Патриотическое воспитание обучающихся в кадетском военном корпусе
Шпаков Игорь Леонидович,
воспитатель ФГКОУ СБКВК,
Потемкин Алексей Владимирович,
воспитатель ФГКОУ СБКВК
Основная цель военно-патриотического воспитания – развитие у учащихся федеральных государственных казенных общеобразовательных учреждений (кадетов) чувства патриотизма, формирование их профессиональных и нравственных качеств, умения и готовности проявить себя в различных сферах жизни общества в целом, и военной сфере в частности. Представляется важным также воспитать в кадетах верность воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокую ответственность и дисциплинированность.воспитатель ФГКОУ СБКВК,
Потемкин Алексей Владимирович,
воспитатель ФГКОУ СБКВК
Образованию будущих военных отводится ключевая роль в консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
В приоритетном проекте «Образование» Российской Федерации подчеркивается важность и значение воспитания подрастающего поколения, которое следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности. В связи с этим особую актуальность приобретает военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в кадетских военных общеобразовательных учреждениях.
Социально-экономические проблемы в обществе, кризис его духовно-нравственной сферы усиливают отрицательные тенденции в воспитании подрастающего поколения, снижают их социальный иммунитет в отношении криминогенных проявлений. Негативные изменения в сфере мотивации поведения, ценностных ориентации – показатель резкого снижения эффективности воспитательных воздействий современной образовательной системы на подрастающее поколение. В связи с этим правительство Российской Федерации вносит предложение об рассмотрении изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, что требует переоценки целей, ценностей, мотивов, форм, методов и средств обучения и воспитания.
Рассмотрим основные изменения в понятии «ВОСПИТАНИЕ». В статье 1, пункт 2 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», воспитание трактуется как деятельность, направленная на:
- развитие личности обучающегося;
- создание условий обучающимся в образовательной организации для самоопределения и социализации;
- формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей и норм поведения принятом в российском обществе;
- развитие у воспитанников образовательных организаций чувства патриотизма, гражданственности;
- поддержку уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям народов России;
- бережного отношения к природе и ее энергетическим запасам.
Так, например, воспитательно-образовательное мероприятие фестиваль-конкурс «Путем Героя – к заветной мечте!» ставил своей целью развивать творческие способности воспитанников, расширить их кругозор о подвиге воинов-освободителей Советской Армии, показать нерушимую связь поколений военных традиций Российской Армии. Через создание творческих работ, через поисковую и проектную деятельность воспитанники кадетского корпуса показали любовь к своей Родине, истории, искусству.
Стало традицией в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе организация поисковых экспедиций. Без слаженной работы педагогического коллектива, где задействованы не только учителя-истории, но прежде всего воспитатели, а также педагоги-психологи, не получилось бы положительного результата. В ходе поисковой экспедиции воспитанники не только изучают боевую историю данной местности, в которой организована экспедиция, но и учатся работать в команде, ставить цели и достигать их результата. Ценностным итогом одной из такой экспедиции стало розыск останков погибших воинов Великой Отечественной войны и установление личности погибших бойцов, организация их перезахоронение.
Одной из форм воспитательной работы в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе являются экскурсии в действующие военные части. В ходе таких экскурсий кадеты узнают об истории формирования войсковой части, ее легендарные подвиги по защите нашей страны, о бойцах, которые совершали эти подвиги и, которые были чуть старше современных кадетов, пришедших на экскурсию в воинскую часть. Интересует воспитанников и современное предназначение воинской части. Кадеты знакомятся с особенностями и правилами проживания военнослужащих их военной подготовкой.
Результатом воспитательной работы с кадетами можно считать степень их переживания к судьбам солдат, защищающих Родину, высокую степень гордости и соучастия (ты тоже причастен к воинской истории и жизни своей страны). Добиться высоких результатов в патриотическом воспитании кадетов возможно лишь при слаженной работе и при условии взаимодействия всех структурных подразделений образовательной организации и мониторинга деятельности воспитанников по формированию патриотических и духовно-нравственных качеств.