Духовно-нравственное воспитание детей младшего
школьного возраста, посредством курса
внеурочной деятельности «Краеведение»
Груздева Полина Витальевна
Начальная школа самый благоприятный период для преподавания любой области знания, воспитания доброго отношения к окружающим, к природе, к своей Родине. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств.В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета выпускника начальной школы.
Выпускник должен научиться:
- любить свой народ, свой край и свою Родину;
- уважать и принимать ценности семьи и общества;
- быть любознательным, активным и заинтересованным;
- владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности;
- быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Сегодня бы хотелось рассмотреть духовно - нравственное развитие младших школьников посредством курса внеурочной деятельности "Краеведение".
Что же такое внеурочная деятельность? Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метопредметных).
Цель внеурочной деятельности в нашей школе: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. В учебном плане образовательных школ не были выделены часы для краеведения, но наша школа нашла выход именно во внеурочной деятельности. Сегодня в нашем образовательном учреждении есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность.
Я хочу рассказать о работе курса "Краеведение". Главной целью работы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой родной край, село (его традиции, обряды). Кружок данной направленности включает всю начальную школу, с 1 по 4 классы. Первые и вторые классы лишь начинают знакомиться с курсом "Краеведение" изучают такие темы как: Я, моя семья, мой дом, улица, район, город. Целью, которого является формирование эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как своего мира, представляющего ценность для него при условии грамотного взаимодействия с окружающим миром. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам, такие как: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения, заочное (воображаемое) путешествие по району и городу, анализ ситуаций общения. Предпочтение отдаётся игре, т.к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста. В работе курса практикуются виртуальные экскурсии: " Город мой над Невой"(обобщающая обзорная по центру города), " Город уникальной красоты (с теплоходной прогулкой по рекам и каналам города), "Площадь эта славная, площадь эта главная" (по Дворцовой площади с посещением Государственного Эрмитажа), " Город храмов" (с посещением Исаакиевского собора), Мой любимый Санкт-Петербург (обобщающая обзорная по центру города) и другие.
В 3 и 4 классе мы уже затрагиваем исторические аспекты родного края. Дети узнают об улицах, проспектах, реках, мостах, транспорте, о труде петербуржцев. Я знакомлю с историей города, кратко и доступно, выделяя самое главное: основатель города, в честь кого назван город, когда, герб города, его символы. В январе я уделяю внимание рассказам о блокадном Ленинграде. Беседуем о том, что пришлось вынести горожанам - голод, холод, бомбёжки. Желательно, рассказывая о жизни Петербурга, связывать ход исторических событий с жизнью России в целом, чтобы дети очередной раз ощутили себя россиянами. Город должен стать для них родным, интересным и увлекательным объектом изучения.
В прошлом году вместе с детьми разработали проекты:
- Письма ветеранам. Цель данного проекта - развитие в учениках чувства благодарности, гордости за страну и ветеранов, патриотизма.
- Сочинение на тему Город, в котором я живу. Целью этого проекта является формирование у школьников глубоких и прочных знаний о родном городе, его традициях и достопримечательностях через самостоятельный рассказ.
На внеурочных занятиях ученики:
- проявляют познавательные интересы к изучению истории и современной жизни Санкт-Петербурга;
- проявляют желание узнать новое о городе;
- получают знания об основных исторических и культурных ценностях города на примере достопримечательностей, символов Санкт-Петербурга;
- начинают осознавать свою сопричастность к жизни города, учатся бережному отношению к традициям и культурным памятникам своего города и активной позиции по их сохранению;
- получают знания основ этических норм поведения и активного применения в повседневной жизни правил поведения настоящих петербуржцев;
- учатся толерантному отношению к происходящим событиям и окружающим людям;
- учатся проявлять воображение и фантазию в продуктах творческой деятельности (рисунках, стихах, рассказах, сочинениях, загадках и т.п.).
Я уверенна, что мои дети не останутся равнодушными к тому, чем живёт Родина, её люди, к их героическим подвигам, всегда откликнутся и придут на помощь.