Проект для детей средней группы «Солнышко»
Летят журавли
Куликова Лия Геннадьевна;
Яковлева Елена Анатольевна,
воспитатели ГБДОУ центр развития
ребенка - детский сад № 37
Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: дети 4 – 5 лет.
Методы проекта: Познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместная деятельность.
Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.
Срок реализации проекта: краткосрочный, с 26.04.2021 по 07.05.2021.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта: Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о Великой Отечественной войне, о защитниках Родины, ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, о военном оружии, о форме одежды военных, о Победе. Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы, возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
Цель проекта: Усвоение детьми нравственных ценностей, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства причастности к историко-культурной общности российского народа, формирование чувства патриотизма.
Задачи:
• способствовать формированию у детей представлений о Родине, ее героях, военных событиях, празднике «День Победы» посредством искусства и творческих видов детской деятельности;
• способствовать формированию социальных навыков и норм поведения, осознанного отношения к войне как негативному явлению и уважения к представителям военных профессий.
• познакомить с музыкальными и литературными произведениями на тему Второй мировой войны, их ролью и значением для людей, прошедших войну, и их потомков;
• расширить кругозор детей, обогатить словарный запас, активизировать внимание и память;
• дополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе и на территории ДОО;
• способствовать организации сотрудничества с родителями, вовлечению их в образовательный процесс.
План реализации проекта:
Подготовительный этап проекта:
1. Изучение методической литературы, разработка перспективного плана образовательной деятельности с детьми, а также взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации проекта
2. Подбор литературы, видеофильмов, аудиозаписей, изображений по теме, материалов для уголков самостоятельной деятельности.
3. Подбор музыкального (песня) и литературного (стихи) материала для видео-концерта, посвященного Дню Победы.
4. Разработка проекта клумбы для районной акции «Цветок Победы».
II.Основной этап:
1- я неделя (26 - 30 апреля) - «Слово войны»:
Организация образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с литературным творчеством, отражающим тему проекта: знакомство с литературой военных лет, ее видами и особенностями (рассказы, повести, очерки, лирические стихотворения, баллады, поэмы), значением и ролью, их авторами, а также с литературой о войне, созданной в послевоенные годы; рассматривание иллюстраций.
2- я неделя (4-7 мая) - «Звучание войны»:
Организация образовательной деятельности с детьми в области музыки: знакомство с музыкальными произведениями военных лет, их особенностями и разновидностями (песни, марши, симфонии, оперы), значением а ролью, их авторами, а также с музыкальными произведениями, посвященными войне, созданными в послевоенные годы; знакомство со «звуками войны»: ленинградский метроном, сирена воздушной тревоги, звуки перестрелки, взрывов, военной техники, звуки идущей с криками «ура» в атаку армии и т. п.
На всем протяжении проекта:
1. Организация взаимодействия с семьями воспитанников:
- консультации для родителей, оформление наглядных информационных материалов по теме проекта;
- рекомендации по посещению музеев, выставок, памятных мест, связанных с темой проекта и др.
2. Съемки и монтаж праздничного видео-концерта.
3. Высадка клумбы в рамках акции «Цветок Победы».
Заключительный этап:
1. Проведение просмотра видео-концерта среди педагогов, детей и родителей.
2. Подготовка фотоотчета участия в районной акции «Цветок Победы».
3. Оформление (в электронном виде) педагогами паспортов проекта, реализованных в группах, для пополнения методического кабинета и внутрифирменного обмена педагогическим опытом.
Реализация проектной деятельности:
Содержание деятельности | Деятельность детей | Деятельность родителей | Результаты |
Беседы: «С чего начинается Родина?», «Этот день мы приближали, как могли»; «Гром Победы раздавайся», «Мемориалы Победы», «История георгиевской ленточки», «Почему война называется Великой Отечественной? Наблюдение: «Где мы видим флаг России?» |
Дети участвуют в беседах, отвечают на поставленные вопросы | Помощь в организации. | Дети с удовольствием участвуют в беседах, отвечают на поставленные вопросы. |
Рассматривание иллюстраций в книгах, фото, репродукций. |
Обогащение и расширение знаний детей | Помощь в организации. | Дети обогащают свои знания |
Викторина, посвященная ВОВ | Обогащение и расширение знаний детей | Помощь в организации. | Развитие речи и обогащения словаря детей |
Чтение художественной литературы: А.Ишимова«История России в рассказах детей», А.Усачев«Что такое День Победы», Н. Дилакторская «Почему маму назвали Гришкой», А. Митяев «Землянка», Л. Кассиль «Память советскому солдату»; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о Родине. |
Дети с удовольствием слушают художественные произведения, разучивают стихи. | Подбор книг. Повторение стихов дома. | Развитие речи и обогащения словаря детей |
Дидактические игры:«Военная профессия», «Отгадай военную профессию». | Обогащение и расширение знаний детей | Помощь в организации | Дети обогащают свои знания |
Художественно-эстетическое развитие: Лепка «Танки»; Изготовление коллажа «Вечный огонь». |
Отражают в своих работах полученные ранее впечатления. | Поощрение за результаты творчества | Поощрение за результаты творчества |
Ручной труд: Оригами «Журавлики» |
Отражают в своих работах полученные ранее впечатления. | Поощрение за результаты творчества | Выставка детского творчества |
Подвижные игры: «Кто быстрее, тот командир», «Сапёры», «Разведчики». | Дети с удовольствием играют в подвижные игры. | Помощь в организации | Развитие физических качеств. |
Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики», «Пограничники» | Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры. | Помощь в организации | Развитие речи и обогащения словаря детей |
Пальчиковые игры:«Аты-баты- шлисолдаты», «Бойцы-молодцы», «Эти пальцы – все бойцы» | Дети с удовольствием играют в пальчиковые игры. | Помощь в подборе материала. | Развитие мелкой моторики и речи |
Съемки и монтажпраздничного видео-концерта | Дети с удовольствием участвуют в сьемках | Помощь в организации | Развитие речи и обогащения словаря детей |
Итоговое мероприятие-высадка клумбы в рамках акции «Цветок Победы» | Дети помогают сажать цветы | Помощь в организации | Развитие физических качеств |
Работа с родителями - чек-лист «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», -оформление наглядных информационных материалов по теме проекта; - рекомендации по посещению музеев, выставок, памятных мест, связанных с темой проекта и др. |
Расширение и обогащение знаний родителей | Повысится компетентность родителей в вопросах воспитания у детей интереса к художественно й литературе, родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. |
Схема реализации проекта в образовательных областях:
Образовательные области | Формы и методы работы |
Социально – коммуникативное развитие | 1.Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики», «Пограничники» 2. Дидактические игры: «Военная профессия», «Отгадай военную профессию». 3. Рассматривание иллюстраций в книге «Они сражались за Родину»; 4. Беседы: «С чего начинается Родина?», «Этот день мы приближали, как могли»; «Гром Победы раздавайся», «Мемориалы Победы», «История георгиевской ленточки», «Почему война называется Великой Отечественной? |
Познавательное развитие в области музыки | знакомство с музыкальными произведениями военных лет, их особенностями и разновидностями (песни, марши, симфонии, оперы), значением а ролью, их авторами, а также с музыкальными произведениями, посвященными войне, созданными в послевоенные годы; знакомство со «звуками войны»: ленинградский метроном, сирена воздушной тревоги, звуки перестрелки, взрывов, военной техники, звуки идущей с криками «ура» в атаку армии и т. п. |
Речевое развитие | Чтение: А.Ишимова «История России в рассказах детей», А.Усачев «Что такое День Победы», Н. Дилакторская«Почему маму назвали Гришкой», А. Митяев «Землянка», Л. Кассиль «Память советскому солдату»; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о Родине. |
Художественно – эстетическое развитие |
Лепка «Танки»; Оригами «Журавлики»; Изготовление коллажа «Вечный огонь». |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Кто быстрее, тот командир», «Сапёры», «Разведчики». Пальчиковые игры: «Аты-баты- шли солдаты», «Бойцы-молодцы», «Эти пальцы – все бойцы». |
Результаты:
В результате реализации данного проекта дети заинтересовались данной темой, проявляли познавательную активность при знакомстве со сведениями о ВОВ и празднике Победы. Полученные знания дети отражали в продуктивных видах деятельности, во время занятий, в сюжетно-ролевых играх. Дети познакомились с подвигами участников войны, смогли понять значимость мира на Земле. Разучивали стихотворения, пословицы о войне. Мотив «хотим узнать», на начальной стадии реализации проекта, к его окончанию сменился на мотив «хотим рассказать другим». Заключительный этап проекта – видео-концерт и участие в акции «Цветок Победы!» - не оставил никого равнодушным.