Для воспитателей группы продленного дня
Традиционные источники нравственности
Калинина Людмила Евгеньевна
Кто двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности,
тот более идёт назад, чем вперёд.
Аристотель
тот более идёт назад, чем вперёд.
Аристотель
Перед группами продленного дня , как и перед каждым учителем, стоит задача воспитания личности ребенка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании.
Ключевой задачей современной государственной политики РФ является обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека. Это закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит своѐ отражение в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, реализуемом на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитательная система школы охватывает весть педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность детей. Перед школой стоят следующие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Нравственность всегда начинается с уважения: к себе, к другому человеку, к животным, к природе.
Традиционными источниками нравственности являются:
1. Патриотизм ( Любовь к России; к своему народу; к своей «малой Родине»; Служение Отечеству) 2. Социальная солидарность ( Свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; доброта; честь; достоинство)
3. Гражданственность ( Правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания)
4. Семья ( любовь и верность; здоровье; почитание родителей; забота о старших и младших;продолжение рода) 5. Труд и творчество ( творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость) 6. Наука ( познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание)
7. Традиционные российские религии (представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества) 8. Искусство и литература (Красота; гармония; духовный мир человека )
9. Природа ( Жизнь; родная земля; планета Земля)
10. Человечество ( Мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество)
В качестве ключевых составляющих воспитания были выбраны общечеловеческие ценности: Отечество, человек, культура, труд, Земля, знание, семья. Задача духовного воспитания - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом.
В целом духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, его нравственное поведение, на этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, становление гражданской позиции и патриотизма, расширяет интеллектуальный потенциал, благотворно сказывается на эмоциональном состоянии. Воспитать духовно гармоничную личность можно совместными усилиями педагогов школы и семьи, когда дети могут брать пример с людей ( их поступков), которые детей постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для ребёнка. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться детям нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.
Разрешение проблем нравственного воспитания все же требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных, и я думаю, что нам необходимо в большей степени привлекать родителей к участию в духовно-нравственном воспитании младших школьников через проведение совместных мероприятий, просветительской работы, организацию дискуссионных встреч. А в работе со школьниками чаще использовать возможность общаться с интересными, опытными людьми разных профессий. Для того, чтобы работа по патриотическому воспитанию младших школьников приносила результаты, необходимо тесное сотрудничество школы и семьи.
Ключевой задачей современной государственной политики РФ является обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека. Это закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит своѐ отражение в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, реализуемом на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитательная система школы охватывает весть педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность детей. Перед школой стоят следующие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Нравственность всегда начинается с уважения: к себе, к другому человеку, к животным, к природе.
Традиционными источниками нравственности являются:
1. Патриотизм ( Любовь к России; к своему народу; к своей «малой Родине»; Служение Отечеству) 2. Социальная солидарность ( Свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; доброта; честь; достоинство)
3. Гражданственность ( Правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания)
4. Семья ( любовь и верность; здоровье; почитание родителей; забота о старших и младших;продолжение рода) 5. Труд и творчество ( творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость) 6. Наука ( познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание)
7. Традиционные российские религии (представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества) 8. Искусство и литература (Красота; гармония; духовный мир человека )
9. Природа ( Жизнь; родная земля; планета Земля)
10. Человечество ( Мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество)
В качестве ключевых составляющих воспитания были выбраны общечеловеческие ценности: Отечество, человек, культура, труд, Земля, знание, семья. Задача духовного воспитания - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом.
В целом духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, его нравственное поведение, на этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, становление гражданской позиции и патриотизма, расширяет интеллектуальный потенциал, благотворно сказывается на эмоциональном состоянии. Воспитать духовно гармоничную личность можно совместными усилиями педагогов школы и семьи, когда дети могут брать пример с людей ( их поступков), которые детей постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для ребёнка. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться детям нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.
Разрешение проблем нравственного воспитания все же требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных, и я думаю, что нам необходимо в большей степени привлекать родителей к участию в духовно-нравственном воспитании младших школьников через проведение совместных мероприятий, просветительской работы, организацию дискуссионных встреч. А в работе со школьниками чаще использовать возможность общаться с интересными, опытными людьми разных профессий. Для того, чтобы работа по патриотическому воспитанию младших школьников приносила результаты, необходимо тесное сотрудничество школы и семьи.