Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Фольклор — одно из средств воспитания
любви, уважения к матери

Бондаренко Людмила Владимировна
Огромную роль и ответственность в воспитании детей несут женщины-матери. Все на земле от материнских рук. М. Горький писал: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся гордость мира от матери”. Где женщины - там жизнь, радость, победа над злом. Женщины придают земному существу великий смысл, умеют щедро дарить свое сердце, безмерную теплоту и нежность своим родным и близким, всем, кто нуждается в помощи и внимании. С каплями материнского молока, с ее ласковыми словами, нежными и заботливыми руками дети впитывают все то хорошее, что дает мать ребенку. Огромную роль в воспитании играет детский фольклор. Это колыбельные песни, потешки, считалки, небылицы - перевертыши...
Детский фольклор – это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует рядом с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам, в соответствии со своими видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но перекраивают и перекрашивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами. Особенности детской психики, мышления определили традиционные произведения устного народного творчества, созданные взрослыми для детей.
Глубокий пример подражания – материальная поэзия колыбельных песен. Назначение их – убаюкать и усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками – частушками. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Колыбельные песни пели матери, бабушки, няньки, укачивая младенца на руках или в колыбели. Знали матери и бабушки, что спокойный длительный сон – необходимое условие для здоровья и роста ребенка. Но знали они также, что для развития ребенка необходимо постоянное общение с ним, обращенье к нему с речью, словом, песней. Колыбельные песни приобщают ребенка к человеческой речи, знакомят с окружающими его людьми, предметами, животными, содержат элементарные нравоучения, учат добру. Конечно, самое действенное воспитание – это сама материнская любовь и нежность, составляющая стихию колыбельных песен. Основные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни. В песнях мать обращается к ребенку с самыми сокровенными словами: милый, хороший, дорогой, пригожий, богоданный, умоленный.
Баю, Васенька,
Баю, милованный,
Усни, ненаглядный,
Спи-ко, ребенок, дорогой,
Ненаглядный, золотой.
Древность жанра колыбельных песен, свидетельствующая формуле пожелания сна и роста, генетически связана с их заговорами:
Спи, дитя, здорово,
Вставай весело.
Спи по ночам,
Расти по часам.
Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку.
Потягунушки, порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
В роток говорок,
А в головку разумок.
Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения, что сопровождаются такими приговорками:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап.
Или:
Тише, мыши,
Кот на крыше,
Кошку за уши ведет,
Кошка сдохла 
Хвост облез,
Тот и съест.
Или:
Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?
Постепенно приходит пара сказок. Детям младшего возраста рассказывают сказки о животных. В них животные олицетворяют те качества человека (жадность, глупость, хитрость), которые осуждает сказка, и в этом заключается ее мораль и воспитательное значение. Сказки просты в композиции. Большую роль в них играет повторение одного и того же эпизода. Это “цепкие” сказки “Колобок”, “Коза с орехами”. Интересы сказки докучные. Приготовящимся к слушанию длинной и увлекательной сказки рассказчица вдруг произносит:
“Жили – были два гуся,
Вот и сказка вся!”
Считалки – короткие стишки, применяемые для определения ведущего или распределения ролей в игре – самый распространенный жанр детского фольклора. Сказывание и слушание считалки доставляет детям огромное наслаждение. Для того чтобы произнести считалку, ребенок должен обладать цепкой памятью, артистизмом, быть честным. Кто, как не мать, научит этому своего ребенка. Терпеливо, изо дня в день, она учит его запоминанию, осмыслению, игре, которая перерастает в артистизм.
Например:
Аты – баты – шли - солдаты,
Аты – баты - на базар.
Аты – баты - что купили?
Аты – баты - самовар.
Аты – баты - сколько дали?
Аты – баты - три рубля.
Или:
Ани - бани - что под нами,
Под железными столбами?
Стульчик, мальчик, королек,
Убирайся в уголок.
Или:
Зайчик белый,
Куда бегал? – 
В лес дубовый, -
Что там делал? – 
Лыки драл, -
Куда клал? – 
Под колоду (березу) – 
Кто украл? –
Раз, два, три – 
Это, верно, ты;
Раз, два, три, четыре, пять –
Это, верно, ты опять;
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь –
Это, верно, ты совсем;
Раз, два, три, четыре, 
Пять, шесть, семь, восемь–
Становися в угол носом.
В особую группу объединены произведения детского фольклора, близко примыкающие к игровому фольклору. Это сечки – стишки, сопровождавшие по какому-либо дереву секущим предметом. На дереве остаются зарубки – сечки. В таких сечках и содержится зашифрованный счет.
Молчанка – стихотворный уговор – молчать.
Небылицы – перевертыши – песенки или стишки, в которых все поставлено с ног на голову. В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей, вещей, и явлений.
Я буду рассказывать, а ты говори: “И я тоже....” “Ладно”.
“Пошли мы в лес”. - “И я тоже....”
“Вырубили корыто”. - “И я тоже....”
“Налили помои”. - “И я тоже....”
“Свиньи стали есть” - “И я тоже....”
“А ты разве свинья?”
Такие игры воспитывают внимание, развивает мышление, заставляет мыслить. Тем более, услышанные из уст матери, глубоко врезаются в память.
К сожалению, во многом ушел в прошлое народный опыт воспитания детей младшего возраста. Современные молодые матери не знают поэзии пестования, игры. Игра имеет в жизни ребенка исключительно важное значение. Для ребенка вся игра серьезна, поскольку, играя, он живет. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии давно ушедшего быта. На протяжении веков игры были средством физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Например: “Баба сеяла горох”.
(Девочки образуют круг, в центре которого одна из них. Все вместе поют и делают то, что “баба” в песне.)
Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок,
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять посеяла,
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом вприсядку.
 Женщине-матери необходимо знать хотя бы частично фольклор для детей, основанный на русских традициях, предлагаю вам попробовать и использовать данный материал для общения со своим ребенком, и вы поймете, что народная педагогика- мудрая педагогика, передаваемая веками от матери к матери. Удачи.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»