Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

О патриотическом воспитании школьников в современной России 

Сенько Наталья Александровна
Патриотизм - приоритетное направление государственной политики  России XXI века. Проблема патриотического воспитания современной молодежи Российской Федерации как никогда актуальна в наши дни. Достаточно часто в средствах массовой информации (СМИ) озвучиваются такие понятия, связанные с патриотизмом, как - долг, гражданственность, любовь к своему Отечеству. К сожалению, мало кто знает и понимает истинное значение этих обществоведческих понятий. Цель данного исследования - определить значение и роль патриотизма в жизни современного школьника, рассмотреть возможные пути решения данной проблемы.
В 2018 году представителями Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) были предоставлены результаты опроса на тему «Что значит быть патриотом?». Согласно представленным данным, большинство опрошенных (59%) считают, что патриотизм - это проявление любви к своей стране (в 2014 году - 72%). Треть россиян (39%) патриотизмом называет стремление к изменению положения дел в государстве (в 2014 году -  34%). Выражение патриотизма многими участниками опроса видится и в работе на благо страны (38%). Опрос ВЦИОМ показал, что за два года (с 2016 по 2018 гг.) патриотическое настроение в российском обществе заметно окрепло: доля россиян, ощущающих себя патриотами страны, в 2018 г. составила 92% - максимум за 18 лет (в 2016 году он составлял 80%) [1].
Возникает вопрос: что такое патриотизм? В толковом словаре русского литературного языка С.И. Ожегова можно познакомиться со следующим определением данного понятия: патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [2]. В социальных  науках Запада сегодня популярно разделение патриотизма на «слепой» и «гражданский» («конструктивный»), представлено это разделение в работе социологов Роберта Шатца, Эрвина Стауба и Говарда Лавина[1]. Два разных типа патриотизма, по мнению авторов, связаны с разными типами поведения. Западные социологи определяют «слепой» патриотизм как привязанность к стране с беспрекословной положительной оценкой своей родины и нетерпимостью к критике своего государства. Напротив, «гражданский» («конструктивный») патриотизм представляет собой любовь к стране, связанную с анализом и критикой существующей ситуации и стремлением изменить родину к лучшему [3].
На наш взгляд, сегодня важно уделять особое внимание патриотическому воспитанию детей, так как только патриотически настроенные люди могут предложить конструктивные идеи для улучшения жизни в нашей стране. Без понимания особенной роли патриотизма люди не будут заинтересованы в работе на благо страны, не будут делать все возможное для  повышения качества своей жизни и жизни своих близких, родных и знакомых.
С начала XXI века правительство нашей страны не раз предпринимало попытки уделить внимание патриотическому воспитанию своих граждан. В 2001 году Правительством России была разработана и утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Данная программа представляла собой систему мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодёжи.  К сожалению, в проекте было выявлено множество различных недостатков (его работа проходила только на федеральном уровне). И, несмотря на то, что в школах была возобновлена внеклассная работа, несущая не только развлекательную, но и воспитательную (в частности патриотическую) направленность, принципиальных сдвигов в подходе к воспитанию не наблюдалось, соответственно, в эти годы не было и кардинальных изменений массового сознания [4, с.100].
 Следующая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» была предложена в 2006 году, она мало чем отличалась от предыдущей и также подверглась критике,  на этот раз за неясность действий, которые должны были быть предприняты со стороны государства.
Наряду с государственными программами в отдельных областях нашей страны создавались свои программы. Так, например, в 2006 году в Саратовской области была создана программа патриотического воспитания «Молодежь Саратовской области на 2006-2008 годы», в которой были запланированы мероприятия по привитию молодежи патриотического сознания: знакомство с военными, освещение проблем патриотического воспитания в СМИ и др. [5].
Правительством России в 2015 году была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», согласно которой должны были быть созданы условия для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, обеспечение преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью и имеющего активную жизненную позицию. В конце 2015 года по инициативе министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу 29 октября 2015 года президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» от  29.10.2015 г. № 536. 1 сентября 2016 года организация «Юнармия» начала свою официальную деятельность.
«Юнармия» - это одна из самых популярных и развивающихся организаций по привитию детям патриотизма. Это не удивительно, так как данное движение помимо привития детям патриотизма, учит детей разного школьного возраста получать новые знания о географическом положении нашей страны, знать и любить историю своего государства. У движения «Юнармия», на наш взгляд, есть все шансы в скором времени поднять уровень патриотизма среди современной российской молодежи и способствовать тому, чтобы у подрастающего поколения не возникало и мысли о перемене места жительства и возможности устройства своей личной жизни  за пределами нашей страны.
Патриотическое движение «Юнармия» было создано с целью развития духовно-нравственных и социальных ценностей, патриотизма у молодёжи. Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» (далее - ВВПОД) имеет пять направлений работы: духовно-нравственное развитие, историческое развитие, политико-правовое развитие, патриотическое развитие и профессионально-деятельное.
Рассмотрим деятельность движения «Юнармия» на примере МБОУ СОШ №14 г.Уссурийска Уссурийского городского округа.
1 сентября 2016 года в МБОУ СОШ №14 согласно приказу от 28.08.2016 №131-а был сформирован юнармейский отряд «Орлёнок», куратором которого назначили Арзыркулова Руслана Курстанбековича. Первоначально в отряд вступило 100 человек. На 1 сентября 2019 года на территории школы было зарегистрировано уже 105 юнармейцев.
Деятельность юнармейского отряда заключается во взаимодействии учеников  школы с военнослужащими зенитно-ракетной бригады № 8 (в/ч  36411, г. Уссурийск, ул. Спартака, 1а), а также в сотрудничестве с воспитанниками 2-ой роты Уссурийского Суворовского военного училища. Кроме того, ежегодно проводятся такие совместные мероприятия, как: товарищеские встречи по мини-футболу, военно-спортивная эстафета «Сильные духом», конференция «День героев Отечества». Каждый год 15 февраля ученики школы вспоминают подвиги воинов-интернационалистов. Юнармейцы МБОУ СОШ №14 совместно с суворовцами СВУ несут почетную «Вахту памяти» у мемориальной доски выпускнику нашей школы, а позже - выпускнику суворовского училища Данилевичу Антону. В этот день вспоминают не только его подвигеи, но и  подвиги других выпускников МБОУ СОШ №14.
 Данилевич Антон Станиславович, будучи молодым офицером, проходил военную службу в 14 Бригаде специального назначения в г. Уссурийске, был направлен в командировку в Северо-Кавказский военный округ. При выполнении специального боевого задания по освобождению школы в Беслане, которую 1 сентября 2004 г. захватили боевики, командир роты старший лейтенант Данилевич Антон Станиславович погиб в боевой машине пехоты, подорванной радиоуправляемым фугасом. Указом президента Российской Федерации был посмертно награжден орденом Мужества.
Черкасов Алексей Викторович. 5 ноября 2017 года погиб в результате боевых действий в Сирийской Арабской Республике. В декабре 2017 года указом президента Российской Федерации был посмертно награжден орденом Мужества.
Вахта памяти - не единственное мероприятие, когда юнармейцы вспоминают о подвигах наших героев. Ученики школы №14 также принимают участие в конкурсе рисунков «Подвиг героя», посвященном 50-летию событий на о. Даманский, конкурсе сочинений, посвященном воинам-интернационалистам. Ежегодно юнармейцы отряда «Орлёнок» участвуют в муниципальных военно-спортивных играх. Так в 2017 г. с 14 по 17 мая на базе спортивного лагеря "Юнга" (Владивосток) прошли сразу три всероссийские военно-спортивные игры: «Зарница»,  «Победа» и «Казачий сполох» (региональные этапы). В военно-спортивной игре "Победа" второе место заняли ученики МБОУ СОШ №14[2].
Наши юнармейцы также принимают участие в юнармейских слётах, уроках мужества, где проходят встречи с участниками военных событий, в рамках месячника военно-патриотического воспитания принимают участие в школьном фестивале военной песни. Но, пожалуй, самым запоминающимся событием 2019 года для учеников школы стала поездка команды «Победа» на краевые соревнования по военно-спортивной игре «Зарница», где команда завоевала почетное второе место.
Итак, со стороны правительства Российской Федерации неоднократно предлагались Государственные программы  по формированию патриотизма среди обучающейся молодежи. На наш взгляд, участие во Всероссийском детско-юношеском военно-патриотическом общественном движении «Юнармия» способно помочь в воспитании нравственного и патриотически настроенного поколения.
 
Литература
1.  Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]: №3685 от 9 июня 2018 г. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9156  (дата обращения: 16.11.2019)
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред.чл.-корр. АН СССр Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус.яз., 1988. – 750 с.
3. Костылев А.: Пять парадигм мышления и патриотизм // ЯСНО. Новости Юга России. Со смыслом [Электронный ресурс]: 18 Августа 2016 г. URL: https://yasnonews.ru/news/politika/38660_aleksey_kostylev_pyat_paradigm_myshleniya_i_patriotizm/ (дата обращения: 16.11.2019)
4. Романова Н.Р. Семейное и патриотическое воспитание: психологический анализ государственных программ (на 2000-2005, 2006-2010, 2011-2015 годы) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-2. С. 98-101.
5. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]: URL: http://docs.cntd.ru/document/933007920 (дата обращения: 16.11.2019
 

[1] См. Schatz R.T., Staub E., Lavine H. 1999. On the Varieties of National Attachment: Blind versus Constructive Patriotism. – Political Psychology. Vol. 20. P. 151-174
[2] См. UssurMedia - подразделение ООО "Прима Медиа" в Уссурийске: https://ussurmedia.ru/news/813716/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»