Проектная деятельность как средство развития личности
Малуша Екатерина Ивановна
Проект – это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. (Е. С. Полат)
Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащиеся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.
Анализируя опыт работы, прихожу к выводу, что результат зависит от состава и организации работы.
Этапы работы над проектом:
I этап – Разработка проектного задания.
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор микрогрупп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критерии оценки результатов.
II этап – Разработка проекта.
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
III этап – Оценка результатов.
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала.
IV этап – Защита проекта.
Задача этапа – защита проекта.
Результатами проектной деятельности становятся выпуск газет, журналов, написание писем, создание сказок, справочников, учебников, учебных пособий, диафильмов и так далее.
Задачами работы над проектом надо выделить:
- доделывать работу до конца
- распределять правильно время
- рассматривать тему с разных точек зрения
- анализировать собственные действия
- достигать поставленной цели
- научились работать с энциклопедической литературой
- общаться в микрогруппе, помогать друг другу
- научились отстаивать свою точку зрения.
Метод проектов предоставляет учащимся уникальную возможность реализовать свои фантазии.
Как взрослый, ребёнок планирует работу, выполняет её, доказывает её правильность и нужность, но в основе всего лежит детская тема. Учитель выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности учащихся.
Работать над проектами способны учащиеся разного уровня подготовленности или реализации индивидуального проекта, а кто – то прекрасно умеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главная моя задача – помочь ребёнку поверить в свои силы.
В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:
а) мыследеятельностные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников);
б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников); в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся); г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 30% учеников).
Считаю, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.
Выполнение творческих проектов, защита помогают школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.
Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.