Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Умение слушать: как научиться слышать собеседника

Ульяничева Наталья Афанасьевна
Коммуникации – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию.
 Общение – это
   Потребность в общении – необходимость сообщить или узнать информацию, узнать собеседника. Это побуждает входить в контакт. Ориентировка  – обозначить цель общения, ситуацию общения, личность собеседника.
    Планирование общения  – следует планировать содержание своего сообщения, представлять что именно вы хотите сказать. 
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
   Изо всех человеческих умений и навыков, умение слушать – самое трудное!!!
Специалисты психологи уверяют, что из 10 человек не умеют слушать 8 !!!  
На самом деле, в процессе восприятия речевого сообщения у слушателя (от задуманного, до высказанного) остается не более 30% информации и это потому, что до 78% информации человек воспринимает визуально.
   Исследования психологов показали, что мысли плохих слушателей заняты обдумыванием СВОИХ реплик, советов, замечаний, возражений, своих аргументов, а не слушанием собеседника!   
   Умение слушать, по мнению специалистов в области психологии, состоит их 3-х составляющих:
1. внимание: 
уважение (цените желание человека высказаться); 
преамбула (установите контакт, дайте понять, что вы готовы слушать); 
2. дружелюбие:
нельзя подавлять своего собеседника своим авторитетом, потому что в этом случае он будет думать не о справедливости ваших суждений, а о психологической защите! 
  Следует контролировать свои эмоции, т.е., когда вы почувствуете раздражение или не контролируете себя, то мысленно поставьте себя на место собеседника; 
 не следует всем своим видом демонстрировать пренебрежение к говорящему; 
  3. активность:  следует время от времени посылать сигналы говорящему, что вы его слушаете.
Нам мешает слушать торопливость и поспешность суждений – исследования психологов показали, что в 80% случаев слушатели внимательно слушают друг д– руга первые 1-2 минуты! (потом человек говорит себе: «все ясно, это не правильно!») 
Нам мешает слушать критичность негативность мышления и восприятия (наше внимание и психология направлены на ошибки, оговорки в речи и поведении, а не на суть разговора) 
Нам мешают предубеждения против говорящего  – типа: что он может сказать умного, молод ещё, некомпетентный ещё и т. д…
  Тот, кто похитрее и пообходительнее, пытается изобразить на своем лице внимание, но его глаза и весь облик выдают отсутствие интереса к тому, что говорит другой, и нетерпеливое желание вернуться к тому, что намерен сказать сам. 
  Мало кто понимает, что такое старание угодить себе — плохой способ угодить другому или убедить его и что, только умея слушать и отвечать, можно быть хорошим собеседником.
   Не правда ли, актуально и сегодня? Что изменилось в психологии человечества? Практически ничего! Эгоизм и потребительское отношение другу к другу, психологическое насилие и агрессия, никак не дают людям общаться на равных, общаться достойно, общаться со взаимопониманием и взаимоуважением. Только и слышишь: «А почему мне надо кого-то слушать и кого-то понимать? Почему меня никто не слушает и не понимает?».
Умение слушать
   В нашем мире умению говорить правильно и красиво, уделяется масса внимания. Организованы курсы и тренинги, выпущено множество познавательных программ, которые способствуют развитию дара речи, учат правильным оборотам и умению высказывать свои мысли. Однако мы забываем о том, что в человеческом общении важно не только говорить, не менее значимо – слушать и слышать собеседника.
  Умение слушать других считается одним из проявлений культуры, хорошего воспитания и самодостаточности. Человек, внимательно слушающий собеседника, заставляет испытывать его положительный эмоции, такие как:
  • Приятное волнение;
  • Ощущение собственной важности и нужности.
   Слушая собеседника, вы даете ему почувствовать себя счастливым, таким образом, выражая свою поддержку, и делая комплимент его искусству оратора.
Человек, умеющий внимательно слушать, узнает много нового, обдумывает и составляет в голове правильный, логический ответ на свои вопросы.
Если вы научитесь «не отключать» свой мозг в тот момент, когда вам что-то рассказывают, не думать о посторонних вещах, вы поймете, что через человеческое общение познается мир с его плюсами и минусами.
Как развить в себе умение слушать и понимать людей
Вы не перебиваете человека, смотрите ему в глаза и делаете вид, что слушаете.     Однако вы ловите себя на мысли, что не понимаете, и не осознаете слов, сказанных им. Поэтому запомните правила, которые помогут вам развить в себе умение слушать и слышать собеседника:
Умение слушать начинается с введения мозга в состояние, близкое к ощущениям младенца. Он воспринимает окружающие звуки, оценивая их и деля на хорошие и плохие.
Его внимание концентрируется на всех звуках, с целью извлечь из этого важную для себя информацию, и воспользоваться ей в будущем.
Старайтесь, чтобы все, что повествует вам человек, ведущий с вами беседу, доходило до вашего сознания. Слушайте активно, подключая к этому процессу не только физиологические способности организма к слуху, но и процесс восприятия и осмысления информации.
Не старайтесь перебивать человека в тот момент, когда он говорит что-то не так. Расставляйте у себя в голове «галочки» на тех моментах, где вам требуется уточнение, опровержение или дополнительный вопрос. Не вступайте в полемику до тех пор, пока не дослушаете то, что вам хочет рассказать собеседник. Понимайте слова, которые он произносит, и подтекст, с которым говорит.
Лучше выслушать до конца и понять, чем перебить, устроить скандал и обидеть человека незаслуженно.
Прочувствовав человека, вы поймете истинный смысл его слов, точнее уловить ту цель, которую он преследует, беседуя с вами.
   Психологи шутят, что для того, чтобы слышать человека у нас есть одно ухо, а для того, чтобы понимать смысл его слов – другое.
Стиль общения у каждого человека особенный. Образованные и тактичные умеют формулировать фразы, выстраивать логичное повествование, и рассказывать так, что поневоле можно заслушаться.
Избавляйтесь от сознания собственного превосходства над собеседником. Концентрируйтесь на содержании беседы.
Не думайте о других проблемах во время разговора, даже в том случае, если вы считаете тему разговора не интересной. Извлекайте рациональное зерно из каждой беседы. Случается так, что в обычной беседе, можно найти что-то важное и познавательное. Критически оценивайте то, что вам говорят, но ловите суть беседы и ищите центральные моменты.
Как уже говорилось выше, ставьте «галочки» на тех моментах в общении, которые требуют развернутого ответа или дополнительной информации. Но не позволяйте вашим мыслям уйти от темы разговора. Не формулируйте ответную речь в момент, когда собеседник еще говорит. Концентрируясь на правильном ответе, вы упускаете кульминацию беседы, и дальнейшее развитие темы.
Если вы вступаете с человеком в разговор с целью узнать интересное и полезное для себя, подразумевается, что вы полны оптимизма и желания слушать собеседника. Старайтесь найти ту ниточку, которая связывает вас с этим человеком в данный момент, и не упускать ее из виду на продолжении общения. Почувствовав внутреннюю взаимосвязь, вам станет приятным тот разговор, в который вы вступили.
Выбрав тему беседы, не отступайте от нее, не отвлекайтесь на обдумывание мелочей, которые в данный момент вам не нужны. Ухватив нить нужной информации, мыслительный процесс сконцентрируется на основной теме беседы. Тогда вы легко сможете увязать все полученные от человека факты с той картиной, которую «рисует» вам мозг.
Если перед вами стоит цель – повысить мозговую активность, начинайте познание материала с азов. Только после этого приступайте к сложным задачам. Теперь, ища ответа у собеседника на сложный вопрос, вы сможете построить логическую цепочку из полученной информации, где каждое звено будет на своем месте.
Это сложное слово объединяет возможность человеческого мозга концентрировать и обрабатывать информацию, полученную из нескольких источников. Мы общаемся с миром посредством 5 каналов связи: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкусовых рецепторов. Подкрепляйте полученные в беседе данные другим каналом связи.
Поэтому, слушая собеседника, рисуйте перед собой картины того, о чем он рассказывает. Пусть это касается лекции, которую читает преподаватель, «напишите» в голове формулу, которая изображена на доске.
Вы сможете связать воедино слова, которые он произносит, значение символов и запомнить это уравнение.
Не уходите от проблемы, которая вам неприятна в словах оратора. Несогласие вы выразите позже. А пока выслушивайте точку зрения человека, сравнивайте аргументы, ищите смысл между строк, и расставляйте приоритеты. Уважайте чужую точку зрения, она имеет право на жизнь так же, как ваша собственная.
Источник: https://econet.ru/articles/67446-umenie-slushat-kak-nauchitsya-slyshat-sobesednika

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»