Этапы становления нравственных чувств
у детей дошкольного возраста
Пармузина Татьяна Александровна
В современном обществе поведение и взаимоотношение людей регламентируются нормами морали. Мораль-это форма общественного сознания. В отличие от правовых форм, моральные формы вырабатываются обществом, принимаются и исполняются добровольно, в силу понимания того, что иначе не возможна общественная жизнь. Нравственные нормы передаются из поколения к поколению по традиции. Обычно они поддерживаются общественным мнением, носителем и выразителем которого являются семья, образовательные учреждения, средства массовой информации, литература, искусство. В переломные моменты общественного развития может происходить пересмотр привычных норм нравственности. В этот период особое значение приобретают названные выше общественные институты, которые могу сохранить, уберечь от разрушения нормы нравственности и тем самым спасти общество от пагубных последствий. Перед семьей и педагогами стоит задача воспитания гуманной личности, исповедующей нравственные ценности, реализующей их в своей деятельности, поведении, общении. Нравственные чувства у дошкольников проявляются к самому себе, в отношении к другим людям, в отношении к окружающей действительности, любви к природе, искусству. Воспитание нравственных чувств ребенка-это основа его духовного развития, субъективности. Особую значимость для дошкольника приобретает человек. Отношение к человеку, построенное на определенных морально-ценностных ориентирах которое определяет нравственность ребенка, представляющую сложный характер в зависимости от его индивидуальности, условий воспитания, «встреч» и с «столкновений» с различными людьми, особой восприимчивости. Разнообразие переживаемых ребенком чувств находится в зависимости от определенных связей и отношений с другими людьми- родителями, сверстниками. Переживания приводят к образованию положительных связей и отношений с «другими» или к их разрушению, к духовному комфорту- согласию с самим собой, окружающими людьми, удовлетворению жизнью, или – к душевному, эмоциональному дискомфорту- тревоге, неуравновешенности, нарушениям в здоровье, которые во многом связаны с воспитанием чувств. Проблемы, обусловленные эмоциональным дискомфортом начинаются за долго до поступления детей в школу. Причины этого не только в низком уровне финансирования образования, низких денежных доходах большинства семей, но и в изменившемся характере отношений к нравственным ценностям, их распаду, которые привели к различного рода «изгибам» и «перекосам», ошибкам в воспитании. Повышенный интерес ребенка к человеку связан именно с чувством любви и привязанности к тем, кто его окружает. Сильное чувство привязанности возникает в ответ на заботу и ласку. Если ребёнка лишить этой привязанности, он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний или у него наступит психическая атрофия, след, который сохраняется в течение всей жизни и отражается на его вкусах и воле. У ребенка-дошкольника преобладают чувства радости и оптимизма. Если он печален, плачет – это отклонение от нормы. Что доставляет ребенку радость и что его огорчает? Эти вопросы задавали детям и ответы свидетельствовали о том, что большую радость доставляют детям природа, животные, подарки, дни рождения, праздники, дружба, «добрые отношения в семье». Дети боятся, когда их пугают или наказывают, темнота, страшные фильмы. Чувства детей разнообразны, они эмоционально отзываются на все доброе, могут сочувствовать, сопереживать, грустят, радуются, испытывают чувство гордости, стыда и др. Чувства детей не отличаются устойчивостью, глубиной и прочностью и возможно интенсивное их развитие. В связи с многообразием чувств, которые испытывает ребенок, возникла потребность о его приобщении к миру общечеловеческих ценностей, выражающихся в категориях красоты, добра, справедливости. Педагогикой выдвигается задача развития у детей социальной ориентации, представляющей прежде всего ориентацию на человека-умение его понять, научится сопереживать, сочувствовать, содействовать.