Проблема современности - толерантность
Дахина Елена Олеговна,
ГБОУ СОШ № 481
Санкт-Петербурга
ВСТУПЛЕНИЕГБОУ СОШ № 481
Санкт-Петербурга
Tehominem esso memento!
(Помни, что ты (только) человек)
Слова этого эпиграфа заимствованы из речи, произносимой в процессе триумфального ритуала в далекой древности. Тогда они звучали как предостережение в адрес тиранов. Сегодня же эти слова могут звучать как жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, религии, нации и возраста. Данный принцип предостерегает любое человеческое дитя от насилия, давая понять, что человек не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать, вмешиваться в мир другого и насильственно изменять этот мир. Человек не властен над мыслью, действием, жизнью другого человека. Данная проблема особенно актуальна для многонационального государства, каким и является Россия. Постоянная миграция других этносов на ее территорию вызывает у русских людей опасение, страх за ущемление их "национального достоинства". Оттенки этого опасения различны: от индифферентности до конфликтов, от холодного безразличия до явления ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации). Отчасти эти проявления являются своеобразной защитной реакцией, а иногда они инициированы самими представителями иных этносов. Так или иначе, человек забывает, что он всего лишь человек и не обладает правом на осуждение, злость, ненависть, ущемление жизни другого.
В связи с этим поликультурное, многонациональное государство имеет свои весьма серьезные проблемы. В одном ареале, в одном государстве "соседствуют" различные культуры с абсолютно разными подчас не только культурными ценностями и социальным опытом, но и с биологическими различиями (генетические особенности, специфика гормональных процессов, специфика питания), с особенностями в психической структуре личности (темперамент, акцентуации характера, особенности становления основных психических процессов и т. д.). В любом из этих аспектов каждая нация, народность оригинальны. Подобная оригинальность сохраняется даже в процессе многовековой миграции целых народов. Ассимилируясь в ту или иную многоэтническую среду, народ сохраняет свою специфику, оригинальность. Примером такого явления могут быть многовековой процесс расселения евреев в поликультурные государства Запада, Востока или же современные русские, армянские, украинские кварталы в городах США (основной принцип: "Принимать культуру других народов, сохраняя свою").
Встает вопрос: возможно ли в таких условиях говорить о проблеме толерантности? Какое, например, толерантное отношение может быть к террористам, убийцам ни в чем неповинных людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема достаточно противоречива. Однако данный вопрос не может остаться и не остается риторическим. Его решают многие ученые-теоретики и практики, люди, неравнодушные к тому, что происходит с родом Нomo sapiens.
В данной работе авторы проанализировать сложившуюся ситуацию в России, некоторых странах СНГ, нашем городе и в своей школе; предложили возможные пути разрешения ситуации.
Анализ разных подходов к определению понятия «толерантность»
Сегодня понятие «толерантность» часто звучит с экранов телевизора, его употребляют на страницах газет и в речи многие политики и общественные деятели. Иногда даже с высоких трибун этот термин произносят в неправильном контексте, и не понимая сути данного слова. Поэтому, начиная данное исследование, было интересно сначала определиться с понятием «толерантность».
Когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре термин – толерантность? Некоторые ученые связывает его появление с подписанием Нантского эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими конфессиями. Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории – Варфоломеевская. Для русского языка слово “толерантность” относительно новое, четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Для того, чтобы его понять предлагаем совершить небольшой лингвистический экскурс:
- tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения
- tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
- tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность
- kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным
- tasamul’ ( арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим
- Терпимость (русский) – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Из выше изложенного видно, что во многих культурах понятие "толерантность" является своеобразным синонимом "терпимости". В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория "терпимости" ("толерантности") претерпевала изменения. Это является естественным явлением, так как менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.
В эпоху XIX в. глагол "терпеть" насчитывал множество лексем (26) и выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т. д.
Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В "Толковом словаре русского языка" под редакцией Ушакова Д. Н. категория "толерантности" полностью отождествляется с категорией "терпимость". В "Словаре иностранных слов и выражений" понятие также определяется как "терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо".
Более пассивную направленность можно проследить при анализе определения "толерантность" в "Толковом словаре иноязычных слов". В данном источнике понятие "толерантности" связано с абсолютной "потерей способности к выработке антител" (медико-биологический аспект).
Характеристика определения "толерантность" видоизменяется в преамбуле Устава ООН: "... проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи". Здесь понятие приобретает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии и со своим внутренним миром, и с миром людей (микро- и макросредой).
Гармония отношений подразумевает под собой, прежде всего, уважение друг к другу. Такую смысловую нагрузку несет определение "толерантность", предлагаемое американским словарем "American Heritage Diction-ary":"Толерантность - способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей". Данную ссылку на американский словарь дает мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье "Образование и толерантность". В своей статье ученый приходит к выводу, что определение "толерантность" в американском словаре неполно, так как это "непросто признание и уважение убеждений и действий других людей, а признание и уважение других людей, которые отличаются от нас самих, признание как отдельных личностей, так и социальных или этнических групп, к которым они принадлежат".
Для многонационального государства это особенно актуально, так как объект нетерпимости - представители конкретных этносов. Однако, вновь перед нами уравнение, по крайней мере, с двумя неизвестными: первое - все ли люди, непохожие на нас, могут быть признаны как отдельные личности, социальные группы; второе - всегда ли уважение - снисходительность к другим и отсутствие личных ценностных ориентаций. Дать ответ на этот вопрос нам поможет отечественная политическая энциклопедия: "Толерантность политическая - непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами". Это определение подсказывает нам решение проблемы поиска первого неизвестного: толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся к позитивному взаимодействию, упорядоченным отношениям, не нарушающим общечеловеческие законы бытия, не причиняющим вред другим лицам при реализации собственных свобод. Подобная логика рассуждения может встретить массу нареканий, ибо она подтверждает новозаветный принцип "око за око, зуб за зуб". Общеизвестно, что в жизни, отвечая злом на зло, болью на боль, хорошего результата добиться нельзя. Ученый-политолог из Оксфорда Джонатан Ролз предполагает, что "общество имеет право на подавление и притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость, угрожающую общественному порядку". Сложно не согласиться с данным высказыванием, но дополнить его все же можно. Прежде чем применять какие-либо меры по самозащите, следует проанализировать сложившуюся критическую ситуацию постараться выявить причины, приведшие к ней (мотивы неадекватного поведения). И если хотя бы на мгновение возникает мысль о том, что неадекватность действия вызвана нашим поведением, нашей идеологией, то ни о какой тактике самозащиты речи быть не может. Причина негативных проявлений других в нас самих, в нашей нетерпимости, когда-либо продемонстрированной. Все тот же Джонатан Ролз утверждает, что "людям, проявляющим нетерпимость, не следует жаловаться, если по отношению к ним продемонстрирована нетерпимость ..."
Вернемся от оксфордовских исследований понятия толерантности к отечественной политической энциклопедии. В словарной статье данного источника находим следующее пояснение: "...Здесь толерантность вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество". Многим из наших политиков следовало бы чаще анализировать определение политической энциклопедией тех понятий, которые составляют основу политической стратегии. Вот оно, второе неизвестное: толерантность - категория далеко непассивная, это не только уважение других при отсутствии своих личных ценностей, но и категория активная, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими. Так в понятие толерантности закладывается подтекст обогащения культурным достоянием, социальным опытом. Своеобразие данного определения отнюдь не сводится к меркантилизму или откровенному прагматизму, ибо толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его культурного и социального уровня. О коэффициенте полезности речи быть не может, иначе мы получаем явление "псевдотолерантности" ("Я общаюсь с евреями, потому что у них есть чему поучиться, и терпеть не могу цыган. А за что их уважать?") - такое высказывание, к сожалению, встречается в нашем обществе.
Несколько иную смысловую нагрузку несет определение толерантности в психологической литературе. Рассматривая психологическую трактовку данного понятия, следует отметить, что в "Большом психологическом словаре" "толерантность" определяется неоднозначно:
- во-первых, "установка либерального принятия моделей поведения, убеждений, ценностей другого";
- во-вторых, способность выносить стресс без серьезного вреда";
- в-третьих, переносимость к лекарствам.
Современная философская трактовка понятия "толерантность" близка ко многим ранее описанным определениям. В "Философском энциклопедическом словаре" данное понятие определяется как "терпимость к иного рода взглядам". Терпимость является "признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции". Можно предположить, что это пояснение свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах, как:
- Процессы познания и признания своего "Я" (позиций, взглядов, мировоззрения) и позиции другого (гностический уровень);
- Процесс определения тактики поведения и диалога с другими (конструктивный уровень);
- Процесс взаимодействия с другими при абсолютной автоматизации ("Быть с другими и сохранять свое "Я") (деятельностный уровень);
- Процесс анализа результатов взаимодействия (аналитико-результативный уровень).
Религия – повод для распрей или повод к объединению
“Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю”
(А. де Сент-Экзюпери)
Сегодня популярно искать проблемы толерантного отношения в обществе во взаимосвязи с мировыми религиями.
На земле живет около 6 миллиардов человек, и исповедуется много различных религий: христианство, ислам, индуизм, буддизм, иудаизм, а также этнические религии: анимисты и шаманисты. При более подробном рассмотрении оказывается, что каждая из этих религий разделяется на множество различных течений, сохраняющих общую суть. Например, тремя наиболее значимыми течениями христианства являются: католичество (850 млн), протестантизм (400 млн), православие (150 млн).
Нет ничего более ненадежного, чем пытаться привести какие-либо цифры в области религии, так как религия по своей природе является личным делом каждого. Даже, если бы было можно задать каждому человеку чрезвычайно простой вопрос: «Какова ваша религия?» - то не получилось бы точной картины. Многие неверующие назвали бы себя неверующими и, наоборот, в зависимости от давления и норм общества, в котором они живут. Нельзя пересчитать верующих, а значит точно назвать к какой религии, сколько относится человек. Нельзя назвать человека верующим христианином, если он был в церкви только один раз в жизни при крещении. Сначала 20 века появилось большое количество людей, которые не относятся ни к какой религии (1/3 часть населения атеисты). Но, тем не менее, можно сказать о видах основных мировых религий и примерном численном соотношении: христианство- 29%, ислам -19%, индуизм – 16%, буддизм – 5% и др.
Как часто вы ловили себя на мысли о том, как вам не симпатичен человек, делающий что-то непривычное или не приличное, с вашей точки зрения. Довольно типичная картина, сидящие на корточках, к примеру, на автобусной остановке, мужчины. Кого-то это может просто раздражать. Между тем, у тюрко-язычных народов, башкир, татар, казахов беседовать стоя по правилам традиционного этикета не принято, мужчины, даже встретившись на улице, присаживаются на землю или на корточки.
“Этнические различия проявляются в том, как люди одеваются, как они едят, в их излюбленных позах, хотя все люди на земле одеваются, едят, стоят и сидят”,- отмечал известный российский этнограф С. А, Арутюнов. Эти различия и есть проявление разных культур, обычаев и традиций. И если, на ваш взгляд, люди ведут себя как-то странно, не стоит спешить с умозаключениями и с оценками, лучше постараться узнать и понять другую культуру. Эти знания – ценный багаж в любой ситуации, за исключением, пожалуй, одной - жизни на необитаемом острове. Только таких островов на земле почти не осталось.
Этот список “жестов, понятных не всем” может быть очень длинным. А есть еще разные ритуалы приветствия, традиции гостеприимства, разные традиции в воспитании детей, взаимоотношения их с родителями, взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Однако при всем этом бесконечном многообразии существуют универсальные принципы отношения Человека к Человеку, вне зависимости от национальной, культурной или религиозной принадлежности.
Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относится к другому человеку, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком.
Буддизм:
- “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”.
- “Не делай другим того, чего не хотел бы от других”
- “Не делай другому того, от чего больно тебе”
- “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”
- “В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе”
- “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”
- “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны”
- “Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей”
- “Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой”.
- “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”
Процесс глобализации приводит к тому, что наш мир становится все меньше и различные культуры, традиции и религии все чаще сталкиваются друг с другом. Иногда это проявляется в развитии просвещения и вспышках творческой мысли, но иногда это приводит к враждебности и разрушению. К сожалению, факты говорят о том, что наши культуры имеют тенденцию замыкаться на себе, а затем оборачиваться против других.
Похоже, что события 11-го сентября и многое из того, что затем последовало, привело к тому, что мы стали относиться друг к другу с возрастающим подозрением и все меньшим доверием, возмущение заменило уважение. В мире не существует единого «мусульманского вопроса», как нет единого «таджикского» или «армянского» вопроса в Санкт – Петербурге. Мир в целом и российское общество должны научиться ценить такое многообразие и радоваться ему. Мы должны относиться к людям как к личностям, а не как к представителям групп, которым мы смогли присвоить какие-либо ярлыки.
Конечно же, мы живем и общаемся с людьми, такими же, как и мы, сами, потому что это придает нам чувство общности, безопасности и товарищества. Но нам нужно победить страх перед «другими», потому что, в конце концов, у нас гораздо больше того, что нас объединяет, чем того, что нас разъединяет. Одним словом, не важно, откуда мы родом, на каком языке мы говорим, и какому богу молимся – мы все живем на общей земле.
Обратная сторона толерантности
У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. Вот только некоторые, но особо тяжелые формы ее проявления:
Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedеre - убиваю)- истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, одно из тягчайших преступлений против человечества.
Расизм – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими.
Ксенофобия (от греч. xenos - чужой + phobos – страх) - боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним, убежденность в том, что “чужие” могут нанести обществу (человеку) вред.
Экстремизм (от лат. extremus - крайний) - приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике).
Этноцентризм – отчуждение других по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими другого языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другими.
Человеку свойственно делить всех на “своих” и “чужих”. “Чужие”, как правило, представляют опасность, они враги, с ними нужно быть настороже, при этом индивидуальные свойства “чужаков” не имеют значения. По какому признаку происходит это деление? Чаще всего - по национальному. Почему? Этнопсихологи не отвечают на этот вопрос однозначно, однако очевидно, что этнические стереотипы, предрассудки и предубеждения играют главную роль в этом “дележе”.
Стереотипы такая вещь – держатся столетия и кочуют из века в век; деться от этого никуда невозможно. Ведь мы же не судим о великой русской культуре по тем людям, которые пьяные валяются в луже. Потому что мы слишком хорошо представляем себе, что такое русская культура. Никому не приходит в голову судить о ней по горстке людей. А что такое, к примеру, цыгане? Мы ничего о них не знаем – полный вакуум. Представление о том, что криминал, искусство и гадание – единственное занятие цыган – это самое страшное, что можно представить о цыганах. Но есть ведь очень много людей, которые работают, как и все, имеют высшее образование. Никто не знает, что директор петербургской консерватории Павел Серебряков цыган. Никто не знает, что главный инженер Звездного городка цыган. Врачи, адвокаты, педагоги…
Откуда в русском языке появился неологизм “лицо кавказской национальности” и как так получилось, что сегодня его употребляют все кому не лень, не задумываясь о смысле этого языкового новообразования? А точнее, об отсутствии всякого смысла. Задумайтесь! О какой национальности и каком лице идет речь? Только в одной маленькой кавказской республике Дагестан живут представители 102-х национальностей и говорят они на 50-ти разных языках.
Как формируется нетолерантность? Обыкновенная новостная лента, к примеру, написано: «были задержаны два кавказца». Но почему не пишут: “задержаны двое русских за разбой”. В общественном сознании складывается полная уверенность, что вся преступность связана с кавказцами. Телевизор включаешь, радио, газеты – их задержали, а когда обращаешься к милиции, то оказывается, что у них нет таких сведений и преступность в разных национальных группах одинаковая. Или другая сторона, нередко в СМИ пишут «совершено преступление на межнациональной почве, убит иностранный студент», но в это же время в стране убивают десятки людей русской национальности. Мне кажется, что в подобных случаях нельзя делать скоропалительных выводов и навешивать ярлыки в погоне за сенсацией, так как такие необдуманные действия повышают уровень агрессии и приводят межнациональным конфликтам.
Люди должны помнить, что этническая тема - очень тонкая сфера, и что одна неудачная публикация, фраза или обвинение может создать большое напряжение между этносами, народами, религиями, странами. Надо задумываться, всегда ли необходимо упоминать в подобных ситуациях этнический признак героев, тем более в публикациях, связанных с криминалом. Здесь важно помнить, что из одного - двух примеров может создаться негативный образ этнической группы и всего этноса, хотя по нескольким примерам судить о целом этносе неправомерно.
Некоторые рекомендации по формированию толерантного отношения.
Премьером России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в обществе. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». На наш взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.
Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание - это умение видеть другого из нутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. На наш взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к со-действию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. Можно выделить две группы методов понимания:
1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.
2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога. Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям. Представленная ниже система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
В 1 - 4 классах можно предусматреть следующие направления обучения толерантности:
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Основной целью является формирование у детей навыков толерантных отношений. Как итог ожидаются следующие результаты: ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;. ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям; социально адаптированный ребенок.
Можно предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:
1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия.
7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейной педагогики, педагогики поддержки
10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся.
В средних классах рекомендуется использовать интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.
Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).
Уроки-тренинги состоят в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых: - снимается страх перед самостоятельным высказыванием; - развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации; - развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру; - формируется умение ценить свою и чужую работу; - закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества. Занятия строятся таким образом, что каждый участник "проживает" различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.
Занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются готовы участники и руководитель, которые более свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации, где общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивному. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Блочная структура тренинга - информация-взаимодействие-восприятие - позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое м