготовить наших детей к выбору своего поведения в этих сложных обстоятельствах на уровне моральных рецептов невозможно. Поведение человека в непредвиденной ситуации направляется не столько моральными рецептами, сколько системой нравственных координат человека, то есть того, что он для себя считает возможным и доступным и, наоборот, невозможным и недоступным. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве - это кардинальный принцип педагогики.
Воспитание нравственного поведения - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, мы стараемся создавать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.
Воспитанию таких качеств способствует участие воспитанников в тематических творческих делах, конкурсах различного уровня, спортивных соревнованиях, на которых дети могут не только показать свои таланты, но и получить дипломы и грамоты, что поднимает уровень их самосознания и значимости в обществе. Кроме этого, участие в таких мероприятиях способствует развитию положительного социального опыта.
Важно, чтобы формирование нравственной жизненной позиции у воспитанников в детском центре строилось не на порицании качеств личности воспитанников, а на поддержке тех положительных сторон характера, которые ему присущи. Именно личностно-ориентированный подход является эффективным в организации процесса нравственного воспитания в детском доме, так как он подразумевает индивидуальный подход к воспитаннику как личности с пониманием её как системы, определяющей все другие психические явления.
Все разделы программы нашего центра направлены и способствуют возникновению осознания и ощущения воспитанниками себя как личности, ответственной за свои поступки и за то влияние, которая она оказывает на окружающий мир, появлению, формированию у воспитанников нравственных ценностей как основы построения в дальнейшем их самостоятельной жизни, их миропонимания.