Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ОБЖ и военная подготовка воспитанников суворовского училища

Романюк Михаил Иванович
В мире в последнее время наблюдается тенденция возрастания числа возникающих чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, социального, экологического и биологического характеров, представляющих опасность для человека. Очень часто причинами несчастных случаев являются отсутствие готовности человека к подобным происшествиям, нехватка элементарных знаний о действиях в чрезвычайной ситуации, неразвитое мышление, отсутствие адекватного восприятия происходящего и нехватка опыта решения задач по выходу из экстремальной ситуации. Кроме того, достаточно неблагоприятными тенденциями характеризуется состояние здоровья детей и подростков, и формирование основ здорового образа жизни является неотъемлемой частью гармоничного развития личности.
Военная подготовка напрямую связана с патриотическим воспитанием молодого поколения. В современном мире происходят процессы изменения общественного сознания, в том числе в рамках отношения к гражданскому долгу, достоинству и чести, воинской доблести. Военная подготовка формирует глубоко уважительное отношение к этим ценностям.
В Санкт-Петербургском суворовском военном училище Министерства обороны Российской Федерации курс ОБЖ и военной подготовки направлен на развитие таких качеств личности воспитанников, которые обеспечат безопасное поведение последних в различных ситуациях, а также на воспитание в суворовцах преданности Родине, формирование чувства гордости за принадлежность к Вооруженным Силам.
Основными задачами курса ОБЖ и военной подготовки можно назвать:
  • формирование у воспитанников дисциплинированности, активной жизненной позиции, чувства верности воинскому долгу;
  • формирование ответственного отношения к учебной деятельности, развитие навыков, необходимых для полноценного освоения обязанностей воинской службы,
  • усвоение основ безопасности жизнедеятельности, умение прогнозировать и определять опасные ситуации, при возможности избегать рисков и действовать адекватно в случае возникновения экстремальной ситуации;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма, преданности своему Отечеству, осознания важности общественного долга;
  • предоставление воспитанникам основных знаний по воинским уставам, строевой, огневой и тактической подготовкам, военной топографии;
  • воспитание у обучающихся необходимых для дальнейшей военной службы личностных, физических и деловых качеств;
  • отработка на практике полученных знаний при помощи учебных полевых сборов.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности подразумевает привитие суворовцам заинтересованности в здоровом образе жизни, добровольный отказ от вредных привычек, формирование ответственного отношения к личной и общественной безопасности.
Военная подготовка подразумевает изучение воинского дела, военно-полевую практику, военно-спортивные соревнования и игры. Занятия по ОБЖ и военной подготовке предоставляют суворовцам знания о специфике воинского труда, помогают обучающимся воспитывать в себе качества, необходимые защитнику Отечества.
Иллюстрацией практической работы по воспитанию и обучению в рамках курса может служить участие воспитанников СВУ во всероссийском конкурсе «Главная и безопасная дорога детства», в котором команда училища заняла первое место. Цель конкурса состояла в обучении детей и подростков соблюдению правил дорожного движения. Также в конкурс был включён творческий элемент: требовалось придумать дорожные знаки и дорожную разметку, которые могли бы быть актуальными в настоящее время.
Примером практического применения навыков, полученных на занятиях по военной подготовке, может являться летний полевой лагерь на базе учебного центра Михайловской артиллерийской академии в городе Луга. Суворовцы приняли участие в практических занятиях по огневой, инженерной, тактической подготовке, РХБЗ и другим предметам. Летний полевой лагерь является очень действенной формой ознакомления суворовцев с основами военной службы. Также он способствует закалке характера, развитию коммуникационных навыков, творческому развитию, физическому и духовному совершенствованию личности воспитанников.
Следует также отметить, что учебные полевые сборы способствуют развитию такого важнейшего качества, как ответственность. Ответственность складывается из таких компонентов, как:
  • готовность и способность принимать решения, а также отвечать за их последствия;
  • выполнение данных обещаний (в том числе, самому себе);
  • анализ имеющегося опыта, прогнозирование развития ситуации.
Для формирования ответственности у воспитанников можно использовать сочетание различных ролей в их деятельности. Они могут выступать в роли исполнителя, где несут ответственность за выполнение приказания или поручения. Могут выступать в позиции организатора, где требуется применить навык распределения обязанностей, проконтролировать ход их выполнения. В этом случае возникает необходимость оценки действий товарищей. Также, воспитанник может получить роль руководителя – вид ответственности, связанный с необходимостью отвечать не только за себя, но и за результат действий команды. Полученный навык позволяет овладеть планированием деятельности коллектива  для достижения общественно значимых целей.
Таким образом, не вызывает сомнений значительность роли курса основ безопасности жизнедеятельности и военной подготовки в развитии и воспитании подрастающего поколения. В процессе обучения суворовцы овладевают такими важными качествами, как патриотизм, ответственность, дисциплина, верность воинскому долгу, осознанное отношение к вопросам здоровья и безопасности, умение оказывать  само- и взаимопомощь.
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Абрамова, В. Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности/В. Ю. Абрамова//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 3–2. — С.162–165.
  2. Абрамов А.П. Агенты социализации личности в гуманитарной среде суворовского военного училища/А.П. Абрамов//Вопросы культорологии. – 2008. - №11 – С.47.
  3. Васильева И.Р. Интегральная модель обучения в военном вузе как основа развития // Вестник ОГУ - 2002 - № 7 - с.25-29.
  4. Костецкая, Г.А. Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической подготовки/ Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1 (6.1). — С. 116-118.
  5. Ермолов Е.М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива в процессе обучения и воспитания кадет (суворовцев)/
  6. Устав Санкт-Петербургского суворовского военного училища// https://spbsvu.mil.ru/upload/site64/document_file/ustav-spbsvu-2015.pdf

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»