Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Спиридонова Марина Юрьевна,
воспитатель общеобразовательной группы
ГБДОУ детский сад № 2 Санкт-Петербурга
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. B эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни.воспитатель общеобразовательной группы
ГБДОУ детский сад № 2 Санкт-Петербурга
Именно в период дошкольного возраста начинают формироваться нравственные чувства детей, имеющие значение для развития дальнейших детских взаимоотношений.
Первоначальное представление o жизни взрослых ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его людей в своей семье. Он следит за их поведением, за их отношением к нему самому, к его поступкам. По данному образцу, он выстраивает взаимоотношения с другими людьми. Формирование нравственности у ребёнка напрямую зависит от средств и методов его воспитания, от социальных условий, в которых он проживает.
Дети очень тонко чувствуют настроение окружающих их людей и способны к сопереживанию. Со стороны взрослых, важно оказать поддержку в формировании целостного отношения к миру, что обеспечит устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком.
Целью духовно – нравственного воспитания является формирование у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни.
К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
- познание и прививание православной культуры и традиций;
- раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
- гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
- формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
- одухотворение жизненного пространства ребенка;
- защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
- духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
- гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
- естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
- культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
- государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
- отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;
- деградация морально-нравственной среды;
- уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;
- отсутствие действенных механизмов формирования здорового образа жизни у молодого поколения;
- отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах);
- наличие огромного количества негативного контента в СМИ (жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).
Для того, чтобы правильно организовать процесс воспитания духовно-нравственных качеств у детей, педагоги могут использовать различные формы работы:
- посещение музея и экскурсии;
- коллективные сюжетно-ролевые игры;
- разработка разнообразных проектов;
- консультативная работа с родителями, с сотрудниками ДОУ и мн. др.
Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, охватывать области образовательного процесса, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в педагогической системе. Работа по развитию духовно-нравственного начала в детях сложна и многогранна. И мы, взрослые, будучи в ответе за детей, непременно должны способствовать гармоничному и целостному развитию их личности.