Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль семейного чтения в формировании читательской
культуры младших школьников

 
Федорова Ксения Вячеславовна, 
учитель начальной школы ГБОУ школа № 569
Невского района Санкт-Петербурга
        На основании опыта личной педагогической деятельности автор показывает значение роли семейного чтения в формировании читательской культуры как средства духовно-нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста и предлагает способы повышения этой роли.
          В исследованиях современных ученых-методистов читательская культура осмысляется как многогранное понятие, включающее воспитание любви и уважения к литературе, развитие потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, овладение умениями грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний [2].
      В соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации приказом от 6 октября 2009 г. № 373 целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями. В реализации этих целей особое место занимает духовно-нравственное воспитание учащихся. Неоспорим тот факт, что наибольшим воздействием на духовно-нравственные качества личности имеет предмет – литературное чтение. В формировании читательской культуры в рамках данного предмета является одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания младших школьников. Важное значение, при этом, отводится домашнему чтению, подразделяющемуся в свою очередь на самостоятельное и семейное. 
          Самостоятельное чтение – это вид читательской  деятельности, которая  обеспечивает индивидуальную форму общения ребенка с книгой, с текстом.
          Семейное чтение – это совместная читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями.
      Цель настоящей статьи – повышение роли семейного чтения в формировании читательской культуры как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников.
         Соответственно, решаемая проблема статьи является попытка устранения недооценки этой роли в образовательной деятельности педагога начальной школы путем предложения практических рекомендаций.
      Программа внеурочной образовательной деятельности начальной школы по направлению духовно-нравственного воспитания предусматривает 1-2 часа в неделю. Поэтому, роль семейного чтения трудно переоценить, так как воспитание через чтение – один из основных способов формирования личности. Анализ результатов преподавания литературного чтения в начальной школе первого учебного цикла (2013-2017 уч.гг.) автора статьи показал, что потенциал семейного чтения в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся был реализован далеко не полностью.  В целях повышения роли семейного чтения во втором учебном цикле (2017-2021 уч.гг.) автором разработана, реализуется и предлагаемая вниманию коллег-педагогов программа действий, в которой можно выделить три основных этапа.
       Первый этап включает в себя ознакомление с адресатами на предмет наличия интереса, уровня знаний и умений в области семейного чтения. Например, опрос и анкетирование, обучающихся и их родителей 1 класса набора (2017-2018 уч.гг.) показали, что заинтересованность родителей в семейном чтении и осознании его значимости составляет 100%, тогда как регулярно совместным чтением занимаются только 32% семей.  При этом семьями компетентными в области семейного чтения являются только 11%. Характерными являются ответы на вопросы, связанные с выявлением читательских предпочтений семей первоклассников. На вопрос: «Что читаете?» адресатами указывались произведения далекие от духовно-нравственного воспитания (например, комиксы и т.п.).  
         Второй этап – это собственно рекомендация списка литературы духовно-нравственного направления и ознакомление адресатов с основными приемами работы с текстом. Наиболее разработанным списком применительно к духовно-нравственному воспитанию младших школьников представляется – список для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 1-4 классов, подготовленный старшим преподавателем кафедры начального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Бойкиной М.В. [1]. Этим списком к семейному чтению предлагается: 1 класс – 18 авторов, 2 класс – 22 автора, 3 класс – 25 авторов, 4 класс – 24 автора.  Это к вопросу – «что читать?». Переходя к вопросу – «как читать?» и, имея ввиду результаты опроса и анкетирования, были даны общие методические рекомендации.
         Третий этап являет собой постоянный мониторинг педагогом процесса семейного чтения класса. Несмотря на рекомендательный характер семейного чтения, следует признать, что для достижения его эффективности целесообразно постоянно контролировать этот процесс, поскольку педагог на ряду с родителями является лицом заинтересованным в результатах духовно-нравственного воспитания обучающихся. Автор статьи формами такого контроля избрал: ведение читательских дневников, проведение круглых столов в рамках классных собраний, организация в классе клуба семейного чтения, подведение итогов «Самая читающая семья» (раз в учебную четверть).
         При организации педагогом семейного чтения следует также помнить о том, чтобы формирование читательской культуры как средства духовно-нравственного воспитания учащихся сочеталось с учебным процессом, так как это является действенным дополнительным фактором успешного освоения младшими школьниками учебной программы по литературному чтению.
        Неоспоримым является тот факт, что в вопросе духовно-нравственного воспитания младших школьников семья, при наличии заинтересованности и деятельного участия имеет значительные преимущества перед школой. Эти преимущества обусловлены, в том числе, такими обстоятельствами, как авторитет родителей, доверие детей, родственная близость, временной фактор воздействия, личный пример родителей. Отсюда и высокая роль семейного чтения в формировании читательской культуры как средства воспитания.
     Таким образом, потенциал семейного чтения в формировании читательской культуры как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников при его правильной организации можно выразить формулой:
Семейное чтение > учебный процесс .
         На основании изложенного приходим к выводу, что духовно-нравственное развитие младшего школьника как гражданина России, во многом определяется ролью его семьи, где посредством семейного чтения формируется его читательская культура как средство воспитания. В современных условиях без социально-педагогического партнерства между семьей и педагогом (семья-педагог) субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие обучающихся.
 
Список литературы
  1. Лекции старшего преподавателя кафедры начального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Бойкиной М.В. по предмету «Методика обучения русскому языку и литературе» для профессиональной переподготовки по программе «Теория и методика обучения (начальная школа)»
  2. Шаров С.С. К проблеме осмысления понятия «читательская культура» // Казанская наука. 2013. №10. С. 272–274

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»