Методы и формы патриотического воспитания в кадетском корпусе
Макунин Игорь Олегович
История создания кадетских корпусов насчитывает не один десяток лет. Всегда в военных кадетских корпусах важное место в образовательном процессе отдавалось патриотическому воспитанию. Современный этап развития образования в Российской Федерации также, как и сто лет назад, требует от педагогов, воспитателей кадетского корпуса обращать пристальное внимание на формирование патриотических чувств и любви к Родине у воспитанников кадетского корпуса. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [2] в качестве одной из основных задач предусмотрено «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России».В Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе патриотическое воспитание реализуется на предметном уровне (на уроках общественно-гуманитарного цикла и военной подготовки), во внеурочной деятельности и занятиях по дополнительному образованию, а также на мероприятиях посвященным дням памяти и воинской славы (Парад Победы, День снятия Блокады, соревнованиях и т.д.).
В данной статье представляется опыт реализации патриотического воспитания в кадетском военном корпусе, рассматриваются методы и формы организации мероприятий. Среди сложившихся направлений внеурочной деятельности, дополнительного образования с воспитанниками по патриотическому воспитанию можно выделить:
- научно-техническое (турнир «Юный робототехник», конкурс «Будущее сильной России в высоких технологиях»);
- спортивно-техническое (турнир «Стальная стена», беседа о здоровом образе жизни»);
- физкультурно-спортивное (смотр почетных караулов, спортивные выходные и др.);
- художественно-эстетическое (кинофестиваль любительских фильмов и видеоработ «Кадетский взгляд»);
- туристско-краеведческое («Великая Россия: историко-географическое наследие», экскурсия по местам боевой и трудовой славы);
- эколого-биологическое (неделя естественных наук);
- военно-патриотическое (патриотический форум «Я – ЮНАРМИЯ!», поисковый отряд «Отчий край», соревнования, слеты, походы по местам боевой славы);
- социально-педагогическое (Клуб Веселых и Находчивых, Читательская конференция).
Методы должны побуждать воспитуемых, на деятельность. Это задания, поручения с последующей проверкой. Воспитатель оценивает состояние его выполнения и качество, так же осуществляются погружения учащихся в ситуацию успеха. В педагогической практике воспитателей кадетского корпуса, в ходе организации и реализации проектов по гражданско-патриотическому воспитанию, используются методы разъяснения и убеждения. В ходе предоставления информации у воспитанников формируются представления о том, что хорошо и что плохо, формируются взгляды о добре и зле, о недопустимом и допустимом. На основе этих представлений формируются позитивные мотивы общения и деятельности воспитанников.
Патриотическое воспитание в кадетском корпусе осуществляется также посредством определенных форм воспитания: кружки, секции, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности, дополнительного образования рассматриваются нами как обладание воспитанниками кадетского военного корпуса набором компетенций: социальной, коммуникативной, гражданской. Сформированные компетенции проявляются в наличии положительных качеств личности воспитанника как будущего офицера Российской Армии: гордость за своё учебное заведение, город, страну, сопереживание команде, взаимовыручка, любовь к близким.
Литература
- Быков, А.К. Патриотическое воспитание в процессе изучения предметов гуманитарного цикла (литературы, обществознания, истории) [Текст]: Методические рекомендации для образовательных учреждений / А.К. Быков, Н.Н. Казначеева, Е.С. Королькова, А.Ф. Никитин. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2004. – 264 с.
- Вазлеев, В. А. Патриотическое воспитание в кадетских корпусах / В. А.
Вазлеев. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. —
2016. — № 5 (10). — С. 1-3. — RL:https://moluch.ru/th/4/archive/48/1692 - Пономарев, П. А. Проблема методов воспитания, психолого-педагогические требования к их использованию / П. А. Пономарев, Д. Е. Штильников. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11439/ (дата обращения: 11.03.2021).
- Царев, И.Н. Воспитательная работа педагогического коллектива при
актуализации ценностей патриота и гражданина у воспитанников
кадетского военного корпуса/ И.Н. Царев. – Текст: непосредственный//
Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-
1. – С. 326-331.