Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Духовно-нравственное воспитание учеников начальных классов

Коптева Юлия Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 158
Калининского района Санкт-Петербурга
 
Защита духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В современной педагогической литературе нравственное воспитание рассматривается, как процесс, направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств и стремлений. Изучением духовно – нравственного развития и воспитания детей с ранних лет, занимались А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. В их трудах описаны понятия воспитания и развития нравственной личности, и методы нравственного воспитания детей.
Школа является главным центром воспитания младших школьников. Поэтому перед образовательной организацией ставится задача подготовить гражданина, который сможет сам оценить происходящее и будет обладать не только знаниями, но и эстетическими чертами личности. Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются назад в прошлое. Происходящие в стране социально-экономические и политические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни людей, что привело к изменению ценностных ориентаций людей, ранее существовавших убеждений и взглядов, поэтому в сложившейся ситуации не эффективны разовые меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Все содержание образования должно быть направлено на овладение детьми лучшими традициями народной педагогики, приобщение детей к культуре предков, усвоение «общечеловеческих ценностей» как основы формирования у школьников патриотического сознания, гражданственности, долга и ответственности, гуманного отношения к природе, окружающим, выработке культуры общения.
Основная цель школы – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Для организации комплексных мероприятий работа образовательного учреждения строится следующим образом: взаимодействие с учениками; взаимодействие с родителями; взаимодействие с администрацией, специалистами, коллегами.
Предпринятые попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в младшем школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками.
С воспитанием младшего школьника, тесно связан учебный процесс. Содержание образования в школах, увеличилось и усложнилось, но при этом про воспитание не должны забывать, ведь воспитание играет важную роль в обучении младших школьников. При выполнении поручений по учебе, у младшего школьника складываются нравственные отношения с окружающими. Учебный процесс формирует у детей знания, а также ребенок может решать умственные и нравственные задачи. Социальные условия и биологические факторы, воздействуют на развитие младшего школьника, но так как младший школьник обучается в школе, главную роль играют педагогические условия. Нравственное и духовное воспитание ребенка это одно из важных видов в воспитательной работе. Решающее значении имеет для духовного и нравственного воспитания опыт учителя духовный и нравственный. Основой воспитания является школьная жизнь ребенка. Жизнь ребенка должна быть объектом внимания педагогов. Учителю не стоит забывать, что формирование нравственного и духовного понятия у младшего школьника - это сложный процесс. Чтобы воспитать духовно и нравственно развитую личность, учителю необходимо приложить много усилий. Учитель должен воспитать в детях толерантное поведение. У ученика должно быть развито сочувствие, сопереживание, он не должен быть агрессивным, относиться к другим людям терпимо, уважать национальности, народности, культуру и религию. Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей в которой растёт, формируется, воспитывается ученик. Он должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание.
Так как именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости, поэтому педагогу необходимо знать, каков образ жизни, каковы традиции и обычаи в семье каждого ребенка в классе. При этом все эти сферы взаимосвязаны, так как невозможно квалифицированно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в семье, не зная ее социального статуса, ценностных ориентаций родителей.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Иными словами, необходима интегрированность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Задача классного руководителя – помочь учащимся понять, что без принятия духовно-нравственных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.
Главными формами воспитательной работы в наше время являются классный час и внеурочная деятельность.
Основой всех мероприятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности. В целом развитие духовной нравственности тесно переплетается с уроками литературы, русского языка, окружающего мира и даже математики, младшие школьники узнают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие. В ходе занятий дети учатся сопереживать, не быть равнодушными, они остро реагируют на возникшие в мире конфликтные ситуации.
Построение работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
•        Изучение накопленного опыта работы по патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).
•        В воспитательной деятельности классного коллектива определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: знакомство с музеями, особенностями их работы, формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе ценностей своей семьи, использования богатых материалов библиотек.
•        В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам работы с детьми младшего школьного возраста
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
В своей работе, изучая все лучшее, что было наработано, я пыталась воспитать физически здоровую душу, интеллектуально развитую личность.
Технологии:
•        поисково-исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории страны области, города;
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Формы работы:
•        деловые игры, встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым Отечества и малой родины, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
На внеурочных занятиях с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на патриотические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. 
Литература:
  1. Бунеев, Р.Н. Системный подход к формированию нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения/ Р. Н. Бунеев, // Начальная школа плюс До и После. – 2012. -№ 1. – с 1-4
  2. Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. – М.: Педагогическое общество России, 2007. -128 с.
  3. Игнатьева, Е.Е. Духовно – нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. -№9. – с.8 – 11.
  4. Вахрушева, И.Г., Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы/ И.Г.Вахрушева //Казань.-2007. -24-25.
  5. Любимов, Л. Л. О концепции духовно-нравственного воспитания в школе / Л. Л. Любимов // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - С. 109-124.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»