Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Патриотическое воспитание:
от первобытного до современного общества

Завадская Нина Владимировна 

Президент России В.В. Путин 3 февраля 2016 года
на встрече с предпринимателями, входящими
в Клуб лидеров, отметил: «У нас нет никакой
и не может быть никакой другой объединяющей идеи,
кроме патриотизма».
 
     Патриотизм как сакральное понятие характеризует русский народ как единую общность и проявляется наиболее ярко в годину тяжёлых испытаний, требующих единения народа, героизма и жертвенности его носителей. Патриотизм – духовная категория, от которой зависит судьба страны и людей, населяющих её. Подрастающее поколение является наиболее уязвимым к внешним воздействиям и чаще, чем поколение с устоявшимися взглядами, поддается негативному влиянию. Следовательно, важно уделять внимание воспитанию подрастающего поколения, формированию мировоззрения молодежи.
    На протяжении богатой истории нашей страны вопросу патриотического воспитания всегда уделялось большое внимания. Так исторически сложилось, что войны были очень частым явлением для нашего Отечества, очень часто россиянам приходилось обороняться, защищать свою землю и интересы государства, поэтому чувство патриотизма, любви к своей Родине, готовность в любую минуту встать на ее защиту были характерными чертами людей, проживающих в России.
Суворов А.В. писал: «Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием. И если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!» Поэтому в патриотическом воспитании главное - это изначально воспитывать поколение, которое будет любить свою Родину.
   Вопросами воспитания патриотизма у подрастающего поколения занимались выдающиеся педагоги России XIX века – это П.Ф. Каптерев, К.Д.Ушинский, XX века – это А.С. Макаренко, М.М. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, наши современники – В.И. Андреев, Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин и др.
     Патриотическое воспитание имеет длинную историю своего развития. В первобытном обществе чрезвычайно важным было осознание принадлежности себя к определенному племени, классу. В педагогических системах Древней Греции выделились идеи воспитания гражданина-патриота своего государства. В Афинах идеалом воспитания был гармонично развитый в физическом и умственном плане человек, восприимчивый к прекрасному. В Спарте воспитание носило более суровый характер и готовило воинов, способных сражаться и побеждать. Несмотря на принципиальные различия в воспитательных системах этих городов-государств, особое значение в них отводилось специальным беседам государственных руководителей с молодежью, во время которых затрагивались политические и нравственные вопросы, звучали рассказы о стойкости и мужестве предков в борьбе с врагами отечества, описывались подвиги известных героев.
    Идеи патриотического воспитания впервые появляются в работе К. А. Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». По мнению автора, «необходимо сформулировать единую цель воспитания для всех граждан». Эта цель заключается в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью подавляющего количества граждан. Необходимо воспитывать патриотов, которые в состоянии объединить идею личного блага и блага нации».
     Понятия «патриот» и «патриотизм» стали широко употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники Республики.
     Формирование патриотов своей Отчизны являлось главной задачей системы воспитания на всех этапах развития образования в России. В Царской России вместо слова «патриот» использовалось словосочетание «сыны отечества». С незапамятных времен у славян важным качеством, которым должен обладать человек, считалось любовь к Родине. Подтверждением этому могут служить дошедшие до наших дней произведения различных жанров фольклора: пословицы, напоминающие о значимости родины в жизни человека, такие как «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «Не растет трава без корней», «Кто не живет на Родине, не знает вкуса жизни»; былины и сказки, содержащие описание совершенного человека. Традиционно в народном творчестве «добрый молодец» – это умный, честный юноша, обладающий завидной силой и храбростью, способный защитить Родину и своих близких.
    Преобразования Петра I в различных сферах повлияли на отношение русского народа к родной земле, ее традициям. Развитие «западничества» – навязывание западного образа жизни – привело к разрыву чувства привязанности к Отечеству. Появились люди, которые с равнодушием или даже презрением стали относиться к исконно русским традициям, обычаям, образу жизни. В последующие столетия выдающиеся государственные деятели и деятели науки вели борьбу за сохранение русской самобытности и развитие у народа чувства любви к их Родине и всему, что с ней связано.
     В связи с интенсивностью развития науки, в том числе и педагогической, в XVIII стали появляться идеологи патриотического воспитания. К числу первых можно отнести отечественного академика М. В. Ломоносова. Идеи ученого о воспитании российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, патриотизма, служения науке, преданности идеалам мира  остаются актуальными и сегодня. Важнейшей целью воспитания М. В. Ломоносов считал формирование «человека-патриота», стержневыми качествами которого, по его мнению, должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Людей, потерявших связь с родной землей, ученый считал «нищими».
     Крупнейший представитель педагогической мысли второй половины XVIII века  А.Н. Радищев основной задачей воспитания считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое Отечество. «Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении суть качества, отличающие народ российский… О народ, к величию и славе рожденный!» – восклицал Радищев.
    К ряду русских просветителей, которые считали, что система образования должна соответствовать национальным интересам России можно отнести Н. М. Карамзина, Н. И. Новикова, С. П. Шевырева.
    Новый этап в развитии педагогических идей связан с реформами 60-х гг. XIX века. Развитие капитализма, потребность в инициативных, образованных людях вызывали неудовлетворенность существующей системой образования, стремление к ее преобразованию. Наиболее ярким проявлением данного периода времени стало развитие идеи народности,  выдвинутое в педагогической системе К. Д. Ушинского. Под народностью великий педагог понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями, а ее выражением родной язык.
   Активным последователем идей К. Д. Ушинского был К. В.  Ельницкий. К. В. Ельницкий считал, что любовь к Отечеству и соотечественникам и служение им – есть высокий нравственный долг каждого гражданина. Побуждением к воспитанию патриотического чувства в молодом поколении, по его мнению, является забота о благоденствии государства: «Для государства более полезны такие граждане, которые проникнуты патриотическим чувством и готовы посвятить отечеству свои силы и даже свою жизнь, чем такие, которые равнодушно относятся к его судьбе и его славе. Сила и слава каждого государства в значительной мере зависит оттсилы патриотического чувства его граждан, от желания и умения их служить ему. Значит, для благоденствия государства нужно воспитывать в питомцах, будущих граждан, патриотическое чувство».
    Обострение противоречий между трудом и капиталом в России в начале XX века, рост революционности рабочего класса и смена общественно-экономической формации ознаменовали новый этап в развитии идей патриотического воспитания. В. А. Сухомлинский писал: «Великий Октябрь одухотворил патриотизм новой целью – борьбой за крепление и развитие нового общественного строя, свободного от эксплуатации и всех форм угнетения и подавления человека человеком. Быть патриотом и интернационалистом – это значит бороться за построение коммунизма в нашей стране».
    Большую роль в развитии военного патриотизма в России в начале XX века сыграло правительство, во главе с В. И Лениным, и созданная ими партия нового типа. Они добивались, чтобы все члены партии тщательно изучали теорию и практику военного дела, исторический опыт сражений рабочего класса. Особое внимание в данный период времени уделялось военному обучению и подготовке командных кадров. Новая педагогическая наука, советская педагогика, учитывая все сложности и особенности развития нового государства, опиралась на глубинные традиции народного воспитания (народную педагогику), педагогические теории и учения прогрессивных педагогов прошлого, стремившихся к тому, чтобы образование было доступным для народа, чтобы воспитание пробуждало все лучшее, что заложено в человеке.
   В период Великой Отечественной Войны, несмотря на колоссальные трудности, правительство СССР не ослабляло внимания к делу просвещения и воспитания. Главными задачами военно-патриотического воспитания в годы войны были: наращивание морально-политического потенциала страны, поддержание у советских людей уверенности в безусловной победе над фашисткой Германией, сплочение трудящихся и воинов Советской Армии.  Уже в первые месяцы войны народным комиссариатом просвещения РСФСР были приняты меры, обеспечивающие начало нового 1941-1942 учебного года, своевременный прием в школы эвакуированных детей, организацию для них интернатов. В условиях нехватки преподавательских кадров, материально-технической базы школьные занятия не прекращались на протяжении всего периода войны как в тыловых учебных заведениях, так и в школах прифронтовых городов, организованных в катакомбах. Партия призывала советское учительство и общественность вести борьбу за здоровье и обучение молодого поколения, усилить воспитание детей в духе патриотизма, «священной ненависти» к фашизму, к врагам советской Отчизны. В это время были внесены серьезные поправки в учебные программы: увеличилось число часов на изучение военного прошлого, истории героических битв в годы революции. Подвиги героев Красной Армии и всего народа нашли широкое отражение в учебном материале, в беседах и внеклассных чтениях, тематике сочинений. Так выпускники московских школ писали сочинение на тему «За родную Москву», когда враг приближался к стенам столицы.
   Огромную помощь оказала молодежь Советской Армии и оборонной промышленности страны. Заказы оборонных предприятий выполняли в школьных мастерских учащиеся почти всех крупных городов страны. Школьники принимали участие в сборе металлолома и строительных работах. Активно росло число тимуровских команд. Ребята дежурили в госпиталях, читали раненным газеты, писали по их просьбе письма родным, помогали семьям фронтовиков и инвалидов Отечественной войны, поднимали дух воинов, устраивая концерты и собирая подарки для бойцов и детей из освобожденных районов.
   Идея укрепления связи армии и народа, которой уделялось большое внимание в общей системе военно-патриотической работы в довоенные годы, возымела успех, вероятно, их идейное единство послужило подспорьем в борьбе с немецким фашизмом и предопределило исход Второй Мировой войны.
   Говоря о развитии педагогических идей патриотического воспитания, необходимо особенно отметить вклад таких советских педагогов как А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский и В. А. Сухомлинский.
   В. А. Сухомлинский ключевым понятием в вопросах патриотического воспитания выделяет слово «Родина». Привязанность и преданность человека Родине, по мнению педагога, выступают мерой его социальной зрелости и всех его общественно значимых жизненных проявлений. Логика патриотического воспитания, считает В. А. Сухомлинский, заключается в том, чтобы любовь к Родине утверждалась в подрастающем поколении «на основе активного проявления его собственной души и разума». Еще одной опорой в воспитании патриотического чувства, по мнению педагога, выступает историческая память народа. Он высоко оценивал социальную значимость национальных традиций: «Познавая свой народ, свое Отечество, человек познает самого себя, осмысливая свою личность как частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство - чувство долга перед народом, перед Отечеством».
    О значении культурного наследия писал и директор школы-коммуны им. Достоевского В. Н. Сорока-Росинский (1882-1960). В своем труде «Национальное и героическое в воспитании» он отмечал: «Национальная песня, будя героизм и древнее чувство любви к родной земле, является лучшим методом воспитания национального чувства и обеспечивает ему путь высокого этического развития. Национальная песня еще поэтому и может помочь школе предотвратить от подрастающего поколения грозящую при слишком быстром разрыве с прошлым опасность».
При написании научных трудов в период 1950-х-1960-х гг. XX века в основу был положен принцип заблаговременной подготовки населения к защите Отечества. В своей статье «Готовить молодежь к защите отечества», министр обороны А. А. Гречко раскрывал вопросы воспитания молодежи в духе любви к социалистической Родине и готовности защищать ее в процессе совершенствования военной и физической подготовки допризывной и призывной молодежи.
    В советских школах воспитание патриотизма определялось ее уставом, в старших классах общеобразовательных учреждений, начиная с 1967 года, был введен учебный предмет «Начальная военная подготовка». Согласно Уставу ВЛКСМ, священным долгом комсомола признавалась подготовка молодежи к защите социалистической Родины, воспитание самоотверженных патриотов, способных дать решительный отпор нападению любого врага. Для решения этой задачи в большом количестве организовывались спортивные лагеря, месячники оборонно-массовой работы, проводились Всесоюзные военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», главными целями которых было: приобретение школьниками некоторых знаний, необходимых будущему воину, совершенствование физического развития и закалки. Все стоящие задачи решались четко организованной структурой воспитательных и образовательных организаций и учреждений типа ДОССАФ, различных кружков и лагерей, военноучебных заведений – суворовских и нахимовских военных училищ.
   Причиной изменений в содержании и организационных формах образования школьников стал новый исторический период – революционная перестройка советского общества 1985-1991 гг. Перестройка сознания и переоценка ценностей кардинально изменила технократическую парадигму педагогики, предъявлявшую требование к воспитанию человека, готового служить делу, послушного закону и способного бороться с нарушителями. Поиск инновационных подходов в конце 80-х – начале 90-х годов XX века привел к появлению проектного типа воспитания, развитию общегуманистической идеи перехода от авторитарной системы отношений к демократической, появлению педагогики сотрудничества. Они нашли свое воплощение в авторских моделях гуманистических школ Ш. А. Амонашвили, И. П. Волокова, В. А. Караковского, А. Н. Тубельского, М. П. Щитинина и других педагогов.
   Идея патриотизма в условиях современной России утверждается на новых концептуальных основах и регламентируется рядом правовых актов. Основными из которых являются Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», подписанная Правительством Российской Федерации в 2001 году, а также национальная доктрина образования на период 2000-2025 гг., концепция модернизации образования, приоритетный национальный проект «Образование», федеральные программы развития образования на 2000-2005 гг., 2006-2010 гг., стратегии, концепции, программы по отдельным направлениям развития образования, концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, национальная образовательная инициатива «Наша школа», концепция гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Согласно этим документам целью патриотического воспитания является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Основываясь на законодательной базе, ведется разработка изменений, вводимых в содержание образовательных программ, разработка новых программ и технологий, направленных на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения.
   Тридцатого декабря 2015 года Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.», в которой обозначены стратегические ориентиры патриотического воспитания, а также перспективные направления в реализации поставленных задач. В государственной программе отмечается, что патриотическое воспитание подразумевает собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
   Следует отметить, что вопросы, связанные с патриотизмом, с развитием уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн), а также с формированием гражданской позиции отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте.
    На сегодняшний день одно из основных направлений политики России в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Сложная современная политическая обстановка в мире, часто негативное отношение стран Европы к России приводят к пониманию необходимости защиты родного Отечества.
    Воспитание у учащихся чувства патриотизма и гражданственности – это довольно сложный и долгий процесс. Без любви к своей Родине невозможно построить сильную Россию, каковой она всегда была. Без уважения к собственной истории, к традициям невозможно воспитать достойных граждан нашей страны. В настоящее время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию от вмешательства извне и любых проявлений терроризма.  Патриотами не рождаются, патриотами становятся, а любовь к родному Отечеству воспитывают с рождения. Чувство патриотизма передаётся из поколения в поколение. Этот процесс очень важен в воспитании молодого поколения и его результаты зависят в первую очередь от самого старшего поколения. Не занятое старшим поколением место в сознании молодёжи будет занято нашими недоброжелателями.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»