Воспитание чувств младших школьников
на примере управления гневом
Панова Анжела Михайловна
В современном обществе проблема развития эмоциональной культуры человека стоит достаточно остро. Человек познает мир в первую очередь через чувства и ощущения. Одной из наиболее актуальных тем современной педагогики является нравственное воспитание детей.
Важной частью воспитания является формирование и развитие эмоционального репертуара школьника. Воспитание чувств - главное условие гармоничного развития ребенка.
Целью современного образования, как известно, является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей [4].
Главная миссия учителя в духовно-нравственном развитии личности. Учитель с детства раскрывает общечеловеческие ценности в ребенке, прививает правильное отношение к миру, в соответствии с моральными нормами, учит жить по идеалам гуманности, уважения, милосердия, доброты и терпимости по отношению к окружающему миру.
Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Выявление особенностей эмоционального развития у детей младшего школьного возраста показало, что чувства детей в этом возрасте отличаются нестабильностью, а также возросло количество детей с эмоциональными проблемами, поэтому воспитанию чувств стоит уделить особое внимание.
Д. И. Фельдштейн отмечает: «все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности» [5: 46]. Такие дети особенно ранимы, остро реагируют на отношение к ним окружающих. Все это приводит к накоплению негативного эмоционального опыта, повышенному чувству тревожности.
Возрастание эмоционального дискомфорта у детей поднимает проблему формирования эмоционального благополучия школьника, что должно находиться в зоне профессиональной ответственности педагога.
М. Монтессори считает: «Воспитание чувств делает людей наблюдательными и не только довершает общее дело приспособления человека к современной цивилизации, но и непосредственно готовит к практической жизни».
Справедливо утверждение писателя «воспитание чувств подготовит истинный фундамент, на котором зиждется ясный и сильный дух» [3: 235]. По мнению педагога, воспитание чувств надо начинать методически, с самого раннего возраста, и продолжать его во весь период обучения, который подготовляет индивида к жизни в обществе [3: 236].
Как утверждает Ф. Н. Гоноболин, чувства имеют большое значение в психической жизни детей. Автор связывает силу переживаний у детей младшего школьного возраста с большой неустойчивостью чувств: «Но все-таки характерным для младшего школьного возраста является недостаточное умение управлять своими чувствами, сдерживать или не показывать их. Чувства обычно ярко проявляются в речи ребенка, мимике и пантомимике, в плаче или смехе» [2: 191].
Действительно, большое влияние на развитие эмоциональной жизни детей оказывает школьное обучение. Так, с приходом в школу ребенок получает много новых впечатлений, вызывающих у него немало различных чувств. По мнению писателя Ф. Н. Гоболина, «Воспитывать чувство — значит вырабатывать у детей и привычки управлять эмоциями, подавлять ненужные, отрицательные переживания. Здесь большое значение имеет убеждение, словесное воздействие на ученика» [2: 201].
Иногда отрицательные чувства подавляются противоположными. Робость ученика может быть снята одобрением, похвалой учителя, которые вызовут у ребенка более интенсивное, радостное чувство от успеха в работе. Важной эмоциональной проблемой является управление гневом, с которой сталкиваются многие дети. Родители часто допускают ошибку, пытаясь подавить детский гнев. Так, ребенок не будет знать, как справляться с гневом, что может привести к деструктивному поведению: вандализму, насилию, оскорблению и др.
Начало обучения управлению гневом, строится на распознавании признаков надвигающегося гнева. Традиционно выделяют общие признаки гнева:
• напряжение мышц, сжатие кулаков;
• учащенное сердцебиение;
• ощущение жара или холода;
• стискивание челюсти;
• мурашки по телу.
Для педагога важно создать план контроля гнева для школьника, в котором будут отражены способы его преодоления. Должны быть сформулированы чёткие правила поведения. Например:
1. Не драться, не кусаться, не щипаться.
2. Не портить, не кидать чужие вещи.
3. Не сквернословить и др.
Психологи советуют разработать для ребенка шкалу гнева с показателями от 1 до 10, где 1 – полное спокойствие, а 10 – максимальный гнев. Ученику нужно описать, как он ощущает гнев и какую цифру ему можно присвоить. Такая шкала поможет идентифицировать насколько ребенок зол и расстроен.
Психолог А. С. Балуца рассматривает основные техники борьбы с гневом, среди которых:
1. альтернативное поведение (успокаивающие действия типа медленного счёта и т.п.),
2. техника отвлечения (ребёнок закрывает глаза и думает о чем-то хорошем, блокируя мысли, вызывающие гнев),
3. дыхательные упражнения (медленные, глубокие вдохи и выдохи, концентрация на процессе дыхания), 4. комната гнева (специально отведенное пространство, в котором ребенок может выплеснуть негатив) [1: 71].
В своём арсенале педагогу необходимо иметь игры, помогающие справляться с гневом. Например, игра «Трам-пам-пам». Волшебное слово «трам-пам-пам», поможет детям избавиться от гнева. Дети ходят по классу, и по команде «Стоп» ищат себе пару и по очереди говорят друг другу волшебное слово. Важно произнести его как можно более сердито, топнуть ногой. По команде «вперёд» дети снова передвигаются по классу. Таким способом дети смогут выплеснуть негативные эмоции, снять эмоциональное напряжение, никому не навредив. Также для борьбы с гневом будет эффективно использовать игрушку – антистресс, можно сделать ее самому с помощью шарика и крупы: дети насыпают с помощью воронки в воздушный шарик крупу, завязывают хвостик. Такие мешочки можно подкидывать, мять в руках. Умению управлять гневом нужно учиться с юных лет, что окажет положительное влияние на жизнь человека, становление его как личности.
Таким образом, одна из важнейших задач школы и учителя — воспитание положительных эмоций у детей и воспитание у них умения управлять своими чувствами, подчинять их разуму и воле.
Список литературы:
1. Балуца А. С. Управление детским гневом как одно из ключевых условий успешной интеграции ребенка в социум / А. С. Балуца // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие" : Материалы Всероссийских (национальных) научно-практических конференций, Санкт-Петербург, 10–13 сентября 2021 года. – Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2021. – С. 70-72.
2. Гоноболин Ф. Н. Воспитание чувств у младших школьников / Гоноболин Ф. Н. "Психология" — М.: Просвещение, 1973. с. 191-203.
3. Монтессори М. Воспитание чувств как главное условие гармоничного развития ребенка / М. Монтессори Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается. — М.: АСТ-Астрель, 2014. с. 234-250.
4. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Журнал Министерства народного просвещения. 1860. № 7.
Важной частью воспитания является формирование и развитие эмоционального репертуара школьника. Воспитание чувств - главное условие гармоничного развития ребенка.
Целью современного образования, как известно, является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей [4].
Главная миссия учителя в духовно-нравственном развитии личности. Учитель с детства раскрывает общечеловеческие ценности в ребенке, прививает правильное отношение к миру, в соответствии с моральными нормами, учит жить по идеалам гуманности, уважения, милосердия, доброты и терпимости по отношению к окружающему миру.
Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Выявление особенностей эмоционального развития у детей младшего школьного возраста показало, что чувства детей в этом возрасте отличаются нестабильностью, а также возросло количество детей с эмоциональными проблемами, поэтому воспитанию чувств стоит уделить особое внимание.
Д. И. Фельдштейн отмечает: «все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности» [5: 46]. Такие дети особенно ранимы, остро реагируют на отношение к ним окружающих. Все это приводит к накоплению негативного эмоционального опыта, повышенному чувству тревожности.
Возрастание эмоционального дискомфорта у детей поднимает проблему формирования эмоционального благополучия школьника, что должно находиться в зоне профессиональной ответственности педагога.
М. Монтессори считает: «Воспитание чувств делает людей наблюдательными и не только довершает общее дело приспособления человека к современной цивилизации, но и непосредственно готовит к практической жизни».
Справедливо утверждение писателя «воспитание чувств подготовит истинный фундамент, на котором зиждется ясный и сильный дух» [3: 235]. По мнению педагога, воспитание чувств надо начинать методически, с самого раннего возраста, и продолжать его во весь период обучения, который подготовляет индивида к жизни в обществе [3: 236].
Как утверждает Ф. Н. Гоноболин, чувства имеют большое значение в психической жизни детей. Автор связывает силу переживаний у детей младшего школьного возраста с большой неустойчивостью чувств: «Но все-таки характерным для младшего школьного возраста является недостаточное умение управлять своими чувствами, сдерживать или не показывать их. Чувства обычно ярко проявляются в речи ребенка, мимике и пантомимике, в плаче или смехе» [2: 191].
Действительно, большое влияние на развитие эмоциональной жизни детей оказывает школьное обучение. Так, с приходом в школу ребенок получает много новых впечатлений, вызывающих у него немало различных чувств. По мнению писателя Ф. Н. Гоболина, «Воспитывать чувство — значит вырабатывать у детей и привычки управлять эмоциями, подавлять ненужные, отрицательные переживания. Здесь большое значение имеет убеждение, словесное воздействие на ученика» [2: 201].
Иногда отрицательные чувства подавляются противоположными. Робость ученика может быть снята одобрением, похвалой учителя, которые вызовут у ребенка более интенсивное, радостное чувство от успеха в работе. Важной эмоциональной проблемой является управление гневом, с которой сталкиваются многие дети. Родители часто допускают ошибку, пытаясь подавить детский гнев. Так, ребенок не будет знать, как справляться с гневом, что может привести к деструктивному поведению: вандализму, насилию, оскорблению и др.
Начало обучения управлению гневом, строится на распознавании признаков надвигающегося гнева. Традиционно выделяют общие признаки гнева:
• напряжение мышц, сжатие кулаков;
• учащенное сердцебиение;
• ощущение жара или холода;
• стискивание челюсти;
• мурашки по телу.
Для педагога важно создать план контроля гнева для школьника, в котором будут отражены способы его преодоления. Должны быть сформулированы чёткие правила поведения. Например:
1. Не драться, не кусаться, не щипаться.
2. Не портить, не кидать чужие вещи.
3. Не сквернословить и др.
Психологи советуют разработать для ребенка шкалу гнева с показателями от 1 до 10, где 1 – полное спокойствие, а 10 – максимальный гнев. Ученику нужно описать, как он ощущает гнев и какую цифру ему можно присвоить. Такая шкала поможет идентифицировать насколько ребенок зол и расстроен.
Психолог А. С. Балуца рассматривает основные техники борьбы с гневом, среди которых:
1. альтернативное поведение (успокаивающие действия типа медленного счёта и т.п.),
2. техника отвлечения (ребёнок закрывает глаза и думает о чем-то хорошем, блокируя мысли, вызывающие гнев),
3. дыхательные упражнения (медленные, глубокие вдохи и выдохи, концентрация на процессе дыхания), 4. комната гнева (специально отведенное пространство, в котором ребенок может выплеснуть негатив) [1: 71].
В своём арсенале педагогу необходимо иметь игры, помогающие справляться с гневом. Например, игра «Трам-пам-пам». Волшебное слово «трам-пам-пам», поможет детям избавиться от гнева. Дети ходят по классу, и по команде «Стоп» ищат себе пару и по очереди говорят друг другу волшебное слово. Важно произнести его как можно более сердито, топнуть ногой. По команде «вперёд» дети снова передвигаются по классу. Таким способом дети смогут выплеснуть негативные эмоции, снять эмоциональное напряжение, никому не навредив. Также для борьбы с гневом будет эффективно использовать игрушку – антистресс, можно сделать ее самому с помощью шарика и крупы: дети насыпают с помощью воронки в воздушный шарик крупу, завязывают хвостик. Такие мешочки можно подкидывать, мять в руках. Умению управлять гневом нужно учиться с юных лет, что окажет положительное влияние на жизнь человека, становление его как личности.
Таким образом, одна из важнейших задач школы и учителя — воспитание положительных эмоций у детей и воспитание у них умения управлять своими чувствами, подчинять их разуму и воле.
Список литературы:
1. Балуца А. С. Управление детским гневом как одно из ключевых условий успешной интеграции ребенка в социум / А. С. Балуца // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие" : Материалы Всероссийских (национальных) научно-практических конференций, Санкт-Петербург, 10–13 сентября 2021 года. – Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2021. – С. 70-72.
2. Гоноболин Ф. Н. Воспитание чувств у младших школьников / Гоноболин Ф. Н. "Психология" — М.: Просвещение, 1973. с. 191-203.
3. Монтессори М. Воспитание чувств как главное условие гармоничного развития ребенка / М. Монтессори Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается. — М.: АСТ-Астрель, 2014. с. 234-250.
4. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Журнал Министерства народного просвещения. 1860. № 7.
5. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. № 1 (26) январь – март 2011. с. 45-54.