Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование мультимедийных технологий
в патриотическом воспитании младших школьников

Фомина Анастасия Александровна
В современном мире педагоги и родители стремятся воспитать в ребёнке гармоничную личность, мировоззрению которой присущи определенные ценности. Именно поэтому особое внимание и в мире, и в нашей стране в частности, уделяют духовно-нравственному воспитанию, благодаря которому эти ценности и формируются. Воспитать ребенка стремится и семья, и детский сад, и школа.
Когда окружение ребёнка начинает говорить ему о любви к своей стране и своему народу, то оно стремится воспитать и развить в ребёнке такое чувство как патриотизм.
Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интереса. В современном мире патриотическое воспитание встречается повсеместно в различных социальных институтах.
На самом деле, патриотизм – это важное качество для гражданина страны. Ведь если граждане не любят свою страну, не ценят её, они не знают её истории, тогда они и не будут, как гласит словарь «стремиться своими действиями служить его интересам», а значит, что у страны и будущего нет. Таким образом, можно сделать вывод, что патриотизм – это важно, ценность Родины – это важно, и это должно быть сформировано у ребёнка путём его воспитания в семье, в саду, в школе. Патриотическое воспитание – всегда актуальный вопрос, и его рассматривание в современном мире не лишено смысла. Будущее страны зависит от его граждан, от подрастающего поколения, которое будет эту страну развивать.
О том, что этот вопрос актуален сейчас можно судить и по документам, регулирующим современный образовательный процесс. В федеральном государственном образовательном стандарте начального образования сказано: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества». А, следовательно, необходимо уделять  патриотическому воспитанию младшего школьника огромное внимание и стремится сформировать у него любовь к своей стране.
Патриотическое воспитание обширно по своему содержанию. Все литературные источники, которые затрагивают патриотическую тему, трактуют патриотизм, в первую очередь, как любовь к Родине. Но «любовь к Родине» также состоит из нескольких аспектов: это и любовь к родному краю, и к своему народу, и к национальной культуре, и к истории своей страны. Патриотическое воспитание – это «взращивание» в ребенке любви к Родине; воспитание, в результате которого будущую личность можно назвать патриотом. Таким образом, содержание патриотического воспитания включает в себя:
-любовь к родному краю;
-уважение к своему и другим народам;
-уважение и интерес к культуре Родины, к её истории;
- стремление заботиться о своей Родине, защищать её.
Важным аспектом патриотического воспитания является уважение к своему и другим народам, так как часто воспитывается уважение исключительно к своему народу, в результате чего может возникнуть непринятие других народов и национальностей. Патриотизм и патриотическое воспитание подразумевают еще и воспитание общечеловеческих ценностей, что исключает неуважение к другой культуре и к другим народам.
Патриотическое воспитание, как было сказано выше, реализуется не только в школе, но и в других социальных институтах, например, в семье и в детском саду. Соответственно, методы патриотического воспитания различаются в зависимости от условий, где ребенок воспитывается. Когда мы хотим воздействовать на одного человека, на отдельную личность, на качества этой личности, то целесообразно использовать такие методы, как беседа, убеждение, показывать собственный или же чужой пример. Когда мы хотим изменить поведение индивидуума, то используем поощрение, наказание, в отдельных случаях создание ситуации успеха. А если же идёт работа с целым коллективом, то используются такие методы, как требование коллектива, поручение, коллективное творческое дело, соревнование.
Патриотическое воспитание реализуется множеством методов, однако наибольшее их разнообразие встречается в школе, так как там применяется большинство методов, ведь идёт работа и индивидуальная, и коллективная. В семье, например, в большинстве своем, будут использоваться методы беседы, убеждения, примера. В детском саду, несмотря на работу с коллективом, не все методы, работающие на коллектив, могут быть использованы в силу возраста детей; например, коллективное творческое дело в детском саду реализовать будет довольно сложно.
Один из основных социальных институтов, который проходит любая личность, это школа. И школа занимается не только обучением, но и воспитанием, в том числе, воспитанием патриотическим.
Обязательность и необходимость патриотического воспитания прописана в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. И в основном воспитание реализуется на ступени начального образования.
Основы гражданственности закладываются именно в младшем школьном возрасте, когда у ребенка только формируются ценности. Учитель должен помочь в формировании ценности Родины у младших школьников. Патриотическое воспитание, в большинстве своем, целенаправленно реализуется во внеурочное время, а на уроках касаются данного вопроса косвенно. Например, на уроках русского языка различными методами учитель способен привить ребенку интерес и любовь к родному языку, что является частью патриотического воспитания, а знакомство с историей страны проходит на уроках окружающего мира, интерес к культуре может проявиться на уроках литературного чтения путём знакомства с фольклором, народным творчеством. На уроках же могут использоваться такие исследовательские методы: ребёнок может готовить и выступать с докладами на исторические темы, может интервьюировать старших родственников для того, чтобы узнать, как жили раньше, что было в истории страны и т.д.
В общем и целом в патриотическом воспитании могут использоваться следующие методы (как в урочной, так и во внеурочной работе):
-беседа с детьми на патриотические темы, например, можно обсудить с детьми, кто же такой патриот?;
-лекция, когда учитель самостоятельно рассказывает детям необходимый материал;
-диспут на патриотическую тему, когда дети должны будут аргументировать и доказать свою точку зрения;
-воспитывающие ситуации, которые могут быть смоделированы, а могут действительно встретиться классному коллективу в жизни, и учитель должен использовать ситуацию для формирования у младших школьников необходимых ценностей;
-творческие методы, например, составление «Книги памяти», где будут освещены важнейшие исторические события для всей страны или, например, для малой Родины;
-межличностные методы, например, встречи с личностно значимыми людьми, имеющими отношение к истории страны (встречи с ветеранами в школе и т.д).
Так как патриотическое воспитание – требование ФГОС НОО, то и в учебниках есть темы и проекты, помогающие учителю работать с детьми в данном направлении.
В воспитательном процессе важно учитывать окружение воспитанников, их социальную среду, которая также должна воспитывать в ребенке чувство патриотизма. Учитель при реализации патриотического воспитания работает не только с детьми, но и с родителями. Необходимо донести до родителей, например на родительских собраниях, важность патриотического воспитания. Ведь если учитель будет работать в одном направлении, а родители в другом, то вряд ли у ребенка сможет сформироваться ценность Родины. Пример совместной работы в данном направлении ребенка и родителя – это создание семейной родословной в форме проекта, где семья изучит свою собственную историю и сможет представить её другим.
Внеурочная работа может проводиться в различных формах. Довольно распространены экскурсии всем классом в краеведческие музеи, на места боевой славы. В классные часы учитель проводит беседы с детьми, тематические игры. Важно включать детей и в творческую деятельность, посвященную патриотизму, например, участвовать в организации концертов к таким праздникам, как 9 мая, День России и пр. Творческая деятельность может выражаться в создании плакатов, стенгазет, подготовки целых выступлений (песни, сценки, народные танцы). Также, сейчас в школе активно используется проектная деятельность, которая должна быть задействована и в рамках патриотического воспитания. Например, можно изучать историю каких-либо народных праздников. Проводятся коллективно-творческие дела на патриотические темы. Также могут устраиваться культпоходы в исторически-значимые места, выставки, посвященные рисункам на историческую или патриотическую тематику.
Учитель должен знакомить детей с культурой и историей родной страны, уметь заинтересовать ребенка.
Как и в обучении, в процессе воспитания ребенок меняется, и за данными изменениями нужно следить, чтобы понимать эффективность своей работы, что необходимо изменить и подкорректировать, если реальные результаты не сходятся с ожидаемыми.
Всё это подразумевает диагностику детей в процессе патриотического воспитания.
Диагностика патриотического воспитания может проводиться путем анкетирования, социометрии, опроса, беседы, можно также дать ученикам написать сочинение на тему, касающуюся патриотизма, например: «Кто такой патриот?», «Патриотизм – это…» и пр. Также, могут использоваться методики, замеряющие отношение младших школьников к Родине. Это такие методики, как «Откуда я родом» [Приложение 1], «Незаконченный тезис» [Приложение 2], «Акт добровольцев» [Приложение 3].  В опрос и анкетирование должны быть включены вопросы, отражающие отношение ученика в своей Родине, к достижениям своей страны и своего народа, вопросы на знание истории и культуры родной страны, а также вопросы, открывающие представление ученика о патриотизме.  Учитель может предлагать детям разрешить проблемную ситуацию на патриотическую тему, где проявиться уровень сформированности у ребенка ценности Родины.
Часто бывает так, что, несмотря на проделанную работу, ученик не понимает, что такое патриотизм, не знает, является ли он патриотом и его собственные интересы стоят выше, чем общественные. Диагностика должна проводиться таким образом, чтобы все эти проблемы и недочеты стали видны учителю, и он смог понять, как дальше строить свою работу, как её подкорректировать.
Анкетирование и опрос могут проводиться в классе, сразу на весь коллектив. Если же касаться беседы, то она должна проводиться индивидуально, чтобы понять истинный уровень патриотического воспитания каждого учащегося.
Вопросы для диагностики учитель может составить сам, учитывая особенности проведенной им работы.
Важно проводить диагностику не один раз за весь период обучения в начальной школе, а несколько раз, то есть провести мониторинг уровня патриотического воспитания учащихся.

Список использованной литературы
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. - 2011. - №11. - С.68 - 71. 
2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2022. - 97-101 с. 
3. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7. 
4. Болдина К. С. Как воспитывать патриотизм у школьников? // Воспитание школьников. – 2000. – № 3. 
5. Бублик Л. А. Основы военно-патриотического воспитания: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Л. А. Бублик. – М.: Гардарики, 2008. 
6. Винникова С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. 
7. Вороненко А. Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся / А. Г. Вороненко. – Тюмень: ТГПУ, 2005. 
8. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика.-2001.- №4. 
9. Егорова Ю.Н. Мультимедия как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. педаг. наук. - Чебоксары: ЧГУ, 2000. 
10. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. - 2008. - №1.
11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. 
12. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей / Н.В. Ипполитова. - Челябинск: Факел, 1997. 
13. Лапина И., Маталина Е., Секачев Р. Большой энциклопедический словарь / И. Лапина, Е.Маталина, Р.Секачев. – СПб: Астрель, 2003.
14. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. – М.: Эксмо, 2015.
15. О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания : указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. № 1416 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Версия Проф» [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». – Послед. обновление 26.05.2013. 
16. Подласый И.П. Педагогика. // И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2012. 

Приложение 1
«Откуда я родом»
Цель: понимание многообразия генетических, этнических и исторических
связей каждого отдельного человека; развитие чувства солидарности с
«малой родиной».
Ход проведения: Учитель просит обучающихся вспомнить, откуда родом их
родители, бабушки, дедушки. Затем каждый школьник по очереди подходит
к карте, называет и при помощи булавки или флажка отмечает место, откуда
он сам родом, а также те регионы (города, области, республики или даже
страны), где родились отец, мать, бабушки, дедушки. Школьники могут
также отметить те места, которые для них самих и членов их семей имеют
значение, например, где прошла большая часть их жизни или жизни их
родителей. Каждый обучающийся сопровождает комментариями отмечаемые
пункты – кто из его родных там родился, что его связывает с этими местами,
каковы особенности этих территорий.
Учитель отмечает, насколько широка география мест, с которыми
связаны участники, сколько представлено городов, республик, а, возможно,
и стран. Таким образом, составляется своеобразная географическая карта
группы. 
 
Приложение 2
Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к родному городу, к своей стране.
Ход проведения: обучающиеся дописывают предложения в течение 1-2
минут. По ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.
Обработка результатов производится путём составления педагогом общего
вывода на основе анализа ответов детей.
Шкала оценивания:
Позитивное «+»
Негативное «-»
Нейтральное «0».
1. Я люблю свой город, потому что…
2. Если был бы я волшебником, то я для города …
3. Для своего города я делаю …
4. В жизни нашего города мне не нравится…
5. Если бы мне предложили переехать в другой город, то я….
6. Я стремлюсь помогать людям, потому что…
7. Я считаю, что любой человек, независимо от национальности, заслуживает
уважения, потому что …
8. В моём понимании Родина…
9. Я горжусь своей страной за то, …
10. Я могу сделать для своей страны… 
 
Приложение 3
Цель: определение активности и мотивов участия обучающихся в общественно-полезной деятельности.
Ход проведения: в классе через определённый промежуток времени появляются следующие объявления:
1. «Ребята, поможем учителям в оформлении кабинетов. Приглашаем всех
желающих в школу 5 сентября в 10 часов».
2. «Приглашаем всех желающих принять участие в разговоре-поиске «Как
сделать нашу школу красивой и уютной».
3. «Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении Новогоднего
праздника для воспитанников детского дома, ждѐм 25 ноября в 14 часов в
актовом зале школы. Совет старшекласснков».
4. Педагог начальных классов приходит к старшеклассникам «Ребята, мы с
классом ездили в цирк, и я выяснила, что мои ученики знают правила
перехода через дороги, но не умеют их применять на практике. Не могли бы
вы помочь придумать и провести игру – тренинг для моих учеников на тему
«Правила дорожного движения – закон жизни». Вы подумайте и в конце дня
желающие пусть придут в мой класс, мы обсудим этот вопрос, и я выслушаю
ваши предложения».
Началом акта добровольцев может стать и обращение классного
руководителя или педагога школы к обучающимся с целью приглашения их
для участия в том или ином деле, проводимом в школе или классе.
Перед началом работы выяснить мотивы участия в акте (устно, письменно).
Обработка полученных данных:
Необходимо вести учёт добровольного участия каждого учащегося в
проводимых делах, что может стать основанием для оценки общественной
активности школьников.
Результаты каждого акта добровольцев фиксируются в таблице. Сравнивая
определённые промежутки времени, можно судить об изменениях
общественной активности и направленности каждого участника акта. По
таблице можно делать выводы об увеличении или уменьшении количества
детей участвующих в актах добровольцев.
Условные обозначения:
«у» - участвуют;
«А» - активен;
«И» - проявляет инициативу;
«О» - организатор;
«Т» - проявляет творчество;
«н/у» - не участвует.
Установление связи между активностью учеников и предпочтениями в
выборе направленности (познавательной, патриотической, шефской,
развлекательной, трудовой, организаторской), организуемых дел позволяет
судить об интересах и мотивах участия детей в жизнедеятельности классного
и школьного сообщества.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»