Преемственность предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР
Демченко Марина Сергеевна
Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» указывает, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.В преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР осуществляется принцип преемственности, позволяющий решить задачу, связанную с расширением образовательного кругозора учащегося, воспитанием личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.
Предметы объединяют фундаментальные культурологические понятия: «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность и нравственность», составляющие общую духовную основу многонационального народа России. ОРКСЭ и ОДНКНР являются важными составляющими единой учебно-воспитательной системы.
Предметная область ОДНКНР призвана помочь ученикам осознать значение религии и нравственности в жизни человека и общества, решая такие задачи как:
- формирование базовых ценностей (человек, Родина, семья, религия, наука, многонациональность, природа, искусство, труд).
- развитие нравственности (гуманное, толерантное и демократическое поведение детей в семье, школе, обществе, основанное на нормах духовной культуры).
- развитие духовности (стимулирование к внутреннему побуждению, активизация мотивации нравственного выбора, развивающегося в процессе самопознания, самореализации и самосовершенствования).
Cверхзадача, стоящая перед предметной областью ОДНКНР, – это изменение нравственного климата в обществе, который помогают воспитать в детях уважение и любовь к окружающей среде, чувство гражданственности и патриотизма, толерантности и трудолюбия.
ОДНКНР и ОРКСЭ- это неотъемлемая составляющая современного образовательно-воспитательного процесса, в ходе изучения которой учителя смогут обговорить с детьми важные социальные и моральные проблемы, зародить в учениках милосердие, способствовать моральному просвещению, что благоприятно отразится на взаимоотношениях с окружающими и личностном развитии.
Задача дисциплины — не просто ознакомить школьников с культурой, традициями и различными религиями, а способствовать развитию общей культуры подрастающего поколения, осознания им принадлежности к российской общественности и своему народу. В связи с этим ОДНКНР — это предмет из спектра историко-обществоведческих дисциплин, что ставит перед собой сложные задачи: сформировать у детей способность уважительно относиться к накопленному духовному потенциалу народов России; подталкивать к осознанию того, что общечеловеческие ценности передаются через семейные и культурные традиции; стимулировать стремление школьников к духовному самосовершенствованию. Они служат для профилактики межэтнических конфликтов.
Потенциальный выбор направления реализации предметной области ОДНКНР во многом определяется этнокультурным и конфессиональным картированием, а также религиозным фактором в идентификационных процессах, что варьируется в зависимости от этноконфессионального состава населения.
В нашем случае преподавания курса проходит в г. Санкт-Петербурге- в многонациональном и многоконфессиональный городе, где бок о бок дружно живут люди многих национальностей и мировых вероисповеданий. В городе представлены мировые, национальные, а также новые религии. Наиболее распространены — христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам, иудаизм, буддизм.
В российской Северной столице рядом с православными христианскими храмами издавна соседствуют католические и протестантские (лютеранские, реформатские, англиканские) церкви. Здесь были построены самая большая в Европе мечеть, самый северный буддийский храм и одна из самых крупных в Европе синагог. Огромнейшим достоянием Петербурга является сохранение и почитание культурных обычаев и религиозных святынь его мульти-этнических народов. На своих уроках мы можем этот момент активно использовать.
( в классах ребята разных национальностей, исповедующие разные религии)
Особенность предметной области ОДНКНР в наличии компонента «духовная культура», который отсутствует в привычных для средней школы гуманитарных и технических дисциплинах. В ней особо важна чувственно-эмоциональная, а также эстетическая сторона восприятия учебного материала.
За предмет ОДНКНР, как и в ОРКСЭ в школе, оценивание результатов освоения дисциплины относится к наиболее сложным аспектам обучения. В нем личностные результаты доминируют над метапредметными и предметными. При этом личные установки, опыт и мировоззренческие позиции школьников не подлежат оцениванию, в отличие от результатов познавательной деятельности. Именно поэтому на уроке используются различные виды деятельности, с помощью которых можно оценить динамику личностных результатов:
-активность на занятиях, участие в групповых и фронтальных формах работы; степень усвоения практического и теоретического материала; выполнение работ в ходе обучения и на дому.
Эффектное и яркое мультимедийное наполнение служит эмоциональным и педагогически оправданным дополнением реализации предметной области, т.к. ОДНКНР культурологическая дисциплина и выражается в литературе, музыке, скульптуре, живописи и архитектуре, а потому требует адекватной демонстрации материала с применением мультимедийного содержания.
Специфика предметной области требует построения уважительных отношений, выстраивания атмосферы сотрудничества и партнерства в классе. Только так дети смогут развить свои коммуникативные навыки, попрактиковаться в ведении дискуссии, монологической речи получат необходимые социальные установки и навыки, оценят значение доброжелательности, толерантности, открытости новому. Программное восприятие материала вызывает сложности у учащихся, поскольку предмет может оказаться оторванным от привычной картины мира и понимания взаимоотношений между людьми. Поэтому педагогам важно не только излагать информацию на доступном для учащихся языке, но и приводить примеры из реальной жизни.
Благодатной почвой для духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников и учащихся пятых классов, где возможно проявить творчество, являются уроки литературного чтения и литературы, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, декоративно – прикладного творчества. Здесь широкое поле для фантазии, как у учителя, так и у учеников. К выше перечисленным урокам следует добавить уроки ОРКСЭ и ОДНКНР. Условием формирования способностей воспринимать объекты конфессий в структуре учебного познания, является применение на уроках методов работы, вызывающих творческую активность. Таких как иллюстрирование прочитанного текста, создание архитектурных композиций, коллажей, буклетов, художественных композиций из пластилина, глины, соленого теста; краеведческая и исследовательская работа, проектная деятельность. С помощью таких заданий дети лучше усваивают материал, и он прочно оседает в их памяти.
Для декоративно – прикладного творчества на уроках ОДНКНР и ОРКСЭ подходят такие темы как:
Христианская вера (однкнр) и «Пасха» (орксэ) , где дети делают подарочные аппликации, раскрашивают пасхальные яйца, составляют пасхальные композиции.
«Рубить повсюду церкви» (однкнр) и «Храм» (орксэ) , выполнение макета храма, на уроке задания творческого характера – Собрать пазл, вспомнить название, рассказать, что о нем известно. Н-р (храмы Санкт-Петербурга)
Для написания сочинения - рассуждения подходят темы:
« Что составляет твой духовный мир» и «Мои размышление о душе» и т.д.
Уроки – экскурсии (очные или виртуальные) по темам: « Храм», «Икона», «Монастырь». Уроки – исследования «Защита Отечества», «Любовь и уважение к Отечеству»…
И перечислять такие варианты творческих работ можно бесконечно.
Управление духовно-нравственным образованием школьников — это не особый вид образовательной деятельности школы, это целостный педагогический процесс, осуществляемый на всех ступенях образования, включающий различные формы, средства и методы работы на уроках и внеклассной деятельности. Результативность духовно-нравственного образования определяется не внешними формами выражения воспитанности, а внутренним духовным состоянием каждого ребенка, которое, в свою очередь, требует его нравственного самосовершенствования на занятиях по предметам ОДНКНР и ОРКСЭ.