Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории 

(из опыта работы)
Загурова Елена Павловна,
учитель истории и обществознания 1 категории
ГБОУ школа № 153 Санкт-Петербурга 

 
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма. 
Н.Г. Чернышевский
  1. Актуальность исследования  
Работа в качестве учителя истории и обществознания в средней школе, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению истории России, о падении интереса к чтению, а, значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному опустошению подрастающего поколения.
Педагоги  прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших в современной школе.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности – в идеологической, политической, экономической, культурной. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания была и остается одной из актуальных проблем.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Чувство гордости за нашу прекрасную Родину переполняет сегодня сердце каждого учителя. Хочется сказать словами народного белорусского поэта Пимена Панченко:
        В век бесконечного притворства,
        И криводушия, и лжи,
        Отчизна наша – светлый остров,
        Где труд и праздник – для души.
Историко-педагогическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы истории и обществознания  предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.
Изучение истории России в целом, и чтения, в частности, оказывают неоспоримое влияние на формирование личности школьника.
Главной задачей патриотического воспитания на уроках истории и обществознания является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит  как от личности педагога, так и от  любви родителей.
  1. Из опыта работы.
В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма стоит наиболее остро.
И я, как учитель, считаю, что несу ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения. Все это и подтолкнуло к выбору статьи на тему: «Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории и обществознания».
Главная задача, которую я ставлю перед собой, - создать условия для формирования личности духовно богатой, помочь ей реализоваться в учёбе и общении, создать условия для гармоничных взаимоотношений в системе «педагог – школьник» и условия для стремления обеих сторон к позитивному взаимодействию. Поэтому своё педагогическое кредо хочу определить словами: «Вперёд, дерзая и угадывая!»
Работая в данном направлении, определяю перед собой цель: создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
3. Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с выдержками из исторических документов, навыков устной, письменной и ораторской речи, творческих способностей обучающихся.
 
На сегодняшний день эти  задачи являются и приоритетными  государственными задачами.
  Школа стремится воспитать  высоконравственную  патриотичную личность.
 Каким же образом осуществляется данная государственная задача? В рабочей программе нового Федерального стандарта указываются следующие воспитательные цели: воспитание российской гражданской идентичности – патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед родиной. А также формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, и развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Рассматривая особенности патриотического воспитания, необходимо  определить, что такое патриотизм. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо, Фихте. В настоящее время нет четкости и однозначности в трактовке данного понятия, но в основном – это, прежде всего, любовь к Родине. В российской педагогической энциклопедии патриотизм определяется, как любовь к Родине, к своему народу. Патриотическое воспитание определяется как скоординированный процесс совместной деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и убеждения в необходимости выполнения конституционных обязанностей по защите интересов Родины [5, с. 5].
Целью патриотического воспитания, определённого государственной концепцией «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Для того, чтобы патриотическое воспитание на уроках истории происходило эффективно, нужно использовать нестандартные типы уроков (урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-защита и т.д.), определенные методы и приемы. Значительное воздействие производит использование познавательных исторических игр-путешествий. Такие уроки требуют активного участия учащихся. Например, в 5 классе при изучении темы «Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей» можно провести урок-путешествие. Класс делим на группы-экипажи. Каждая группа получает опережающее задание. А потом на уроке путешествуя, моряки увидели берег. Первый экипаж подплывает к берегу, это Херсонес; второй экипаж пришвартовался у берегов Пантикапея, третий – в Танаисе. Ученики рассказывают о географическом положении полиса, ремеслах, торговле, земледелии. В своих проектах используют как картинки с интернета, так и собственные рисунки, отвечают на вопросы своих одноклассников. Такие уроки вызывают у детей интерес к глубокому прошлому родного края, учат ценить и оберегать культурное наследие.
В 9 классе при изучении Великой Отечественной войны повторительно-обобщающий урок можно провести в виде защиты проектов «История моей семьи в истории моего государства» или «Роль жителей моего края в достижении победы». Дети рассказывают о партизанском движении, о роли населения в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Чтобы вызвать у школьников резонанс эмоций, нужно самому учителю показать эмоциональность – переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся; использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям; формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни. Я иногда привожу примеры из жизни моего дедушки, который принимал участие в освобождении Кенисберга или бабушки, которая несколько лет жила в оккупации.
Задача историка – способствовать формированию не только патриотизма, но и нравственных качеств с помощью своего предмета. При этом учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий. В нравственном плане учитель должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на исторический материал. По мнению, А.В. Елисова, существует несколько групп методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках истории: 1) методы убеждения  2) методы организации деятельности учащихся 3) возрастно-оценочные методы.
Первая группа методов направлена на убеждение учащихся в истинности и объективности исторического прошлого. Обратимся также к теме войны, поскольку именно уроки истории, связанные с военной тематикой, обладают высоким воспитательным потенциалом. Так на занятии в 6 классе «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада» на этапе закрепления новых знаний акцентируется внимание на личности Александра Невского. Используя кластер, ученики дают характеристику князю и подтверждают его самоотверженность ради  родной земли, на благо народа. Методы организации деятельности воздействуют на поведенческую сферу школьников. Например, при изучении в 8 классе темы «Смутное время» организовываем работу в группах. Задача каждой группы – проанализировать деятельность одного из героев Смутного времени – Б. Годунова, В. Шуйского, Лжедмитрия 1, Лжедмитрия 2. Ученики анализ проводят по плану:
1.Дайте оценку роли вашего персонажа в Смуте.
2.Какую альтернативу исторического развития страны он представлял?
3.Почему эта историческая альтернатива была реализованной (или не была реализованной)
Во время выступлений восьмиклассники высказывают свое мнение, аргументируют его, учатся уважать мнение других. В результате дискуссии  получаем оценку событиям Смутного времени.
Третий вид методов получил название возрастно-оценочные методы. Их назначение - регулирующее через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности учащихся. Так при изучении темы в 9 классе «Борьба с Наполеоном» можно попросить учащихся дать оценку действиям русской армии во время Бородинского сражения. Кто выиграл Бородинское сражение, почему вы так считаете? Была ли эта битва бессмысленной как назвал ее Л. Толстой? Девятиклассники высказывают разные мнения: они говорят о колоссальных потерях, о моральной победе русской армии, о подрыве авторитета Наполеона и т. д. 
В учебный процесс важно включать такие познавательные задачи, при решении которых ученик бы размышлял над ситуацией, где участники событий стоят перед альтернативным выбором. Например, диалоговую форму можно применить при рассмотрении причин, приведших к Отечественной войне. Задание можно дать следующее: «Какая причина, на ваш, взгляд, является самой главной и почему? Причины: противоречия между Россией и Францией в политической и торгово-экономической сферах; противоречия в династической сфере; противоречия в польском вопросе». Существует и другая возможность воспитать нравственные качества в учениках, которая связана с содержанием изучаемого учебного материала. Правильно подобранные исторические факты должны непременно присутствовать на уроках истории. Учитель должен с помощью материала показать ценность нравственного опыта народов, эпох, личностей. Безусловно, для этого необходимо изучать шире и глубже моральные убеждения людей, их деяния, излагать более детально факты, носящие воспитательный характер. При знакомстве с историческим материалом включать дополнительные тексты для анализа учениками, ставить нестандартные вопросы, нацеливать учеников на самостоятельный поиск трудных вопросов и ответов на них, составлять памятки-наставления, в которых систематизируется исторический опыт анализа нравственных качеств. Основываясь на изучаемом материале, учитель должен использовать различные типы заданий, ориентированных на нравственный поиск. Например, можно попросить учеников подумать, почему возникло партизанское движение в 1812 году в России,  и какова его роль. Предполагаемым ответом будет следующее: партизанское движение возникло из-за того, что народ осознал опасность войны, поэтому и вступился за ее сохранение. Роль партизанского движения была велика, потому что, совершая свои вылазки, партизаны наносили значительный урон вражеской армии. Для усиления эмоционально - чувствительного момента на уроке учащиеся приводят примеры о поступках партизан 1812 года. Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы ученики подводились к осознанию, почему наши предки жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Например, при изучении Отечественной войны 1812 года, можно дать опережающее задание – составить портретную галерею, посвященную героической деятельности партизан: Д. Давыдова, В. Кожиной, А. Сеславина и других. В результате ученики не только воочию запомнят героев войны, но и проникнуться духом гордости за их отважную деятельность.
Для более полной реализации воспитательной цели и эмоционального восприятия исторических событий на уроках истории используется межпредметную связь истории с другими гуманитарными дисциплинами, такими, например, как литература и музыка, Например, изучая Отечественную войну1812 года,  в 9 классе привожу цитаты из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
В канву урока должны быть включены моменты, влияющие на эмоционально-чувственную сферу личности. С сожалением приходится замечать, что беднеют наши дети чувствами. На помощь учителю приходит древнейшее и прекраснейшее проявление человеческого духа – музыка и поэзия. Поэзия Ахматовой, Пастернака, Высоцкого не может оставить равнодушным ничье сердце.
Каким безысходным отчаянием Гражданской войны дышит каждая строчка в стихотворении А. Ахматовой:
Не бывать ему в живых, со снегу не встать.
Двадцать восемь – ножевых, огнестрельных – пять.
Горькую обновушку другу сшила я,
Любит, любит кровушку русская земля.
Говоря на уроке о страшных годах Сталинского террора, нельзя не вспомнить строки О. Мандельштама:
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов неслышны,
А где хватит на пол-разговорца,
Там припомнят кремлевского горца…
При изучении эпохи «просвещенного абсолютизма» в России в начале урока под аккорды музыки 18 века зачитывается отрывок из оды М. Ломоносова
На трон взошла Екатерина,
Не токмо, чтоб себя спасти,
От бед, что ближила судьбина,
Но чтоб россиян вознести
Предвидя общие напасти,
Чем угрожали вредны страсти,
Готова с нами пострадать,
Чрез отменитое геройство
Себе и нам дала спокойство,
Как истинная чадам мать.
 Часто использую фрагменты фильмов для изучения материала. На уроках мы смотрим хронику Первой мировой войны, разгон Учредительного собрания, стройки первых пятилеток, коллективизацию по-сталински, подвиг народа во Второй мировой войне и многое другое. Ведь, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Разумеется, включение в урок видеоматериалов должно быть оправданным, органично входить в логику рассказа учителя и быть не просто иллюстрацией, но и заставлять мыслить, задавать вопросы, ставить проблему.
По мнению многих современных педагогов для того, чтобы повысить нравственную значимость школьного урока можно действовать в 3-х направлениях: через самого педагога, через саму историю и через форму подачи материала. Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока. Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Так учитель сам должен любить свою Родину и уважительно относиться к окружающим его людям, обсуждать актуальные вопросы, связанные с современными событиями и т.д.
Таким образом, уроки истории занимают основополагающее место в осуществлении нравственного и патриотического воспитания школьников, где гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на основе объективного изучения исторического прошлого. А среди приемов, способствующих воспитанию нравственности и патриотизма, можно отметить следующие: методы убеждения, методы организации деятельности учащихся, возрастно-оценочные методы, диалоговая и групповая формы работы, нестандартные формы начала урока, применение видеофрагментов, фотографий или портретов героев нашего Отечества.
Урок истории может и должен воспитывать в детях любовь и уважение к своей Родине, ее культуре и истории, если он актуален и интересен по содержанию, разнообразен по форме, учитывает индивидуальные потребности учащихся. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование истинного патриота своей Родины - дело благодатное, значимое. И серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от этой работы! А главное убеждаешься и веришь в то, что дело не пропадет даром.
Да, современным подросткам не всё интересно, не всё понятно, что касается прошлого. Но согласитесь: без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. Так о каком же будущем своих детей мечтаем мы? Несомненно, о достойном. Важно «как», если важно «что». А это зависит уже от педагога.
Для всех очевидно, что имеющий воспитание человек  не может не любить Родину. Можно утверждать, что тот, кто не любит Отчизну, не имеет корней, не нашел себя в этой жизни.
Работу по патриотическому воспитанию я планирую продолжать и в дальнейшем. 
Список литературы:
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
2.Учебно-методическая литература по гражданско-патриотическому образованию и воспитанию. Концепция гражданского воспитания. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев. Москва. 2008 г.
3.Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений. Евладова Е.Б., Москва, 2007 г.
4. Патриотическое образование и воспитание в современной школе. Пособие для педагогов и работников образования. Калуга, 2008 г.
5.Гражданское образование в российской школе. Составители: Тюляева Т.И., Москва, «Астрель», 2008 г.
6.Коммуникативная культура педагога. Москва. Сентябрь, 2006.
7.Методические приемы в гражданском и патриотическом образовании. Тольятти. 2007 г.
8.Патриотическое воспитание на уроках литературы. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Москва, «ВАКО», 2010 г.
9.Патриотическое воспитание – будущее России. Лутовинов В.И. Пособие для педагогов. Москва, Фонд Андрея Первозванного, 2010 г.
10.Методические приемы в гражданском и патриотическом образовании. Иоффе А.Н., Пахомов В.П., Тольятти, 2009 г.
11. Айзерман  Л.  Тема «Никакой моей вины?»: Какие ценности формируются на уроках литературы. Учительская газета, 1997 г.
12. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе. Москва,
« Просвещение», 1985 г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»