Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Гуманная педагогика:
почему она нужна современной школе?

Иконникова Елена Владимировна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 241,
профессиональный коуч 
Идеи личностно-ориентированного обучения стали активно развиваться особенно  в последние годы, и официально заявлены в стандартах образования. Идеи гуманной педагогики привлекательны как эффективная, апробированная на практике система взаимодействия между учителем и учеником. 
Гуманная педагогика считает самым важным ценность человека как личности, его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы. Шалва Александрович Амонашвили пишет: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона».
Гуманная педагогика основана на  принципах открытости, веры в человека, его способности и талант. А это так необходимо современной школе. Процесс внедрения идей гуманной педагогики в жизнь современной школы – процесс непростой и небыстрый. Но именно принципы гуманной педагогики позволяют воспитать образованную гармонично развитую личность.
В настоящее время утраты духовных ориентиров, социальной разобщенности общество особенно нуждается в лидерах, воспитанных в духе гражданственности, патриотизма и самоотверженности.
Гуманная педагогика – современная педагогическая наука, которая должна стать основой образовательно-воспитательной системы.
Эта педагогика возрождает в себе идею учителя как наставника, как воспитателя высоких духовных ценностей, во многом дискредитированную либеральными веяниями, сведшими учителя к «поставщику образовательных услуг» в качестве элемента рыночной системы.
Гуманная педагогика рассматривает сотрудничество между учителем и учеником как основу единственно возможного – гуманистического подхода к любым образовательным технологиям.
В основе любой воспитательной системы должны лежать основополагающие ценности, и чем они фундаментальнее, тем устойчивее будет сама воспитательная система, на них основанная. Стремительный вихрь научно-технического прогресса и достигнутые в результате этого успехи в строительстве индустриального и постиндустриального общества, способствовали, с одной стороны, закреплению материалистических воззрений в науке, но вместе с тем, привели к нежелательным переменам внутри общества, к созданию так называемого «общества потребления». В результате этого сметаются моральные и этические ценности, без которых подлинное благополучие человека невозможно. Но господство идей потребления имеет и положительную сторону – оно само доказало свою бесперспективность и разрушительность и подготовило почву для появления новых ценностей, обусловленных национальными традициями и духовными потребностями народа.
Понятие призвание учителя ставит педагога перед выбором жизненных приоритетов и духовно-нравственных ценностей профессии. В «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера приводится цитата: «Призвание – это чистое и высокое. Когда мы говорим: «Он нашел свое призвание», то имеем в виду, что человек обрел себя самого в любимом занятии, отдается ему полностью, без остатка, трудится и служит не за деньги, не как ремесленник, а из любви к творчеству и созиданию».
Это понимание интерпретировал известный литературовед Ю. В. Лебедев: «Положение учителя в современной духовной смуте и драматично, и подвижнически высоко. Хранить духовный огонь, свято оберегая его на семи ветрах, – может ли быть служба почетнее, благороднее и ответственнее?  Возжигай ежедневно душеспасительную свечу в сердцах доверенных тебе детей и награды за это, как писал Достоевский, никогда не ищи, «ибо и без того уж велика тебе награда на сей земле: духовная радость твоя, которую лишь праведный обретает».
Со времен А. С. Пушкина считалось, что учитель должен «в просвещении быть с веком наравне». Но в современной ситуации от учителя требуется не просто профессионализм предметника, но и постоянная самообразовательная деятельность человека размышляющего, занимающегося интеллектуальной и духовной работой. Учитель в своем стремлении учиться и развиваться должен иметь возможность век обгонять, чтобы готовить к встрече с ним своих учеников.
Многообразие источников информации открывает школьникам широкое поле для познания, но искать в этом поле свои ориентиры и пути им помогает учитель.
У педагога свои отношения с категорией время: он накапливает педагогическое мастерство и «богатство» прожитых лет. Но рядом с ним всегда «молодое и незнакомое племя», у которого «вечно молодые» вопросы и потребность получить на них ответы с учетом запросов и возможностей своего поколения и современных связей школы и жизни.
В наш прагматичный век отношение к учителю принципиально изменилось как к профессии изначально уважаемой. Сегодня очень многим нравится выявлять и показывать всему миру профессиональные и человеческие недостатки педагогов, что, естественно, легче, чем искать их достоинства.
Сегодня само понятие учитель вытесняется его ролевыми функциями: тьютор, коуч, менеджер образования, репетитор, управленец, эксперт, модератор, фасилитатор и т. д. От современного учителя требуется реализация новых функций проектирования, моделирования, организации и проведения многочисленных внеучебных мероприятий, дополнительных занятий, факультативов, кружков и др. Поэтому учителю для своего статуса необходимы постоянные ресурсы развития как материальные, так и технологические.
Человека образовывают семья, школа и жизнь, и в этом процессе учитель соединяет прошлое, настоящее и будущее, осуществляя свое историческое, культуротворческое, просветительское и педагогическое призвание…
По мнению многих исследователей, главным парадоксом современного образования является то, что оно, как это ни странно, не образовывает человека. Оно, в лучшем случае, дает ему знания об окружающем мире. Выдающийся ученый Блез Паскаль писал: «Я провел много времени в изучении отвлеченных наук; недостаток сообщаемых ими сведений отбил охоту к ним. Когда я начал изучение человека, то увидел, что отвлеченные науки ему несвойственны… Но я думал, что, по крайней мере, найду много людей, изучающих, как и я, человека, и что это настоящее знание, ему свойственное. Я обманулся и здесь. Людей, изучающих человека, еще меньше, чем изучающих математику. Неумение изучать человека заставляет его изучать все остальное. Но разве это то знание, которое человек обязан иметь? Не лучше ли даже для его счастья не знать всего этого?»
К сожалению, уже общепризнанным фактом обучения в современной школе является господство образовательной парадигмы, в основе которой лежат принуждение, террор оценками, родителями, угрозами провала ЕГЭ и т. д.
Но уже давно великими педагогами-классиками, новаторами, представителями гуманной педагогики сформулирована педагогическая дидактическая аксиома, столь же неопровержимая, как и общеизвестная геометрическая (параллельные прямые не пересекаются). И звучит она так: человеку не может быть по-настоящему интересным и увлекательным то, что его не затрагивает и не касается.
«Надо воспитывать не ребенка, а саму жизнь в ребенке!» - говорил М.Ф.Квинтилиан. «Ребенок может возненавидеть учение, которое ему бы следовало полюбить». Тут должна свое слово сказать гуманная педагогика. Ответ прост и сложен одновременно. Знания должны быть органичными, как пища, поступающая в организм, энергия, вырабатываемая из этой пищи и органично распределяемая внутри его. Знания только тогда будут органичными, когда они будут готовить ребенка к настоящей и предстоящей жизни. Настоящее органичное образование должно учить наших детей, как нужно жить.
С точки зрения гуманной педагогики школа – это отрезок жизненного пути, благодаря которому дети не только получают знания, но и проходят этап нравственного и культурного становления личности. Поэтому качество знаний оценивается не только усвоением материала, но и отношением ребенка к ним.
Любую жизнь можно представить в виде графика той или иной функции. Причем функция – это сама наша жизнь, а ее график – это линия, отражающая ее зависимость от тех или иных параметров.
Одна из таких зависимостей нашла свое отражение в известной фразе: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Именно так складывается наша «интегральная» судьба…
Таким образом, гуманная педагогика призвана «оживлять» знания, которые станут неотъемлемой частью органичного образования – системой мировоззрения, взглядов, убеждений, чувств, эмоций, поведения, энергетического потенциала и практического жизненного опыта наших детей.
«Если мы решились устремиться к такой возвышенной цели – воспитывать в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным. Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле – гуманной педагогикой.»  (Ш.А. Амонашвили)
Я уверена, что опыт каждого учителя ценен, он собирается по крупицам, но является фундаментом для обучения новых поколений. Работа учителя сложна, но она очень важна. От учителей во многом зависит будущее…

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»