Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Чербаева Лариса Николаевна
Ученый-филолог Ф.И. Буслаев писал: «…нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично соединялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку», «родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого».Это высказывание созвучно принятой 9 апреля 2016 года Правительством РФ новой Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации (РАСПОРЯЖЕНИЕ от 9 апреля 2016 года № 637-р). В ней, в частности, сказано: «Русский язык - государственный язык Российской Федерации, стержень, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны.
Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы - познавательной, нравственной и воспитательной.
Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений».
Действительно, невозможно учить родному языку и не думать о духовно-нравственном воспитании ребенка. Уроки русского языка и литературы – это путь духовного становления личности.
Язык – величайший учитель, наставник, язык, начиная от колыбельной песни и потешек и до «Иллиады», до Тургенева, Толстого, Бунина – всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда ещё не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век телевидения и компьютеров. И чем богаче мир учеников, тем глубже будет развит их мир, душа.
Каковы же наиболее эффективные пути реализации воспитательного потенциала уроков русского языка? Прежде всего, это:
- работа с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, фразеологизмами при изучении орфографии, синтаксиса и других разделов русского языка (Записываем пословицы, поговорки, загадки, например, «Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя - глаза продирает». Напоминаем ребятам о том, что мудрые пословицы, забавные загадки сочинял на протяжении веков великий поэт – русский народ. «Вы – часть этого народа. Попробуйте дома сочинить нечто подобное». В записанных пословицах предлагается, например, подчеркнуть глаголы и объяснить правописание безударных личных окончаний.) Не померкнет никогда наша патриотическая гордость при чтении следующих пословиц: «С родной земли – умри, не сходи», «За правое дело стой смело»;
- уроки развития речи (сочинения по картине, сочинения-этюды, сочинения-эссе на нравственные темы);
- интегрированные уроки русского языка и литературы, живописи, музыки, истории;
- уроки речевого этикета с использованием наглядности;
- приобщение к культуре своего народа при работе с древнерусским текстом («Слово о полку Игореве»);
- история родного края в текстах для комплексного анализа;
- уроки, посвящённые деятелям литературы, культуры, науки (Закончить литературный вечер, посвященный жизни и творчеству А.П.Чехова словами М. Волошина: «Пройти по всей земле горящими ступнями,
- рассказы о русских лингвистах;
- «Чтобы жить честно, надо рваться, биться, ошибаться, начинать и бросать … и вечно бороться» (Л.Н. Толстой);
- «Делайте так, чтобы окружающим вас людям было хорошо» (В.А. Сухомлинский);
- «Разум дан человеку, чтобы разумно жил» (В.Г. Белинский);
- «Надо воспитывать вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, к хорошей музыке» (М. Горький).
Особенно эффективны такие уроки, на которых звучат стихи, помогающие формированию не только духовного мира, но и в целом отношению к жизни. При изучении в 7 классе наречия можно использовать стихотворение М. Дудина:
И я хочу на свете белом,
Чтоб слово снова стало делом…
Чтоб мир светлее стал и шире
И не пускался в распри вновь,
Чтоб вечно царствовали в мире
Надежда, Вера и Любовь.
Выполнив ряд заданий по теме урока, обратимся к тематике и проблематике текста, символике имен трех женщин и скажем, что это имена святых мучениц, посвятивших свои жизни служению Богу.
- важным воспитательным потенциалом для учителя русского языка является работа с текстом, представляющим собой отрывок из художественного произведения.
Таким образом, работа с текстами духовно-нравственного содержания предполагает не только изучение языковых категорий – на таких уроках происходит развитие речевых, интеллектуальных и нравственных сторон личности ученика, воспитание ребенка.
Многие ученики считают, что русский язык – предмет скучный, трудный, поэтому не проявляют к нему интереса. И на учителя-словесника возлагается задача – доказать обратное, показать его красоту, привить любовь к языку. Я думаю, что у каждого учителя есть свой ряд необходимых правил, которые помогают развить не только интеллектуальные, но и моральные качества ученика.
Всемерно стараюсь поддерживать интерес к предмету. Именно решение этой задачи определяет успех обучения. Интерес к предмету не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, созданных учителем. Обычно интересно на занятиях с использованием занимательных материалов. Это удаётся мне благодаря нестандартным, игровым формам уроков: конференциям, диспутам, путешествиям, заочным экскурсиям. Дети с удовольствием придумывают загадки, кроссворды, синквейны, рассказы и сказки на грамматические темы. Для этого требуется смекалка, сообразительность, внимание, настойчивость, выдержка. В то же время у школьников расширяется кругозор, обогащается их словарный запас.
При изучении раздела «Морфемика» можно использовать занимательный материал из олимпиадных занятий. Суффикс – одна из трудных морфем. Трудность при изучении заключается в определении количества суффиксов в слове и их границ, нелегко бывает понять, что перед нами одна большая морфема или несколько маленьких. (Булоч-к-а, рам-оч-к-а, лент-очк-а). Все 3 слова имеют разное морфемное строение.
При объяснении нового материала часто использую проблемную технологию, когда учитель не говорит ученикам готовые сведения, а предоставляет им необходимый языковой материал, проанализировав который, они смогут сделать самостоятельные выводы. Проблемными можно считать и задания типа: являются ли родственными слова «композитор» и «компот», «капуста» и «капитан»? Для объяснения написания словарных слов ученики составляют этимологические справки, например, «Копейка – собственно русское слово возникло в 16 веке, название монеты, на которой был изображен всадник с копьем, проверочное слово - копья, сначала было среднего рода – копейко».
Не все возьмутся за решение этих вопросов, но найдутся и те, кому это интересно, кто обратится к словарям и справочной литературе, попробует произвести самостоятельный словообразовательный анализ. Затем школьники выступают со своими ответами перед классом, что всегда вызывает интерес и повышает статус данных ребят.
Таким образом, воспитание учащихся находится в прямой зависимости от деятельности учителя. Чтобы родной язык воспринимался детьми не только как свод орфографических и пунктуационных правил, нужно воспитывать интерес к русскому языку, его прошлому и настоящему.
Для развития интеллектуальных и духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка много внимания следует уделять развитию речи учащихся, так как речь - это показатель культуры. Кроме того, речь должна быть не только правильной (без ошибок в произношении, в употреблении форм слов, например, при склонении числительных, в построении предложений), но и богатой, точной и выразительной.
Все перечисленные выше правила применимы и для уроков литературы. Однако для литературы возможны и другие приемы, направленные на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию (концепцию), способствующие углублённому проникновению в проблему художественного произведения. К ним относятся:
● пятиминутки – прологи, где ученикам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение по проблеме, поднимаемой в изучаемом произведении (материал предлагается как самим учителем, так и заранее подготовленными учениками);
● приём мыслительного штурма, где учащимся предлагается поразмыслить над притчами (древнерусский нравоучительный жанр), малоизвестными, но обязательно образными, яркими фактами из жизни, литературы, публицистики, которые лучше усваиваются, «западают в душу». (Например, притча С. Копыловой «Морские звезды»);
● проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию);
● проецирование моральных проблем, решаемых классиками в 18-19 веках, и их оценка с точки зрения современных общепринятых эталонов поведения: изменилось ли отношение к нормам поведения человека в обществе или жизнь вносит свои коррективы;
● использование нестандартных уроков: уроки-концерты; уроки-диспуты; уроки-размышления, уроки-дискуссии (например, при изучении поэмы Н.А. Некрасова «Княгиня Трубецкая» провести ролевую игру в форме суда над губернатором);
● работа над сочинениями разных жанров (литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение-стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя). (После прочтения рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» предлагаются темы для сочинений: «Мои мысли о прочитанном рассказе…», «…Что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»). Многие выбирают 1 тему, объясняя, что свое сочинение будут писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения – Куприн, так как, обращаясь к конкретному человеку, легче высказать свои мысли.)
Каждый урок литературы – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.
А учитель – это проводник и помощник. Главное для учителя литературы – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.
Нельзя забывать о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в тетради, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Важным моментом в воспитании духовно-нравственной личности является начало урока: оно задает нужный тон всему ходу урока, способствует психологическому настрою на восприятие материала. Организационный момент можно провести, например, так:
Ребята, здравствуйте! Я очень рада войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда – сиянье ваших умных глаз.
Немаловажным аспектом является рефлексия урока: личностная оценка деятельности, эмоциональное состояние ученика («сегодня я понял, что…», «мне трудно было…») помогут учителю в дальнейшей работе устранить недостатки. Завершение урока также требует к себе внимания с целью создания определенного эффекта – ситуации успеха. Примером могут быть, например, такие слова:
Урока время истекло. Я вам, ребята, благодарна
За то, что поработали ударно.
Один из основоположников педагогической и психологической науки Павел Петрович Блонский писал: «Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть, час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление».
Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с одаренными детьми, но лишь урока для развития творческой (креативной) личности недостаточно; поэтому этот процесс продолжается во внеурочной деятельности. Проектная, исследовательская деятельность учащихся – благодатный материал для развития детей. Именно эта деятельность вырабатывает критическое мышление и способствует дальнейшему интеллектуальному развитию учеников. Очень положительным опытом для выявления и развития одарённых детей, я считаю, стало проведение научно-практической конференция для учащихся 5-7 классов «Первые шаги в науку».
Большие возможности даёт внеклассная работа по предмету. Она даёт свободу мыслям, всегда несёт что-нибудь новое, интересное, позволяет создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, увлечь учеников, развить творческие способности, повысить культуру, активизировать интерес к уроку. Формы внеклассной работы разнообразны: проведение недели русского языка и литературы, выпуск газет, конкурсы чтецов, лингвистические КВНы, литературно-музыкальные композиции, театральные постановки.
В сельских школах мало учеников, все как на ладони. Я стараюсь привлечь к участию в мероприятии каждого ребенка, чтобы каждый мог проявить свой талант, почувствовать себя успешным. В нашей школе одаренные дети с литературным дарованием входят в состав корреспондентов школьной газеты «ШАГ» и освещают школьные события, есть в нашей газете рубрики «Проба пера», «Творчество наших учащихся», где ребята размещают свои первые литературные опыты, учатся брать интервью у школьников и учителей, готовят газеты «Родное слово» по русскому языку, «Зеленая лампа» по литературе во время проведения предметных недель по русскому языку и литературе, помогают в организации и проведении открытых мероприятий: «России преданный поэт» (к 75-летию поэта-земляка Ф.С. Вострикова), «Я лиру посвятил народу своему» (по творчеству Н.А. Некрасова) «Прекрасный мир прекрасного человека» (по творчеству А.П. Чехова), учатся самостоятельно подбирать материал, составлять по нему доклад, презентации, им прививаются навыки правильной литературной речи и навыки публичных выступлений, активно участвуют в конкурсах чтецов «С чего начинается Родина?», «Живая классика». Конкурс юных чтецов «Живая классика» - уникальный по своим масштабам проект по пропаганде чтения среди детей, одной из задач которого является поиск и поддержка талантливых детей.
В кабинете русского языка и литературы совместно с учениками оформляем тематические стенды: «Родники земли Алексеевской» об известных и талантливых земляках, школьники принимают активное участие в подборке материала.
Мы проводили открытое мероприятие «Славянский круг» в рамках школьного фестиваля «Россия в радуге культур», участвуем в акциях «Читаем детям о войне», «Мы - правнуки славной победы».
Во внеурочное время учитель узнает не только о том, какими языковыми вопросами ученик интересуется, но и о гораздо большем: чем вообще интересуется школьник, каковы его индивидуальные склонности, стремления и вкусы. На обычных уроках не всегда удается найти самый короткий путь к сердцу ребенка, на внеклассных занятиях при индивидуальном подходе к каждому этот путь сокращается.
И, наконец, в последнее время большие возможности для работы предоставляют различные интернет-проекты по предметам, в которых мы в последние годы активно и успешно участвуем: международная игра-конкурс по языкознанию «Русский медвежонок – языкознание для всех», дистанционная олимпиада «Олимпус», Всероссийский филологический молодежный чемпионат. Участие в таких конкурсах способствует активизации познавательной деятельности учащихся, их живому интересу к предмету, желанию совершенствоваться, узнавать новое.
Положение учителя русского языка и литературы в современной школе высоко и ответственно, так как он должен стать для своих учеников не просто носителем информации, но и духовным наставником. Личный пример учителя, согласно ФГОС ООО, является сегодня основным принципом организации интеллектуального и духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание любви к русскому языку и литературе во многом определяется любовью учителя к своему предмету. И именно от преподавателя русского языка зависит, насколько длительной, цветущей и полноценной будет жизнь звучащего слова, которая обязательно должна найти воплощение в тех, ради кого трудится учитель и кому отдает свое сердце. Тогда и язык «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый», по словам А.Н. Толстого, будет способствовать воспитанию личности человека.