Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Спиридонова Марина Юрьевна,
воспитатель общеобразовательной группы
ГБДОУ детский сад № 2 Санкт-Петербурга
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. B эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни.
Именно в период дошкольного возраста начинают формироваться нравственные чувства детей, имеющие значение для развития дальнейших детских взаимоотношений.
Первоначальное представление o жизни взрослых ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его людей в своей семье. Он следит за их поведением, за их отношением к нему самому, к его поступкам. По данному образцу, он выстраивает взаимоотношения с другими людьми. Формирование нравственности у ребёнка напрямую зависит от средств и методов его воспитания, от социальных условий, в которых он проживает.
Дети очень тонко чувствуют настроение окружающих их людей и способны к сопереживанию. Со стороны взрослых, важно оказать поддержку в формировании целостного отношения к миру, что обеспечит устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. 
Целью духовно – нравственного воспитания является формирование у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни.
К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
  • познание и прививание православной культуры и традиций;
  • раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
  • гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
  • формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
  • одухотворение жизненного пространства ребенка;
  • защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников:
  • духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
  • гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
  • естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
  • культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
  • государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
В настоящее время не только дети, но и их родители сталкиваются с рядом проблем, которые являются помехой в воспитании духовно-нравственных чувств:
  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;
  • деградация морально-нравственной среды;
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;
  • отсутствие действенных механизмов формирования здорового образа жизни у молодого поколения;
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах);
  • наличие огромного количества негативного контента в СМИ (жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).
Bсе вышеперечисленные проблемы не оказывают положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешают усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. В силу своего возраста, ребенок не способен найти правильные жизненные ориентиры. Поэтому ответственность необходимо взять родителям и педагогам, чтобы указать правильный путь ребёнку к истинному добру. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит будущее подрастающего поколения.
Для того, чтобы правильно организовать процесс воспитания духовно-нравственных качеств у детей, педагоги могут использовать различные формы работы:
  • посещение музея и экскурсии;
  • коллективные сюжетно-ролевые игры;
  • разработка разнообразных проектов;
  • консультативная работа с родителями, с сотрудниками ДОУ и мн. др.
Обязательным условием по духовно-нравственному воспитанию является вовлечение родителей в жизнь ДОО, оказывая им педагогическое просвещение через консультации, а также тематические родительские собрания.
Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, охватывать области образовательного процесса, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в педагогической системе. Работа по развитию духовно-нравственного начала в детях сложна и многогранна. И мы, взрослые, будучи в ответе за детей, непременно должны способствовать гармоничному и целостному развитию их личности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»