Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проблемно-ценностное общение: методическое пособие "Школа общения".

Солнцева Анастасия Владимировна
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России была сформулирована цель нравственного воспитания младших школьников – воспитания и развитие высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной личности.
            «Общение – это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога, как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми». Определение доктора педагогических наук – Анатолия Викторовича Мудрика, раскрывает сразу несколько важных понятий: внутриличностный диалог, межличностный диалог, духовность, ценности, принципиальные для адекватного понимания проблемно – ценностного общения. И основным принципом программы проблемно-ценностного общения является диалог.
Данное методическое пособие актуально благодаря интеграции важных аспектов развития личности младшего школьника: формирование самопознания и самосознания посредством правильной организации  и проведения внеурочных занятий по проблемно-ценностному общению.
Целевая аудитория данного продукта: учителя начальных классов – организаторы внеурочных занятий. В качестве заинтересованной аудитории могут выступать классные руководители, педагоги – организаторы, родители, преподаватели и студенты педагогических образовательных учреждений. Сфера применения: организация учителем начальных классов и внеурочных занятий во втором классе. В продукте мы постарались объединить теоретические и практические аспекты по организации проблемно-ценностного общения на внеурочных занятиях для формирования самопознания и самосознания младших школьников.
Методическое пособие включает в себя теоретическую часть, в которой рассматривается понятие «проблемно – ценностное общение», его цели и задачи и способы организации. Также в пособии раскрыта взаимосвязь проблемно-ценностного общения и формирования навыков самопознания и самосознания у младших школьников во внеурочной деятельности.
Для того, чтобы выявить уровень сформированности навыков самопознания и самосознания у обучающихся, в пособии представлены специальные диагностики. Учитель может провести диагностику уобучающихся своего класса и на основе полученных результатов скорректировать программу внеурочной деятельности.
            Нами была разработана программа во внеурочной деятельности «Школа общения» для обучающихся второго класса. Программа проблемно – ценностного общения по внеурочной деятельности создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Посошенко «Растим здоровых, умных, добрых». – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО.Программа «Школа общения» рассчитана на 34 учебных часа на 2020 – 2021 учебный год, реализуется в объеме 1 час в неделю во внеурочное время. В таблице №1 представлено календарно – тематическое планирование по курсе внеурочной деятельности.
Таблица № 1Календарно – тематическое планирование
№ п/п Дата проведения Факт Тема внеурочного занятия Кол-во часов Форма проведения
1 четверть
1.     «Все профессии важны, все профессии нужны» 1 Викторина
2.     «Безопасность на дороге» 1 Этическая беседа
3.     «А чего больше в жизни: добра или зла?» 1 Этическая беседа
4     «Правила и обязанности школьника» 1 Дискуссия
5     «Самоуправление: как и зачем?» 1 Сюжетно- ролевая игра
6     «Легко ли быть добрым человеком?» 1 Дискуссия
7     «Приемы эффективного общения». 1 Сюжетно – ролевая игра
8     «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» 1 Дебаты
2 четверть
9     «Друг. Дружба» 1 Этическая беседа
10     «Движение пешеходов» 1 Викторина
11     «Сам себе я помогу, своё здоровье сберегу» 1 Дискуссия
12     «Дорожная разметка и дорожные знаки» 1 Сюжетно – ролевая игра
13     «Хорошие и плохие вещества»
 
1 Дискуссия
14     «Электронная книга или бумажная книга» 1 Дебаты
15     «Безопасный новый год» 1 Этическая беседа
 
16     «Давай жить дружно!» 1 Этическая беседа
17     «Тонкий лед – источник повышенной опасности?» 1 Дебаты
18     «Что такое правонарушение. Правонарушения среди младших школьников» 1 Встреча с интересным человеком
19     «Мои школьные обязанности» 1 Дискуссия
20     «Правила гигиены» 1 Викторина
21     «Зимний травматизм. Опасен ли?» 1 Дебаты
22     «Я и мои слова» 1 Этическая беседа
23     «Мое здоровье в моих руках» 1 Дискуссия
24     «Учимся строить отношения» 1 Дебаты
4 четверть.
25     «Образ младшего школьника. Какой он?» 1 Этическая беседа
26     «Космос рядом с нами» 1 Викторина
27     «Нерегулируемые перекрёстки» 1 Дискуссия
28     «Все мы разные, но все мы заслуживаем счастья» 1 Дебаты
29     «Осторожно – дорога!» 1 Этическая беседа
30     «Помним. Гордимся!» 1 Этическая беседа. Встреча с интересным человеком
31     «Летний отдых. Дома или на улице?» 1 Дебаты
32     «Учись управлять своими эмоциями»
 
1 Этическая беседа
33     «Самосознание своей личности» 1 Круглый стол
34     «У светофора каникул нет» 1 Дискуссия
Программа «Школа общения» дополнена разработками  конспектов внеурочных занятий по проблемно – ценностному общению с различными формами организации деятельности учащихся. Разработанные конспекты удобны в  использовании, а содержание конспектов разнообразно и соответствует специфике проблемно – ценностного общения как особого вида деятельности. Представленные конспекты внеурочных занятий по выбранными нами темам  можно аргументировать следующим: они представлены в трех формах, которые соответствуют организации проблемно – ценностного общения – этическая беседа, дискуссия, дебаты.
Приведем пример одного из конспектов занятий, чтобы продемонстрировать особенности организации занятий с включением младших школьников в проблемно-ценностное общение с целью  формирования самопознания и самосознания учащихся 2 класса.
Конспект внеурочного занятия на тему «А чего больше в жизни: добра или зла?»
1.      Направление внеурочной деятельности: духовно - нравственное
2.      Тема занятия: «А чего больше в жизни: добра или зла?».
  1.  Цель внеурочного занятия: способствовать формированию этических норм поведения в обществе и общении друг с другом.
4.      Задачи:
Образовательная задача:
1. Обеспечить полноту знаний обучающихся о этических норм поведения в обществе и общении друг с другом, посредством содержания внеурочного занятия на теме «А чего больше в жизни: добра или зла?».
Развивающие задачи::
1. Способствовать развитию процессов самопознания и самосознания, посредством содержания внеурочного занятия.
2. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, посредством хоровой и фронтальной формы работы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережного отношение к духовным ценностям, посредством проведения внеурочного занятия.
2. Воспитывать у обучающихся умения быть вежливым и культурным, посредством содержания внеурочного занятия.
5.       Форма проведения: Этическая беседа с элементами путешествия
6.       Оборудование:
1) Раздаточный материал для групп.
2) Изображение «Солнце».
3) Фломастеры – 4 упаковки
4) Разноцветные карандаши – 4 упаковки.
5) Клей – 2 шт.
7.      Литература, используемая для подготовки воспитательного мероприятия:
1)Добро творящий творит Жизнь. Сборник уроков Доброты. Издательство «Амрита». Год издательства – 2021
8.      Структура занятия:
Этап Необходимое время
1 Приветствие учеников. 1 минута
2 Введение в тему. Прослушивание аудио-фрагмента, анализ. 3 минуты
3 Основной этап. Игра «Доскажи словечко» 3 минуты
4 Остров пословиц 5 минуты
5 Культура общения. Разбор ситуаций 10 минут
6 Правила доброты 10 минут
7 Подведение итогов. Игра – тренинг «Мир Доброты» 5 минут
8 Рефлексия 4 минуты
Всего 45 минут
 
 
9.      Реализация планируемых результатов во внеурочном мероприятии:
Планируемые результаты Задание детям
Личностные УУД:
1.Соблюдение основных моральных норм поведения.
2. Способствовать развитию процессов самопознания и самосознания.
2.Способствовать развитию умения обучающегося анализировать и оценивать свою работу на занятии.
 
1.Задание в группе. Уважение своих напарников в группе.
2. Задания в группе. Анализ ситуаций и поиск их решения. Рефлексия.
3.Рефлексия в конце занятия - “Оцени свою работу”.
Метапредментные результаты
Познавательные УУД:
1.Способствовать формированию умения выбирать необходимую информацию, анализировать её.
2.Способствовать формированию умения  преобразовывать информацию из одной формы в другую.
 
1.Работа с пословицами, игровыми ситуациями.
 
2.Работа с пословицами. Творческое иллюстрирование правил доброты.
Регулятивные УУД:
1.Определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя.
2.Работать по предложенному плану, инструкции.
 
1.Вопрос: «Как вы думаете, какую цель на наше занятие мы можем поставить?»,   после прослушивания аудио-фрагмента.
2.Работа с предложенными заданиями.
Коммуникативные УУД:
1.Способствовать формированию способности слушать собеседника и вести диалог.
2.Способстовавать формированию способности принимать чужую точку зрения и излагать своё мнение.

 
 
1.Работа в группе и паре. Прочтение и анализ игровых ситуаций в группе.
2.”Проанализируйте ситуацию и выскажите свое мнение». Групповое задание, которое подразумевает учет мнения каждого.
 
 
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Наше сегодняшнее занятие мы начнем с моей небольшой просьбы: улыбнитесь вашему соседу по парте. И вы только посмотрите! В нашем классе стало намного светлее, ведь это от ваших улыбок засияло солнце, которое согревает нас своим теплом. Запомните: улыбнитесь миру – и он улыбнется тебе.
- Совсем недавно я услышала очень забавную историю. Одна девочка рассказывала о том, как на летних каникулах она отдыхала у бабушки. Бабушка разрешала ей все! Уж слишком сильно она любит свою внучку. И конфеты покупает, да и телевизор разрешает смотреть допоздна. Каникулы подходят к концу, и настало время возвращаться домой. Приехала девочка домой, а конфеты и все вкусности оказались под запретом. Смотреть поздно телевизор – сон по расписанию, отбой в 21:00. Как вы думаете, кто же добрый в такой ситуации?
- Вы считаете, что добрый человек, в этой ситуации – бабушка. А как вы думаете, о чем же мы будем разговаривать на сегодняшнем занятии? Правильно, о доброте и добрых делах. А скажите, что же такое доброта?
- Посмотрите, как много вариантов мы с вами услышали! Но в толковом словаре Сергея Ожегова дается такое определение доброты:
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Вот это да! Как все люди по – разному могут представлять себе одно понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая доброта, как вы думаете, куда мы с вами отправимся?
- Правильно, сегодня мы отправимся в «Мир Доброты». Как вы думаете, какую цель на наше занятие мы можем поставить?
Цель: выяснить, чего же больше в мире: зла или добра.
- Но чтобы пройти через ворота мира Доброты, нам нужно подумать, какого же человека можно назвать добрым?
- Правильно, этот человек любит людей и животных, а также природу. Он готов в трудную минуту прийти на помощь. Это и есть добрый человек. В жизни капельки добрый дел, которые мы с вами делаем каждый день, сливаются и превращаются в море добра. Подумайте, какие добрые дела вы делаете каждый день?
- Какие вы ребята молодцы! А что же в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее? Правильно, добрые слова! Например, спасибо или пожалуйста. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечка». Ваша задача: внимательно прослушать выражение и если вы знаете правильный ответ, то поднять руку.
·       Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
·       Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
·       Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
·       Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
·       И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
- Здравствуйте, спасибо, до свидания! Как важны эти слова. Слова, которые мы говорим близким – очень важны. А как думаете, каких слов больше: добрых или плохих, злых?
- Давайте вместе с вами подумаем, какими фразами мы можем поддержать, утешить человека. Как мы можем поднять человеку настроение одной фразой. Например, сегодня вы выглядите очень хорошо! Сегодня вы поработали отлично, продолжайте в том же духе. А какие фразы вы можете сказать?
- Но так же есть фразы, которые могут оставить большой след в душе за собой. Эта фраза может ранить душевно человека. Например, фраза – « у тебя ничего никогда не получится!». Такой простой фразой мы можем обидеть человека. А как вы думаете, почему человек говорит такие фразы? А как мы можем контролировать свои эмоции?
- Ребята, но добрым словам, фразам, люди стремятся из древне.
И эту мысль отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Сейчас мы с вами объединимся в команды. Каждая команда получит рассыпные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу и обсудить её в группе. В чем же заключается смысл этой пословицы? А затем высказать общее мнение вашей группы всему классу. Время на выполнение задания – 3 минуты. 
- Ребята, время вышло. У нас с вами было шесть групп. Самое время узнать, в чем же заключается смысл каждой пословицы?
- И правда, куда же мы без добрых дел. Но со всеми случается, когда кто-то поступает неправильно. А обсуждать поведение других людей – легко. Но как бы мы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я вам раздам карточки, на которых написаны различные ситуации. Ваша задача: прочитать и обсудить, в чем же дети были не правы. Попробуйте театрализовать данную сценку. Покажите, с какой ситуацией вы столкнулись. А после, выскажите свою точку зрения.
Наступило время показать и подумать, почему же ребята поступили неправильно? Давайте начнем проверку задания.
- Да, непросто, оказывается, непросто быть добрым. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло. Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук.
В «Сказочном сундуке» находятся карточки, на которых записаны отрывки из сказок.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр.
- Кто же это? Верно, Папа Карло.
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки
- Это же всем известный Айболит!
3. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
- Кто же это? Верно, кот в сапогах. Посмотрите, ребята. Все эти сказочные герои отличаются тем, что они творят добро и помогают другим . Но главное, они мешают злым делам. Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. Для этого у нас с вами есть солнышко. Предлагаю на лучиках солнышка написать правила доброты. Например, помогать своим одноклассникам. Быть вежливым. Быть доброжелательным. Время на выполнение – 5 минут.
- Посмотрите, какое красивое солнце у нас получилось! Надеюсь, что эти правила доброты мы с вами не забудем и будем их помнить. А сейчас давайте отдохнём.
Слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. Нарисуйте в своем воображении Планету доброты и хорошего настроения. Положите ее на обе ладони. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этой планеты внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля ещё более красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
- А теперь откройте глаза. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад, воспитал ребёнка. Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела. Ребята, подводя итоги нашего занятия, давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего занятия: чего больше: добра или зла?
- Я очень надеюсь, что все же добра в нашем мире больше. Добрые дела, добрые слова, которые мы говорим с вами каждым день, делают наш мир лучше. И пусть тёплые чувства и хорошее настроение будут с вами всегда. А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Не стой в сторонке равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рваться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда – то кому – то
Поможет твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
- Выходя из класса, я предлагаю каждому из вас заполнить нашу картину «Мир Доброты». Наше солнышко уже заняло своё почетное место на картине, а вот облачка остались одни. Напишите на облаках одно доброе качество, которое вы бы хотели развивать именно в себе. И наш «Мир Доброты» будет закончен. До новых встреч!
           

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»