Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Духовно-нравственное воспитание детей младшего
школьного возраста, посредством курса
внеурочной деятельности «Краеведение»

Груздева Полина Витальевна
Начальная школа самый благоприятный период для преподавания любой области знания, воспитания доброго отношения к окружающим, к природе, к своей Родине. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств.
В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета выпускника начальной школы.
Выпускник должен научиться:
  • любить свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважать и принимать ценности семьи и общества;
  • быть любознательным, активным и заинтересованным;
  • владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности;
  • быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание гражданина России, как основа всех основ, является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа. Одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к прошлому своего народа и к своей Родине. В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель воспитательного процесса; Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Сегодня бы хотелось рассмотреть духовно - нравственное развитие младших школьников посредством курса внеурочной деятельности "Краеведение".
Что же такое внеурочная деятельность? Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метопредметных).
Цель внеурочной деятельности в нашей школе: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. В учебном плане образовательных школ не были выделены часы для краеведения, но наша школа нашла выход именно во внеурочной деятельности. Сегодня в нашем образовательном учреждении есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность.
Я хочу рассказать о работе курса "Краеведение". Главной целью работы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой родной край, село (его традиции, обряды). Кружок данной направленности включает всю начальную школу, с 1 по 4 классы. Первые и вторые классы лишь начинают знакомиться с курсом "Краеведение" изучают такие темы как: Я, моя семья, мой дом, улица, район, город. Целью, которого является формирование эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как своего мира, представляющего ценность для него при условии грамотного взаимодействия с окружающим миром. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам, такие как: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения, заочное (воображаемое) путешествие по району и городу, анализ ситуаций общения. Предпочтение отдаётся игре, т.к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста. В работе курса практикуются виртуальные экскурсии: " Город мой над Невой"(обобщающая обзорная по центру города), " Город уникальной красоты (с теплоходной прогулкой по рекам и каналам города), "Площадь эта славная, площадь эта главная" (по Дворцовой площади с посещением Государственного Эрмитажа), " Город храмов" (с посещением Исаакиевского собора), Мой любимый Санкт-Петербург (обобщающая обзорная по центру города) и другие.
В 3 и 4 классе мы уже затрагиваем исторические аспекты родного края. Дети узнают об улицах, проспектах, реках, мостах, транспорте, о труде петербуржцев. Я знакомлю с историей города, кратко и доступно, выделяя самое главное: основатель города, в честь кого назван город, когда, герб города, его символы. В январе я уделяю внимание рассказам о блокадном Ленинграде. Беседуем о том, что пришлось вынести горожанам - голод, холод, бомбёжки. Желательно, рассказывая о жизни Петербурга, связывать ход исторических событий с жизнью России в целом, чтобы дети очередной раз ощутили себя россиянами. Город должен стать для них родным, интересным и увлекательным объектом изучения.
В прошлом году вместе с детьми разработали проекты:
  • Письма ветеранам. Цель данного проекта - развитие в учениках чувства благодарности, гордости за страну и ветеранов, патриотизма.
  • Сочинение на тему Город, в котором я живу. Целью этого проекта является формирование у школьников глубоких и прочных знаний о родном городе, его традициях и достопримечательностях через самостоятельный рассказ.
В этом учебном году мы с учениками решили подготовить рабочую тетрадь по курсу "Краеведение". Дети готовили задания, иллюстрации, которые мы стали добавлять в нашу тетрадь.С каждой новой четвертью мы добавляем задания по изученным темам, в конце года данный проект будет закончен и напечатан первый экземпляр. Дети смогу увидеть конечный и напечатанный в типографии вариант своей работы, который смело, смогут показать своим семьям. Основная задача данных внеурочных занятий учить детей чувствовать, воспринимать, обдумывать каждую малейшую информацию. Исследование истории родного края способствует воспитанию бережного отношение к памяти о прошлом.
На внеурочных занятиях ученики:
  • проявляют познавательные интересы к изучению истории и современной жизни Санкт-Петербурга;
  •  проявляют желание узнать новое о городе;
  • получают знания об основных исторических и культурных ценностях города на примере достопримечательностей, символов Санкт-Петербурга;
  • начинают осознавать свою сопричастность к жизни города, учатся бережному отношению к традициям и культурным памятникам своего города и активной позиции по их сохранению;
  • получают знания основ этических норм поведения и активного применения в повседневной жизни правил поведения настоящих петербуржцев;
  • учатся толерантному отношению к происходящим событиям и окружающим людям;
  • учатся проявлять воображение и фантазию в продуктах творческой деятельности (рисунках, стихах, рассказах, сочинениях, загадках и т.п.).
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности здесь представляет и изучение предмета Окружающий мир. Здесь, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что интеграция внеурочной деятельности и воспитательной работы, даёт положительные результаты в воспитании духовно-нравственных качеств, в сплочении детского коллектива.
Я уверенна, что мои дети не останутся равнодушными к тому, чем живёт Родина, её люди, к их героическим подвигам, всегда откликнутся и придут на помощь.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»