Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Значение музыки в духовно-нравственном развитии ребенка

Булгакова Ирина Анатольевна
Духовно-нравственное развитие ребенка является одной из главных задач современной системы образования, так как в результате сформированная духовно-нравственная культура учащегося способствует полноценному развитию и становлению его личности полноценному ее раскрытию.
Духовно-нравственное развитие ребенка – это поэтапный процесс, который направлен на формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности.
Первое и главное воздействие на формирование личности ребенка является его семья, именно в ней закладываются основы тех ценностей, которые послужат его дальнейшим ориентиром на протяжении всей жизни. Взаимоотношения в семье, которое наблюдает и в котором ежедневно участвует ребенок,  проецируется на общество и определяет модель поведения этого ребенка в будущем, то есть является основой его гражданского поведения.
Следующий  этап духовно-нравственного развития личности ребенка лежит в осознанном восприятии и приятии  характерных черт и особенностей его народа, той местности, где он проживает, его культурных традиций и ценностных ориентаций. Таким образом, главную роль на данной ступени развития ценностно-смыслового формирования личности человека играют понятия «малой Родины», «Отечества», «родной земли и языка», «семьи и рода». Особую роль на данном этапе духовно-нравственного развития личности будет играть социальная (семья, друзья, родственники) и природная среды, окружающие человека
Природа и искусство оказывают не меньшее влияние на духовную культуру человека через познание природы, красоты, гармонии, формирование экологического сознания, различные формы эстетического развития.
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она развивает не только разум , но и облагораживает чувства. Ее влияет на состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния. Спокойная музыка, вызывает ощущения радости, покоя, любви. Классическая музыка влияет на музыкальные, творческие способности, интеллект, развивает память, образное мышление, успокаивает, повышает настроение. Она, как один из видов искусства, представляет определённо организованную последовательностью звуков. Ключевыми характеристиками музыки являются темп, громкость, тембр, звуковысотность, продолжительность воздействия.
 Классическая музыка является наиболее благотворно влияющим видом музыкального искусства. По своей структуре любое крупное классическое произведение делится на определённые части, состоящие из тем и фрагментов, более мелкими единицами которых являются музыкальные фразы и мотивы. Она оказывает благотворное влияние не только на человека, но и на весь окружающий его мир. Опыты с растениями и животными показали, что классическая музыка является эталоном музыки в целом. Было замечено, что коровы во время прослушивания музыки Моцарта давали больше молока, в то время как при включении современных композиций, они совсем отказывались есть. Эксперимент, проведённый в Японии с кормящими мамами, показал, что у группы, которая слушала классические произведения, повысилось количество молока на 20%, в то время как у другой группы, слушавшей современные мелодии, оно понизилось почти наполовину. Логичность и структурированность классических
 
произведений в сочетании с гармонией создаёт эффект, который не оказывает ни одно из современных музыкальных направлений. Немецкий поэт, философ и мыслитель Гёте утверждал, что его работа идёт наиболее продуктивно после музыки Бетховена, в частности, после его скрипичного концерта Было доказано, что при прослушивании произведений Чайковского, Шопена, Листа человек быстрее успокаивается, восстанавливаются его душевные силы и равновесие человек в подобной обстановке способен на агрессивное поведение [4].
Особенное влияние на мозг человека оказывает музыка Моцарта, проводились исследования по изучению этого феномена. Учёные изучали воздействие музыки Моцарта на студентов. Испытуемые тестировались на индекс пространственного интеллекта. Результат оказался выше по 9 пунктам у испытуемых, которые прослушивали в течение 10 минут «Сонату для двух фортепиано D- dur» Моцарта. Сделали вывод, что взаимосвязь между музыкой и пространственным мышлением очень сильна и обычное прослушивание музыки может дать колоссальный эффект. Музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее.
Как показали исследования, из всех существующих музыкальных направлений наиболее разрушительное влияние оказывает рок-музыка: тяжёлый ритм в сочетании с оглушительной громкостью и мрачным текстовым содержанием негативно сказывается и на физическом, и на духовном здоровье человека. Одной из наиболее опасных музыкальных характеристик такой музыки являются сверхгромкие звуки, определённое сочетание которых может спровоцировать человека на совершение не контролируемых им самим действий, следствием чего может быть суицидальный исход. Музыка такого рода оказывает негативное влияние на развитие живых организмов – это подтверждают опыты с растениями и животными, во время которых было замечено, что при воздействии такой музыки приостанавливается их рост, а иногда происходит гибель самого организма. Такое же влияние она оказывает на людей – было доказано, что проведя около получаса в различных общественных местах, сопровождаемых пронзительной, громкой и хаотичной музыкой, например, на дискотеках, подростки становятся неконтролируемыми, вследствие чего даже самый спокойный и воспитанный человек в подобной обстановке способен на агрессивное поведение
. Таким образом, музыка способствует развитию эмоциональной сферы, она побуждает ребенка к совершению добрых дел и поступков, помогает познать историю, культуру своей страны и своего народа. Однако, разная музыка по-разному воздействует на духовно-нравственное развитие человека, что обуславливает необходимость формирования музыкальной кульутры ребенка с первых дней его жизни.
Музыка является неотъемлемой частью художественно-творческого воспитания ребёнка. В работах известных психологов и педагогов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова говорилось о важности формирования музыкального слуха и творческого воображения на ранних стадиях развития ребёнка, в противном случае, восполнение этого недостатка на более поздних этапах его развития может быть затруднено или, в некоторых случаях, невозможно.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»