Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников
средствами музыкального искусства

Полтавская Маргарита Сергеевна
Дошкольный возраст – это особенно важный период в воспитании и развитии детей, период, когда закладываются ценности и жизненные ориентиры. Поэтому важно, начиная уже с раннего детства, учить ребёнка любить жизнь, окружающую природу, людей и Родину.
И одним из многих путей духовно-нравственного воспитания ребёнка является воспитания средствами музыкального искусства. Известный советский педагог Д.Б. Кабалевский говорил, что музыка содержит в себе колоссальные возможности эстетического и нравственного воспитания. Систематическое музыкальное воспитание способно сделать более целенаправленным процесс гармонизации отношений с окружающим миром, научить уважать и прислушиваться к людям. Музыка, во всех её жанрах, воздействует на эмоциональную сферу, учит добру, сопереживанию, «открывает глаза» на прекрасное. Тем самым, музыка помимо образовательного аспекта, несёт в себе мощнейший духовно-нравственный посыл, способный затрагивать глубокие струны детской души.
               Музыкальным воспитанием занимались такие деятели как Б.В. Теплов, Б.Н. Асафьев, Д.Б. Кабалевский и др. В исследованиях этих деятелей говорится, что воспитание музыкой является сложным процессом, т.к. наполнено индивидуальными переживаниями слушателя. Из этого следует, что в основе организации музыкального образования у детей дошкольного возраста должно быть понимание обращённости искусства не к рациональному изучению, а к переживанию, к познанию личностного смысла произведения. В процессе «пережитого» слушания музыки происходит влияние на эмоциональную сферу ребёнка и как следствие на его личность в эстетическом и духовно-нравственном отношении.
               Как же эффективно заниматься духовно-нравственным воспитанием дошкольников на музыкальных занятиях, или, к примеру, дома? Особую роль можно выделить подбору репертуара. Выбирайте репертуар, который будет понятен миру ребёнка, т.е. согласно возрастным особенностям ребёнка. Музыка для слушания и пения должна быть образная, к примеру используйте музыку для слушания из «Детского альбома» П. И. Чайковского или детские пьесы Д.Б. Кабалевского. Для эффективного восприятия информации, важно задействовать все виды анализаторов, используйте наглядный материал. При повторном слушании пьесы используйте двигательную активность, к примеру, при прослушивании произведения «Вальс Цветов» П. И. Чайковского используйте плавные покачивающие движения, которые будут передавать характер произведения. Обязательно, находите и проводите небольшую беседу перед слушанием, а также обобщите парой предложений после слушания музыкальной пьесы, к примеру, при слушании произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов», можно сделать акцент на бережном отношении к природе (не срывать цветы, не мусорить, заботиться о деревьях и других растительностях). Так же эти рекомендации можно отнести и к выбору песенного репертуара. Репертуар понятный, образный, выбирайте песни, которые будут развивать не только вокально-хоровые навыки, но и нести духовно-нравственный посыл.
          Не стоит ограничиваться только слушанием музыки и песенным репертуаром. Познакомьте детей с балетом, с оперой. Во многих музыкальных театрах есть репертуар, предназначенный для юных зрителей.
          Мир искусства, в частности музыки, невероятно разнообразен и богат. Музыка сопровождает нас с раннего детства везде и повсюду, она формирует личность ребёнка всю жизнь. Настоящая музыка является источником духовно-нравственного развития ребёнка, и как следствие, гармонично развитой личности. 
 
Список используемой литературы:
1. Асафьев, Борис Владимирович. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Ред. и вступ. статья Е. М. Орловой. - 2-е изд. - Ленинград: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1973. - 142 с.
2. Кабалевский, Дмитрий Борисович. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя: Сост. И.В. Пигарева / Департамент образования г. Москвы, Науч.-исслед. ин-т развития образования, Центр муз.-пед. образования им. Дмитрия Кабалевского. - М.: Изд-во Книга, 2004 (ПИК ВИНИТИ). - 191 с.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»