Нравственное воспитание старших дошкольников
через художественную литературу
Жерлицина Ирина Анатольевна
Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
ли чтение не стало его духовной потребностью
на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет
пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно
откуда взявшееся плохое.
В.А. Сухомлинский
Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
ли чтение не стало его духовной потребностью
на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет
пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно
откуда взявшееся плохое.
В.А. Сухомлинский
Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей доброты, порядочности, честности, правдивости, справедливости, трудолюбия, дисциплинированности.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом.
На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием. Это Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а также ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др.- они освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — пишет Харламов И.Ф
В трудах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена. Н.Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления добра и недоброжелательности к ним.
В советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания нравственных чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве.
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».
Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание.
Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н.С. Карпинской. Л.Н. Стрелковой, А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.
Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, поэтому после чтения необходимо провести беседу о прочитанном, обсудить описываемые ситуации, заключающие в себе моральный смысл, с целью формирования у них умения оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывает при совершении поступка.
В.Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель выступает проводником детей в миры, создаваемые книгой, а как партнер вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.
Разумеется, чтобы подбирать художественные произведения для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов деятельности, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в текстах, по крайней мере, читать их заранее и определять, какие из них придутся по душе детям его группы.
Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: Книга должна и развивать ребенка, и одновременно – доставлять удовольствие.
Для чтения с детьми подойдут произведения В. Осеевой, Л.Н. Толстого, Е. Пермяка, Н. Носова, С. Михалкова, В. Маяковского, М. Горького, Ю.Казакова, М. Зощенко, К. Ушинского, С. Маршака, А. Барто, В. Драгунский, В. Голявкина, Л. Пантелеева, А.П. Гайдара и других русских писателей.
Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей доброты, порядочности, честности, правдивости, справедливости, трудолюбия, дисциплинированности.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом.
На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием. Это Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а также ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др.- они освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — пишет Харламов И.Ф
В трудах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена. Н.Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления добра и недоброжелательности к ним.
В советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания нравственных чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве.
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».
Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание.
Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н.С. Карпинской. Л.Н. Стрелковой, А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.
Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, поэтому после чтения необходимо провести беседу о прочитанном, обсудить описываемые ситуации, заключающие в себе моральный смысл, с целью формирования у них умения оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывает при совершении поступка.
В.Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель выступает проводником детей в миры, создаваемые книгой, а как партнер вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.
Разумеется, чтобы подбирать художественные произведения для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов деятельности, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в текстах, по крайней мере, читать их заранее и определять, какие из них придутся по душе детям его группы.
Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: Книга должна и развивать ребенка, и одновременно – доставлять удовольствие.
Для чтения с детьми подойдут произведения В. Осеевой, Л.Н. Толстого, Е. Пермяка, Н. Носова, С. Михалкова, В. Маяковского, М. Горького, Ю.Казакова, М. Зощенко, К. Ушинского, С. Маршака, А. Барто, В. Драгунский, В. Голявкина, Л. Пантелеева, А.П. Гайдара и других русских писателей.