Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование метода проектной деятельности
в музыкально-эстетическом воспитании
дошкольников с нарушениями речи и слуха

Егорова Елена Адольфовна
Процесс формирования восприятия мира ребенком дошкольником в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребенок воспринимает мир и проводит оценку явлениям с позиции его эмоциональной ценности. И соответственно ориентация ребенка на ценности музыкальной, художественной эстетичности играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, мышления, творческого воображения, собственных вкусов на основе художественных картин, классической музыки, поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического воспитания и духовности в целом.
Одним из современных педагогических технологий в дошкольном образовании стал проектный метод. Метод проектов в детском саду подразумевает объединение двух и более видов искусств на основе единой цели. Кроме того, использование проектного метода в образовательном пространстве ДОУ способствует развитию образовательного учреждения, сплоченности в отношениях всех педагогов и специалистов, а также привлечению родителей к интересному новому виду деятельности.
Взаимодействие различных видов искусства в нашем детском саду проходит практически ежедневно на любых занятиях воспитателя (живопись + музыка; литература + живопись), музыкального руководителя (музыка + театр), учителя-логопеда (музыка + литература).
Особенно популярным становится детский театр с использованием музыкального сопровождения. Безусловно, такую работу проводили и раньше, ставили сценки, миниатюры, но сегодня метод проектов дает больше возможностей для развития инклюзивного образования детей с нарушениями в развитии.
ГБДОУ №и 60 Невского района давно работает с детьми с нарушением слуха. В логопедических группах организовано инклюзивное обучение детей с нарушением слуха и речи. Посредством музыкально – театрализованной деятельности идет развитие активной речи, обогащается словарь, проводится комплексная работа по развитию творческих способностей, артистичности, активации мышления. Специалисты учреждения с помощью театра помогают осваивать детям с нарушением слуха и речи искусства перевоплощения, вхождения в какой-то образ, развивая тем самым музыкально-эстетическое восприятие.
Работа над любым музыкально-эстетическим проектом подразумевает составление плана:
  • Постановка цели (что мы хотим дать детям, родителям, педагогам)
  • Поиск форм реализации (как с помощью чего)
  • Разработка сценария театрализованной деятельности
  • Организация среды (музыкальное занятия, в группе свободной деятельности проигрывание моментов, чтение, зарисовка и т. д.)
  • Работа над частями проекта, коррекция
  • Коллективная демонстрация проекта
Нельзя забывать и о принципах любого проекта – таких как сезонность, системность, учет возрастных особенностей, координация деятельности педагогов, преемственность с родителями.
Предлагаем пример проекта «Сказка в музыке». В 2014 году педагоги логопедической группы «Теремок» совместно с музыкальным руководителем организовали проект: театр «Мешок яблок» В. Сутеева. Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего. Поэтому сказка была выбрана не случайно. Тема проекта «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для чувственного восприятия музыки, дает выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Работа была организовано следующим образом. Педагогический персонал группы совместно с музыкальным руководителем составили план проекта, где обозначили области, в которых необходимо акцентировать внимание: обязательное чтение сказки воспитателями, родителями, просмотр мультфильма, ответы на вопросы, обсуждение, совместные беседы.
Учитель-логопед и воспитатели отрабатывали содержание сказки по частям, накапливали словарь, проговаривали характер каждого героя, рассказывали, обсуждали действия и поступки, проводили четкую системную предварительную работу по активизации словаря и связной речи у детей с нарушением слуха и речи.
Музыкальный руководитель проводил работу по развитию слухового восприятия, чувства ритма, движений, по постановке мимики, имитации движений, жестов, правильному выражению чувств, эмоций.
Воспитатели на занятиях по изодеятельности организовывали зарисовки по сюжету сказки, яркие понравившиеся моменты, впечатления.
В свободной деятельности дети самостоятельно ставили минисценки, репетировали сюжет, читатели другие сказки В. Сутеева.
Педагогам был дополнен сюжет сказки, немного «ушли от классического варианта», добавили новых героев, чтобы все дети группы без исключения были задействованы в сказке.
При организации данного проекта учитывался возраст детей (сказка «Мешок яблок» шла по программе в старшей группе детского сада), сезонность (сказку готовили и показывали осенью), вовлеченность родителей (родители помогали готовить атрибуты к сказке, шили костюмы, учили слова), сплоченность педагогов (педагоги настолько увлеклись делом, что роль вороны досталось одному из воспитателей группы, этот факт детей очень обрадовал, чувствовалось позиция «на равных»).
В ходе подготовки постановке сказки использовались перспективные планы работы педагогов, занятия художественно-эстетического цикла, интегрированные занятия учителя-логопеда и воспитателями, учителя-логопеда и музыкального руководителя, воспитателя и музыкального руководителя, на которых дети прослушивали музыкальные произведения, рассматривали иллюстрации художников. Это помогало детям более наглядно и эффективно сопоставить свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемым литературным произведением.
Этапы реализации данного проекта – концептуальный (постановка цели), подготовительный (разработка сценария, подбор методического материала, фонотеки, создание сцены, костюмов, разработка конспектов интегрированных занятий), внедренческий (внедрение различных форм работы, репетиция, словарная, театрализованная работа), заключительный (открытое мероприятие, показ спектакля), итоговый (сбор информации, создание модели в образовательном пространствам ДОУ, поиск новых целей).
По нашим наблюдениям, работа над постановкой сказки имела большое значение для музыкально-эстетического развития детей:
  • Обогатилась образная речь детей
  • Улучшилось творческое воображение (на протяжении второго учебного полугодия дети группы придумывали в свободной деятельности всевозможные игровые сюжеты)
  • Расширились представления детей о том, насколько близка речь и музыка (теперь любое литературное произведение дети желают обыграть, сопроводить музыкой, включить аудиодиск)
  • Развилось умение детей выразительно передавать музыкальные образы
Хочется отметить, что в планах педагогов и музыкального руководителя появились проекты, постанови сказок «Каша из топора» к военным праздникам, «Под грибом» ближе к летнему сезону, «Дюймовочка», «Кошкин дом» по правилам пожарной безопасности. Безусловно, эти сказки будут адаптироваться к разным возможностям развития детей.
Работа над любыми проектами музыкально-эстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов детей. Формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает коммуникативные и нравственные качества личности. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
 
«Использование метода проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников с нарушениями речи и слуха»
Процесс формирования восприятия мира ребенком дошкольником в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребенок воспринимает мир и проводит оценку явлениям с позиции его эмоциональной ценности. И соответственно ориентация ребенка на ценности музыкальной, художественной эстетичности играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, мышления, творческого воображения, собственных вкусов на основе художественных картин, классической музыки, поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического воспитания и духовности в целом.
Одним из современных педагогических технологий в дошкольном образовании стал проектный метод. Метод проектов в детском саду подразумевает объединение двух и более видов искусств на основе единой цели. Кроме того, использование проектного метода в образовательном пространстве ДОУ способствует развитию образовательного учреждения, сплоченности в отношениях всех педагогов и специалистов, а также привлечению родителей к интересному новому виду деятельности.
Взаимодействие различных видов искусства в нашем детском саду проходит практически ежедневно на любых занятиях воспитателя (живопись + музыка; литература + живопись), музыкального руководителя (музыка + театр), учителя-логопеда (музыка + литература).
Особенно популярным становится детский театр с использованием музыкального сопровождения. Безусловно, такую работу проводили и раньше, ставили сценки, миниатюры, но сегодня метод проектов дает больше возможностей для развития инклюзивного образования детей с нарушениями в развитии.
ГБДОУ №и 60 Невского района давно работает с детьми с нарушением слуха. В логопедических группах организовано инклюзивное обучение детей с нарушением слуха и речи. Посредством музыкально – театрализованной деятельности идет развитие активной речи, обогащается словарь, проводится комплексная работа по развитию творческих способностей, артистичности, активации мышления. Специалисты учреждения с помощью театра помогают осваивать детям с нарушением слуха и речи искусства перевоплощения, вхождения в какой-то образ, развивая тем самым музыкально-эстетическое восприятие.
Работа над любым музыкально-эстетическим проектом подразумевает составление плана:
  • Постановка цели (что мы хотим дать детям, родителям, педагогам)
  • Поиск форм реализации (как с помощью чего)
  • Разработка сценария театрализованной деятельности
  • Организация среды (музыкальное занятия, в группе свободной деятельности проигрывание моментов, чтение, зарисовка и т. д.)
  • Работа над частями проекта, коррекция
  • Коллективная демонстрация проекта
Нельзя забывать и о принципах любого проекта – таких как сезонность, системность, учет возрастных особенностей, координация деятельности педагогов, преемственность с родителями.
Предлагаем пример проекта «Сказка в музыке». В 2014 году педагоги логопедической группы «Теремок» совместно с музыкальным руководителем организовали проект: театр «Мешок яблок» В. Сутеева. Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего. Поэтому сказка была выбрана не случайно. Тема проекта «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для чувственного восприятия музыки, дает выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Работа была организовано следующим образом. Педагогический персонал группы совместно с музыкальным руководителем составили план проекта, где обозначили области, в которых необходимо акцентировать внимание: обязательное чтение сказки воспитателями, родителями, просмотр мультфильма, ответы на вопросы, обсуждение, совместные беседы.
Учитель-логопед и воспитатели отрабатывали содержание сказки по частям, накапливали словарь, проговаривали характер каждого героя, рассказывали, обсуждали действия и поступки, проводили четкую системную предварительную работу по активизации словаря и связной речи у детей с нарушением слуха и речи.
Музыкальный руководитель проводил работу по развитию слухового восприятия, чувства ритма, движений, по постановке мимики, имитации движений, жестов, правильному выражению чувств, эмоций.
Воспитатели на занятиях по изодеятельности организовывали зарисовки по сюжету сказки, яркие понравившиеся моменты, впечатления.
В свободной деятельности дети самостоятельно ставили минисценки, репетировали сюжет, читатели другие сказки В. Сутеева.
Педагогам был дополнен сюжет сказки, немного «ушли от классического варианта», добавили новых героев, чтобы все дети группы без исключения были задействованы в сказке.
При организации данного проекта учитывался возраст детей (сказка «Мешок яблок» шла по программе в старшей группе детского сада), сезонность (сказку готовили и показывали осенью), вовлеченность родителей (родители помогали готовить атрибуты к сказке, шили костюмы, учили слова), сплоченность педагогов (педагоги настолько увлеклись делом, что роль вороны досталось одному из воспитателей группы, этот факт детей очень обрадовал, чувствовалось позиция «на равных»).
В ходе подготовки постановке сказки использовались перспективные планы работы педагогов, занятия художественно-эстетического цикла, интегрированные занятия учителя-логопеда и воспитателями, учителя-логопеда и музыкального руководителя, воспитателя и музыкального руководителя, на которых дети прослушивали музыкальные произведения, рассматривали иллюстрации художников. Это помогало детям более наглядно и эффективно сопоставить свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемым литературным произведением.
Этапы реализации данного проекта – концептуальный (постановка цели), подготовительный (разработка сценария, подбор методического материала, фонотеки, создание сцены, костюмов, разработка конспектов интегрированных занятий), внедренческий (внедрение различных форм работы, репетиция, словарная, театрализованная работа), заключительный (открытое мероприятие, показ спектакля), итоговый (сбор информации, создание модели в образовательном пространствам ДОУ, поиск новых целей).
По нашим наблюдениям, работа над постановкой сказки имела большое значение для музыкально-эстетического развития детей:
  • Обогатилась образная речь детей
  • Улучшилось творческое воображение (на протяжении второго учебного полугодия дети группы придумывали в свободной деятельности всевозможные игровые сюжеты)
  • Расширились представления детей о том, насколько близка речь и музыка (теперь любое литературное произведение дети желают обыграть, сопроводить музыкой, включить аудиодиск)
  • Развилось умение детей выразительно передавать музыкальные образы
Хочется отметить, что в планах педагогов и музыкального руководителя появились проекты, постанови сказок «Каша из топора» к военным праздникам, «Под грибом» ближе к летнему сезону, «Дюймовочка», «Кошкин дом» по правилам пожарной безопасности. Безусловно, эти сказки будут адаптироваться к разным возможностям развития детей.
Работа над любыми проектами музыкально-эстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов детей. Формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает коммуникативные и нравственные качества личности. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»