Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Сигарёва Елена Викторовна
 
Нравственность – это внутренние, духовные качества,
которыми руководствуется человек,
этические нормы, правила поведения,
определяемые этими качествами.
С.И. Ожогов 
Актуальность.
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
 
        В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.
       Особенности нравственного воспитания дошкольников. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
       Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.
 В связи с этим ключевая роль детского сада- создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.
 Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается - также в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Взрослый человек в течение дальнейшей жизни расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и характера человека.
Другими словами, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного  возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче.
Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных словесных и несловесных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко.  Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.
 Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.
Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша.
По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды , друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.
Одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста является сказка.
Сказки рассказывались детям на протяжение многих лет, и за это время не только стали традицией, но и доказали свою действенность в нравственном воспитании. Наряду с такими видами фольклора, как пословицы и поговорки, сказки аккумулируют в себе жизненный опыт и моральные принципы многих поколений. Но помимо этого, сказки также прививают детям чувство прекрасного, содержат в себе не только этические принципы, но и эстетическое наслаждение. Считается, что существует неразрывная связь между этическими и эстетическими понятиями. Читая сказку, ребенок учится ценить доброту и справедливость, начинает считать прекрасными проявления этих качеств теми или иными героями, и в то же время убеждается в том, что ложь, предательство, несправедливость – понятия отрицательные, а герои, которые лгут или предают друзей, вызывают у ребенка негативную реакцию. Таким образом, словом «красивый» воспитанник начинает определять благородный, нравственный поступок, а словом «некрасивый» - поступок, противоречащий принципам морали.
Книгу сказок можно назвать своеобразным «учебником жизни» для ребенка, через который он получает основы нравственного воспитания.
Сказочные истории производят на детей огромное впечатление, они созвучны их мироощущению. Фантастические приключения и волшебные образы, с которыми сталкивается юный читатель или слушатель сказок, являются отражением реального мира. Простота и красочность, яркая эмоциональность, характерные для такого вида народного творчества, как сказки, упрощают понимание ребенком этих произведений, усиливают эффект, производимый на него ходом сюжета сказки.
Не секрет, что дети, следя за развитием событий в сказке, отождествляют себя с тем или иным из героев этого произведения. Таким образом они учатся вставать на сторону добра и справедливости, стараются быть похожими на любимых героев, подражая их поступкам и перенимая те нормы морали, следование которым заложено в образах героев. Очевидно, что результатом этого процесса станет принятие ребенком новых нравственных принципов и законов морали.
Сказка также учит ребенка оценивать поступки героев, определять, какие из персонажей могут быть названы положительными, а какие – отрицательными. В процессе взросления дети приступают к изучению все более сложных по содержанию сказок, в сюжетах которых появляется неоднозначность, возникают разнообразные противоречия. Иногда в одном герое сочетаются как положительные, так и отрицательные черты. Все это готовит ребенка к жизни в реальном мире, лишенном однозначности и наполненном противоречиями.
Каждый педагог, как творческая личность, может придумывать свои сказки и заселять их, как хорошими, так и плохими персонажами. В этих сказках можно сконструировать проблемные ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни.
Сказку можно про инсценировать, наполнить музыкой и игровыми моментами, что будет собой представлять полноценное интерактивное представление.   
Сценарий интерактивного кукольного представления для детей в рамках реализации «Программы развития ДОУ 2020 – 2025 (Волонтёрство)» под названием «Мы помощники».
 
Участники: дошкольники 4 - 5; 5 - 6 лет
Количество детей: 20
Длительность: 20 минут
Цель: Обучение воспитанников волонтёрскому движению.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность;
Развивающие:
- Развитие коммуникативных навыков
Воспитательные:
-Воспитание духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
-Способствовать повышению значения семейных ценностей
Вед.− Здравствуйте, ребята! Поднимите руки у кого есть бабушки и дедушки. А у кого бабушка или дедушка живет в деревне? Вы, когда приезжаете в гости к своим бабушкам и дедушкам в гости помогаете им по хозяйству? Ну, тогда вы большие молодцы!
Сегодня я хочу пригласитm всех вас в гости к бабушке Марии Ивановне и дедушке Макару Кузьмичу, в деревню, которая называется «Малиновка»
Давайте, посмотрим, чем занимаются хозяева вот этого дома.
Открываются ставни. За столом сидят бабка с дедом и пьют чай.
Дед − Хорошо. Весна пришла. Солнышко светит, птички поют. Тепло. Хорошо.
Баб. − Да, хорошо. Да, что же мы стоим, земля то уже прогрелась, пора копать, сажать, да огород городить.
Дед − Ой, да Мария Ивановна, пора. Пора нам за работу браться!
Вед. − И отправились наши старики в сад, да в огород. Земельку вспахали, потом проборонили. Взяли семена и посадили в земельку, чтобы уродились в огороде разные овощи, а в саду вкусные фрукты и ягоды.
Дед и бабка усталые отправляются в избу.
Вед. − И вот в саду зазеленели и зацвели яблони и груши. Красота! А вскоре на веточках появились первые, пока еще не зрелые плоды. Но что я вижу: в саду появились незваные гости.
Ползут гусеницы.
Вед. − Ребята, кто это проник в сад и зачем? Но, если этих прожорливых гусениц не остановить, не будет осенью в саду у бабки с дедом хорошего урожая. Ребята, что же делать? Кто может нам помочь истребить этих хулиганов? Правильно, это наши пернатые друзья, птицы! Но чтобы птицы поселились в саду, нужно для них построить домики. Вы готовы помочь?
Музыкальная игра «Домики для птиц»
Выходит, бабка, потягивается.
Баб. − Хорошо я вздремнула. Пойду в огород схожу, посмотрю всё ли там в порядке.
− Ой, ой, ой беда. В огороде гуси щиплют и морковку, и капусту. Дед иди скорей сюда. Помогайте, ребятня!
Дети хором − Кыш, кыш!
Вед. − Всех прогнали мы гусей. Но чтоб впредь не ходили в огород, надо нам построить маленький забор. Ребята вы готовы нам помочь?
Музыкальная игра «Забор»
Вед. − Вот теперь-то всё в порядке и в саду, и на грядке. Солнце землю пригревает, а дождик землю поливает, но вот беда, нет дождей уже два дня. Ни в саду, ни в огороде, настала засуха в природе.
Появляются вялые растения.
Вед. − Ребята, надо землю нам полить. Растения очень хотят пить. Урожай весь под угрозой. Надо нашим старикам помочь. Давайте дождик в гости позовём.
Музыкальная игра.
Вед. − Ребята, какие вы молодцы! Без вашей помощи не было бы у Марии Ивановны и Макара Кузьмича хорошего урожая и в саду, и в огороде. А вот и они. Ребята, посмотрите, сколько всего собрали бабушка Мария Ивановна и дедушка Макар Кузьмич.
Выходит, бабушка и дедушка и выкатывают тачки с урожаем.
Вед. − Ребята, вам понравилась наша история? Вы такие молодцы! Настоящие ПОМОЩНИКИ! Давайте поаплодируйте нашим артистам. И спасибо за внимание.
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы
1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А Каирова., О.С.Богданова.3-е изд.-М.,Просвещение, 2009г.
2. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2007г.
3. Бабанский Ю.К. «Педагогика». - М., - 2008г.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»