Формирование духовно-нравственных ценностей
у школьников на основе духовных и культурных
традиций народов России
у школьников на основе духовных и культурных
традиций народов России
Курышова Елена Анатольевна
Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет
ту воспитательную силу, которой нет
в самых лучших системах, основанных
на абстрактных идеях или
заимствованных у другого народа.
Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет
ту воспитательную силу, которой нет
в самых лучших системах, основанных
на абстрактных идеях или
заимствованных у другого народа.
К.Д. Ушинский
В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок. И перед педагогическим коллективом школы стоит задача сформировать такое пространство, в котором каждый учащийся мог не только обучаться, но и духовно обогащаться, чтобы атмосфера в школе способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание творить добро. Педагоги ищут такие формы работы, которые были бы интересны обучающимся, нашли бы отклик в их сердцах. И в то же время органично вписались в систему учебной и воспитательной работы школы, чтобы каждый ребенок получил возможность духовно и нравственно развиваться и принимать те духовные ценности, которые будут способствовать становлению его личности.
Педагогический коллектив нашей школы на уроках и внеурочной деятельности формирует у учащихся такие ценности, как:
- патриотизм (любовь к Родине, служение Отечеству);
- семья (любовь, верность, забота, уважение в семье);
- труд и творчество (уважение к труду, трудолюбие);
- природа (любовь и бережное отношение к природе);
- наука (ценность знания, стремление к познанию и истине).
Это не полный перечень ценностей, которые мы формируем у подрастающего поколения. Они были, есть и будут всегда. И наша задача, используя все лучшее, что было создано до нас, продолжать развиваться, знакомя учащихся с такими понятиями, как ценность мира, ценность человеческой жизни, ценность любви к Родине, народу, ценность семьи, ценность добра, ценность красоты, ценность труда и творчества.
Поэтому в нашей школе воспитание учащихся на основе духовных и культурных традиций народов России – одно из направлений воспитательной работы. Школа пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. Используемые в школе учебные программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.
На уроках и внеурочной деятельности учащиеся знакомятся с семейно-бытовыми традициями, с народными песнями, играми, танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами.
Направления работы:
-использование фольклора;
-знакомство с семейно-бытовым укладом жизни;
-знакомство с основами православной культуры, мировых религиозных культур;
-знакомство с народными праздниками, играми, традициями, обрядами;
-знакомство с декоративно-прикладными промыслами.
Все это необходимо, потому что:
1. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.
2. Русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье, в уважительном отношении между молодыми и пожилыми людьми, между верующими и неверующими.
-использование фольклора;
-знакомство с семейно-бытовым укладом жизни;
-знакомство с основами православной культуры, мировых религиозных культур;
-знакомство с народными праздниками, играми, традициями, обрядами;
-знакомство с декоративно-прикладными промыслами.
Все это необходимо, потому что:
1. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.
2. Русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье, в уважительном отношении между молодыми и пожилыми людьми, между верующими и неверующими.
Раскрыть эти и другие секреты уклада жизни и передать их педагогическими средствами подрастающему поколению – одна из важнейших задач.
Для формирования духовно-нравственных ценностей у школьников необходимо использовать все источники нравственного опыта. Таковыми являются:
- Школа (через деятельность урочную, внеурочную, внеклассную)
- Семья
- Малая Родина
- Общество
- Искусство
- Труд
- Природа
На духовно-нравственное развитие ребенка оказывает влияние много факторов – это семья, друзья, одноклассники, социум, среда. Не всегда из этого окружения ребенок перенимает положительный опыт, а учитель не может, к сожалению, сопровождать его везде и разъяснять, что такое хорошо и что такое плохо.
Но в рамках своих уроков и внеурочной деятельности, педагог оказывает влияние на формирование ценностей, которые позволяют ребенку сделать правильный выбор, проанализировать свою деятельность и сформулировать цель, направленную на дальнейшее развитие.
Поэтому среди основных источников нравственного опыта можно выделить, прежде всего, учебную деятельность. Нравственное развитие на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, саму организацию урока. Несмотря на то, что воспитание духовности, нравственности заложено в любом школьном предмете, самыми благодатными остаются предметы гуманитарного и эстетического цикла, также огромная роль отведена познанию окружающего мира.
Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке. Но особая роль отводится урокам ОРКСЭ и ОДНКНР. Эти предметы не носят религиозный характер, но знакомят с основами православной культуры, мировых религиозных культур. Раскрывают значение и роль этой культуры в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Одним из средств формирования духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках ОРКСЭ является использование в работе учителя возможностей различных предметов и видов искусств, таких как, музыка, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество. Педагоги используют художественные образы литературных героев для оценивания поступков с морально-этической точки зрения, а также материал предмета
В основной школе учащиеся изучают курс «Основы духовно-нравственных культур народов России» (ОДНКНР), который является логическим продолжением предмета ОРКСЭ. На основе уже полученных знаний в начальной школе учащиеся продолжают знакомиться с основными нормами морали, нравственными и духовными идеалами, хранимыми в культурных традициях народов России. У них формируется представление об основах светской этики, культуре традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России.
Следующим источником нравственного опыта учащихся является внеурочная деятельность, которая в нашей школе строится по 5 направлениям:
Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке. Но особая роль отводится урокам ОРКСЭ и ОДНКНР. Эти предметы не носят религиозный характер, но знакомят с основами православной культуры, мировых религиозных культур. Раскрывают значение и роль этой культуры в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Одним из средств формирования духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках ОРКСЭ является использование в работе учителя возможностей различных предметов и видов искусств, таких как, музыка, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество. Педагоги используют художественные образы литературных героев для оценивания поступков с морально-этической точки зрения, а также материал предмета
В основной школе учащиеся изучают курс «Основы духовно-нравственных культур народов России» (ОДНКНР), который является логическим продолжением предмета ОРКСЭ. На основе уже полученных знаний в начальной школе учащиеся продолжают знакомиться с основными нормами морали, нравственными и духовными идеалами, хранимыми в культурных традициях народов России. У них формируется представление об основах светской этики, культуре традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России.
Следующим источником нравственного опыта учащихся является внеурочная деятельность, которая в нашей школе строится по 5 направлениям:
- спортивно-оздоровительное
- художественно-эстетическое
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
- социальное
Помимо внеурочной деятельности, наши учащиеся посещают отделение дополнительного образования, где также имеют возможность, развивая свои таланты, знакомиться с культурными и духовными традициями народов России.
У любой школы есть мечта. Мечта нашей школы - создать такой дом, в котором всем было бы комфортно и радостно. В любом доме складывается определенная система ценностей, традиций, над формированием которой работает весь школьный коллектив. По словам В. А. Сухомлинского:
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
У любой школы есть мечта. Мечта нашей школы - создать такой дом, в котором всем было бы комфортно и радостно. В любом доме складывается определенная система ценностей, традиций, над формированием которой работает весь школьный коллектив. По словам В. А. Сухомлинского:
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».