Проект для детей старшего дошкольного возраста
Путешествие по сказкам Пушкина
Феофилактова Надежда Григорьевна,
воспитатель подготовительной группы
компенсирующей направленности ГБДОУ
детский сад № 61 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
компенсирующей направленности ГБДОУ
детский сад № 61 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
1. Цель проекта:
Приобщение детей к богатству русской художественной литературы на примере творчества А.С. Пушкина.2. Задачи проекта:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина;
- Формировать устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст;
- Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью;
- Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта;
- Поощрять творческое проявление в играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности;
- Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта;
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию;
- Активизировать и расширять словарь детей по предлагаемой теме;
- Развивать умение заучивать стихотворения, отрывки из произведений А. С. Пушкина;
- Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
- Развивать мелкую моторику, воображение, память, внимание, творческие способности детей;
Во время беседы с детьми на тему : «Мои любимые сказки», педагогами группы, было замечено, что большинство ребят не знакомы с творчеством А.С.Пушкина.
4. Актуальность проекта:
Нынешний мир русского детства немыслим без сказок Пушкина.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина с детства нас завораживают яркостью, живописностью, динамизмом, неповторимой самобытной стихией русского народного языка. Все они блестяще театрализованы и экранизированы.
По мнению детских психологов, сказки способны сформировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки, сказки учат детей искать различные способы решения той или иной проблемы. Интересная и увлекательная сказка способна научить сочувствию, позволит понять отличия хороших поступков от плохих намного быстрее, чем нотации и замечания родителей и воспитателей.
Для маленьких детей очень важна легкость восприятия информации и сказки, написанные в стихотворной форме, привлекают внимание простотой и красочностью образов.
Сказки А. С. Пушкина – запоминаются надолго и именно их вспоминают в первую очередь взрослые, думая, что бы почитать своему ребенку.
5. Тип проекта: творческий, информационно-познавательный
6. Участники проекта: дети подготовительной группы компенсирующей направленности с нарушениями речи, воспитатели, специалисты, родители.
7. Сроки реализации: проект краткосрочный, одна неделя.
8. Основные формы реализации проекта:
Консультации, беседы, чтение худ. произведений , викторина, видео-деятельность (просмотр мультфильмов, презентаций), изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, игровая деятельность.
9. Ожидаемые результаты проекта:
- У детей сформируется устойчивый интерес к художественной литературе, к произведениям А. С Пушкина.
- Повысится культура речи, уровень самооценки детей, уровень коммуникативных и творческих способностей детей.
- Обогатится словарь.
- Творческая самореализация семей воспитанников.
Видео инсценировки «Едет , едет Елисей за красавицей своей…» по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Интегративная направленность проекта в соответствии с ФГОС ДО
Образовательная область | Направление работы | Виды деятельности |
«Познавательное развитие» | - Формирование представлений о жизни и творчестве А.С Пушкина, вызвать интерес к личности поэта |
- Беседа о А. С. Пушкине - Видеодеятельность: просмотр мультфильма «Кто такой Пушкин?» -Беседа :«Чему учат сказки А. С. Пушкина?» -Д.И : «Старинные слова» - Викторина по сказкам А.С Пушкина (презентация) |
«Речевое развитие» | Активизация в речевой деятельности новых лексических единиц: бояре, ветхая, взашеи, землянка, корыто, невод, невежа, простофиля, старче, витязь и т.д Создание условий для речевого взаимодействия в ходе сотрудничества и совместной деятельности. |
- Чтение и обсуждение сказок А.С Пушкина - Заучивание отрывков из произведения А. С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
«Социально-коммуникативное развитие» | Создание атмосферы радости и эмоционального подъёма от общения друг с другом. |
Театрализованные игры: -игры – пантомимы; -игры-этюды; -игры на развитие выразительной мимики, - игры – превращения. |
«Физическое развитие» | Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка, доброжелательности, взаимопомощи. Снятие физического и психологического напряжения. | Психогимнастика : «Назови себя», «Перевоплощение», «Передача чувств», «Позови ласково» Игры, направленные на развитие мелкой моторики. |
«Художественно-эстетическое развитие» |
В области восприятия художественной литературы. Формирование представления о художественных произведениях А.С Пушкина. Создание условий для инсценировки по оному из произведений поэта. |
- Чтение сказок А.С Пушкина : «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; «У Лукоморья дуб зеленый….»; «Сказка о золотой рыбке» |
В области театрализованной деятельности. Формирование желания самостоятельно исполнять изученный репертуар, передавая настроение песен. |
- Заучивание отрывков из произведения А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - Постановка сценки: «Едет , едет Елисей за невестою своей…» |
|
В области изобразительной и конструктивно-модельной деятельности: Развитие памяти, внимания, мелкой моторики; Формирование чувства значимости, нужности; Формирование умения работать в коллективе, договариваться с товарищами. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. |
- Д.И: «Угадай сказку и раскрась раскраску!» - Создание декораций к постановке по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - Выставка рисунков на тему: «Моя любимая сказка А.С Пушкина» (совместная деятельность детей и родителей) |
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный:
Анализ методической литературы, разработка плана работы с детьми, с родителями, подборка учебного материала, определение продукта проекта.
Подбор и проведение с детьми игр и упражнений направленных на развитие эмоционально - личностной и познавательной сферы (психогимнастика), на развитие мелкой моторики. Работа с родителями: индивидуальные беседы, наглядный материал (рекомендации: «Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина? На , что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?»
2 этап – основной:
Работа с детьми: Обучающие беседы, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественных произведений А.С. Пушкина , просмотр м.ф «Кто такой Пушкин?», заучивание отрывков из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», раскраски, изобразительная деятельность, просмотр презентации, изготовление атрибутов и декораций.
3 этап – заключительный:
Оформление фотовыставки проведенных мероприятий, оформление выставки рисунков, видео инсценировки.
План реализации проекта.
Подготовительный этап
№ | Мероприятия | Цель | Участники |
1. | Подбор и изучение методической литературы |
Обдумать приемы, методы для реализации проекта | Воспитатели группы Учитель –логопед |
2. |
|
Подбор материала, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. |
Воспитатели группы Учитель-логопед |
3. |
|
Создание условий для формирования устойчивого интереса к совместной деятельности по изучению художественных произведений А.С. Пушкина Вовлечение родителей в совместное творчество по теме. |
Воспитатели группы Учитель-логопед |
Основной этап
№ | Содержание деятельности | Задачи | Участники |
|
Кто такой Пушкин? - Вводная беседа о А. С. Пушкине - Просмотр мультфильма «Кто такой Пушкин?» |
- Формирование представлений о жизни и творчестве А.С Пушкина, вызвать интерес к личности поэта |
Учитель-логопед Воспитатели Дети |
|
« Загадочный и чудесный мир сказок» - Чтение сказок А.С Пушкина : «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; «У Лукоморья дуб зеленый….»; «Сказка о золотой рыбке» Д.И: «Старинные слова» - Заучивание отрывков из сказки |
- Познакомить детей со сказками А. С. Пушкина - Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки. - Развивать способность слушать и понимать художественный текст. - Прививатьлюбовь к сказкам и стихам А.С.Пушкина. - Развивать внимание , память |
Учитель-логопед Воспитатели Дети |
Мудрость в сказках Пушкина - Беседа «Чему учат сказки А. С. Пушкина?» - Викторина по сказкам А.С Пушкина (презентация) - Д.И: «Угадай сказку и раскрась раскраску!» (см. приложение №1) - Выставка рисунков на тему: «Моя любимая сказка А.С Пушкина» (совместная деятельность детей и родителей) (см. приложение №2) |
- Закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, вызвать интерес к произведениям писателя. - Закрепить умение детей передавать в рисунке сюжет сказки при помощи красок. - Развивать эстетический вкус, творческие способности. - Приобщать родителей к совместному творчеству детьми. |
Учитель-логопед Воспитатели Дети Дети Родители |
|
Наши таланты ! - Создание декораций к постановке по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (см. приложение №3) |
- Развитие художественно-эстетических способностей. - Развитие умения работать в коллективе, создавать что- то сообща. |
Воспитатели Дети |
|
|
Все на сцену! - Театрализованная деятельность Постановка сценки «Едет , едет Елисей за невестою своей…» (см. приложение №4) |
- Вызвать положительные эмоции от совместно проделанной работы, от результата совместной деятельности. - Развитие творческих способностей у каждого ребенка, повышение самооценки. - Развитие речи. - Формировать интерес к творчеству А.С. Пушкина |
Учитель-логопед Воспитатели Дети |
Комплексное изучение темы через разнообразные виды деятельности; сформированность устойчивого интереса к сказкам А.С.Пушкина, положительного эмоционального настроя; осознание богатства и красоты русского языка, обогащение речевого опыта детей.
Заключительный этап
Мероприятия | Цель | Участники |
Оформление выставки : «Моя любимая сказка А.С Пушкина» Фотовыставка проведенных мероприятий. Видео театрализованной деятельности- сценка: «Едет , едет Елисей за красавицей своей..» |
Обобщение проделанной работы по теме, создание атмосферы радости и эмоционального подъёма от результата совместной деятельности. Обмен опытом, пожеланиями. |
Учитель-логопед Воспитатели Дети |
Результативность проекта
«Путешествие по сказкам А.С Пушкина»
Педагоги:
- Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации работы по развитию и поддержанию интереса старших дошкольников к художественной литературе; активизация творческого потенциала педагогов.
- Разработка методических материалов: картотеки игр, презентации.
Дети:
- Заинтересованность детей старшего дошкольного возраста художественными произведениями А.С Пушкина, выражен интерес к творчеству поэта.
- Накопление знаний и впечатлений у детей.
- Пробуждение интереса детей к чтению.
- Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе знакомства дошкольников с художественными произведениями.
- Развитие творческого воображения.
- Обогащение и активизация словарного запаса.
- Развитие творческих способностей детей путем привлечения их к выражению своих впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.
- Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
Родители:
- Повышение родительской компетентности в процессе совместной проектной деятельности.
- Активизация творческой самореализации семьи по приобщению детей к народной культуре.
Список использованной литературы и источников.
1.Антипина Е.А «Театрализованная деятельность в детском саду» Издательство: Сфера, Серия: Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ» 2009г.
2. Деева Н. А «Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки/ Н.А Деева .-Волоград: Учитель, 61 с.
3. Пушкин А.С «Сказки» Издательство: Речь, 2018 г.
4. «В мире мудрых пословиц : Комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы.-Х.:Изд-во «Ранок», 2007
5. Ссылка на мультфильм: «Кто такой Пушкин?»
https://yandex.ru/video/preview/?text=биография%20пушкина%20мультфильм%20для%20детей&path=wizard&parent-reqid=1614533756751655-726354759754741499100110-production-app-host-vla-web-yp-54&wiz_type=vital&filmId=12940806511351774031
6. Ссылка на статью: «Чему учат сказки А.С Пушкина?»
https://www.rastut-goda.ru/family-council/8269-chemu-uchat-skazki-pushkina.html