Воспитание нравственности в старшей группе
Дошкольный возраст – один из важнейших этапов в формированиии и становлении морального облика человека, его духовности. В возрасте 5-7 лет у детей закладываются основы нравственности, духовности, формируются первоначальные эстетические представления. Дети начинают обращать внимание на общественную жизнь, правила поведения в социуме. На занятиях мы начинаем формировать, такие понятия как: Родина, патриотизм, милосердие и бескорыстие. К сожалению некоторые понятия теряются. Очень сложно донести до детей этот материал, так как среди родителей не все поддерживают идеи добра, равенства, нравственности. В приоритете считая, что материальность важнее.
Если нет идеалогии, то воспитать духовность не возможно, без ярких примеров из жизни. Только наглядность поступков взрослого человека, может сформировать пример для ребенка. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Очень трудно воспитать в современности относиться толерантно к разным религиям, обычачаям, культуре поведения. Если ребенок видит не достойное поведение взрослых, ему очень трудно объяснить почему этого делать не стоит. В связи с этим важную роль занимает общение педагога с родителями.
В старшей группе, считается возможным более углубленно знакомить с традициями и бытом своего народа, другими культурами, воспитывать толерантность в своей группе, так как в ней есть дети разных конфессий. Перед педагогами ставится задача – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет. Проводя занятия, стоит заинтересовать ребенка, традициями других культур.
Делая какие-то работы, стараться воспитывать чувство гордости за свою Родину, гордится ее жителями и их достижениями. Порекомендовать родителям познакомить детей с культурными традициями своего народа. Поситить выставки и музеи прикладного искусства. Сделать с ребенком какие-то работы.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Без духовности, заложенную на протяжении нескольких поколений не возможно вырастить детей нравственными людьми. Без нравственных и духовных качеств, дети вырастут грубыми, жесткими, циничными людьми. В настоящим мире где ставится под сомнение духовные ценности, очень сложно вырастить нравстно-здоровое покаление. Отказ от традиций своей Родины, сегодня привел к печальным последствиям таким, как очерствление личности, бездуховность общества.
Христианские ценности входит во всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих музыкальных произведений, литературных и художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа.
К сожалению во многих дошкольных учреждениях применяется больше современног материала, но мало уделяется внимание: народной музыке, народным обрядам, патриотическому воспитанию. Утрачивается необходимость в воспитании патриотизма и духовности.
Духовно-нравственное воспитания дошкольников это -
- принцип гуманизма – положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание, взаимопомощь.
- принцип духовности – умение выбирать между злом и добром, справедливостью и подлостью.
-
научный принцип - понимание социальных процессов, законов развития и становления;
- государственный принцип - при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
- Целью духовно – нравственного воспитания - является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.
К основным задачам духовно-нравственного воспитания в старших группах можно отнести:
- * формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
- * одухотворение жизненного пространства ребенка;
- * познание и прививание православной культуры и традиций;
- * раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
- * гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
- * защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Не мало важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду:
«Новый год»,
«Защитники Отечества»,
«Масленица»,
«Никто не забыт и ничто не забыто»,
«День матери» и т.д.
Они помагают понять национальный коллорит, самобытность времени. Помагают педагогу и родителям объеденить свои усилия в воспитании духовных ценностей, объединяя совместными действиями, общим переживанием.
Проводя занятия по декоративно- прикладному творчеству с детьми появляется возможность прикоснуться к истории и традициям. В старшей группе занятия становятся более насыщенными на них ребята знакомятся с фольклором, отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с такими видами росписи, как «Гжель», «Золотая хохлома», «Дымка» ,«Жестовские подносы» дети знакомятся с различными приёмами и видами росписи, учатся выполнять традиционные элементы кистевой росписи. С приходом весны ребята учатся изображать солнце в славянской мифологии, закрепляли навыки нетрадиционной техники рисования, самостоятельно подбирать материалы, художественные инструменты.
Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание детей. Успех воспитания складывается из совместной работы с родителями (папки передвижки, консультации, беседы, конкурсы и т.д.) и педагогического опыта. Педагог должен объяснить важность поддержания семейных и народных традиций, привития эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители ответствечают за своего ребенка, но педагогу необходимо создать комфортную обстановку для общения между ребенком и родителем.
Занимаясь работой в данном направлении мы формируем подрастающее поколение, сохраняя тем самым культурно эстетические, нравственные, духовные традиции страны.