Духовно-нравственное воспитание
в системе дошкольного образования
Панченко Татьяна Феликсовна,
воспитатель ГБДОУ № 67
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Одним из приоритетов развития российского образования на современном этапе определено духовно-нравственное воспитание.воспитатель ГБДОУ № 67
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Актуальность данного вопроса обусловлена модернизацией системы образования и введением новых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность современного дошкольного учреждения. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств.
Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет сформировать: гармоничную духовно-здоровую личность ребенка, навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания, воспитать средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла, сформировать потребность и готовность проявлять сострадание, приобщить детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о традициях народа.
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное
окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Поэтому очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста учились устанавливать контакты с другими людьми: и детьми и взрослыми, учились считаться друг с другом, помогать распределять работу, приходить на помощь, понимать возможности и потребности других людей.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнуют общественность во всем мире и в нашей стране в частности.
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.
Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.
Поэтому в настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.
Работая с детьми дошкольного возраста мы уделяем много внимания духовно-нравственному воспитанию.
Основными задачами работы по духовно–нравственному воспитанию детей являются:
Воспитание уважения к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
Создать условия для воспитания целостной картины мира.
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей . Основными формами работы с детьми являются:
занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
все виды творческой художественной деятельности детей;
проведение совместных праздников;
просмотр фильмов, использование дополнительных технических средств обучения;
экскурсии, целевые прогулки (по городу, краеведческого характера и
др.)
тематические вечера (живопись, музыка, поэзия);
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания; Работая мы ставим перед собой цель достижения следующихрезультатов:
Первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.
Нравственные потребности, стремления, чувства:
активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;
чувство доброжелательности окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;
любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;
чувство симпатии к людям независимо от их национальности;
приобщение к опыту национальной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;
ответственность за свои дела и поступки,
потребность и готовность проявлять сострадание
Нравственные умения и привычки:
следовать традиции празднования именин;
проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;
анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;
справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;
вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекая к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность;
в приветливой и доброжелательной форме обращаться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнениисовместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;
тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;
привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;
бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты; деятельное отношение к труду.
В своей работе мы активно используем сказки.
Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Сказки учат нас не только житейской мудрости, но и смелости, мужеству, умению устанавливать контакты. Воспитывают такие важные качества, как смелость, храбрость, решительность. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно- нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом. Именно семья, должна определять цели, смысл, содержание
воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи традиции.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения.
Используемые формы работы с родителями:
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
вечера вопросов и ответов;
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
индивидуальные консультации специалистов;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы) Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения.
В своей работе мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах духовно- нравственного воспитания и дошкольников, заинтересовать родителей вразвитии духовного потенциала ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Библиографический список
Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников /Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет» - М., «Айрис Пресс», 2009 г.
Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду.
- М., Мозаика-Синтез, 2008
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010.
Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой
// Дошкольная педагогика. 2012.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред.
A. M. Виноградовой. - Москва Просвещение, 1989.