Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание сына в семье на примере цесаревича Алексея

Акимова Светлана Сергеевна,
 учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 225
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 
В любом мальчике необходимо воспитывать ответственность, самостоятельность, выдержку, умение в любой ситуации принять решение, ни на кого не оглядываясь. В то же время в нём необходимо воспитывать сострадание и чуткость, и важное свойство – умение прислушиваться к мнению других людей. Мальчика нужно готовить к роли мужа, отца и хозяина дома. «Отношение к женщинам – вот лучший способ проверить благородство мужчины. Он должен к каждой женщине относиться с уважением независимо от того, богатая она или бедная, высокое или низкое занимает общественное положение, и оказывать ей всяческие знаки уважения», - писала в своём дневнике Императрица Александра Фёдоровна[1].
У цесаревича была тяжёлая болезнь – гемофилия. В тот день, когда цесаревичу был поставлен официальный диагноз, Александра Фёдоровна сказала о том, что за этот день она постарела сразу на несколько лет. С тех пор императрицу не покидало чувство вины перед сыном и мужем. Царская чета пыталась скрыть страшную новость о неизлечимой болезни наследника. В первое время даже Мария Фёдоровна была в полном неведении. Всё хранилось секрете как государственная тайна.
Алексей рос умным, наблюдательным, восприимчивым, жизнерадостным и счастливым ребёнком. Наследник имел очень мягкое и доброе сердце. Родители и сёстры обожали его. Мать и отец называли сына «лучом солнца». Когда цесаревич был здоров, весь дворец словно преображался, наполняясь светом, музыкой детским смехом. Когда заболевал, родители и сёстры замирали в печали и тревоге. Несмотря на тяжёлую болезнь, Цесаревич старался не проявлять капризов или раздражения. С глубоким вниманием он вглядывался в жизнь простых людей, сопереживал им и мечтал, что когда он будет Царём, то не будет бедных и несчастных, а все будут счастливы. У Царевича Алексея была сильная воля и из-за частых физических страданий она только крепла. Болезнь вообще стала своеобразным воспитателем маленького мученика.
С друзьями Цесаревич вёл себя очень вежливо, был столь же учтив, как и его сёстры. Алексей был очень терпелив, аккуратен, дисциплинирован и требователен к себе и к другим. Он был добр, как и отец, в смысле отсутствия у него желания причинить зло. Он многое понимал и понимал других. Следует отметить, что Александра Фёдоровна и Николай Александрович воспитывали детей     своим личным примером, и все прекрасные качества души Царские дети унаследовали от родителей.
Все учителя говорили о выдающихся способностях Алексея, о его большом пытливом уме и настойчивости. Если он чего-то не знал, то говорил: «Погодите, я всё выучу». Царевич любил русские сказки во всём их богатстве и глубине. Воспитатель наследника Пьер Жильяр писал о Цесаревиче: «Вкусы его были очень скромны. Он совсем не кичился тем, что был наследником престола»[2]. Пьер Жильяр, несмотря на тяжёлый недуг Алексея, находил вредным постоянное присутствие при мальчике двух матросов, которые были приставлены в качестве телохранителей с императорской яхты: боцман Деревенько и его помощник Нагорный. Воспитатель считал, что это мешает укреплению внимания и нормальному развитию воли ребёнка. «Строгий надзор казался стеснительным и унизительным ребёнку и рисковал развить в нём искусство его избегать, скрытность и лукавство»[3].
Родители Алексея всецело присоединились к мнению воспитателя. «Они любили сына безгранично, и именно эта любовь давала им силу идти на риск,
не боясь какого-нибудь несчастного случая, последствия которого могли быть смертельны, лишь бы не сделать из него человека, лишённого мужества и нравственной стойкости»[4].
Воспитатель Цесаревича считал, что необходимо выводить Алексея из его обычной обстановки и ставить в непосредственное соприкосновение с жизнью. Пьер Жильяр с Цесаревичем выезжали на прогулки, останавливались у деревень, чтобы посмотреть, как работают крестьяне. Алексей любил расспрашивать крестьян. Эти поездки были очень важны для мальчика, подготавливали его к будущему Служению. Пожалуй, любой ребёнок, видя тяжёлый труд простых людей, будет учиться сопереживать, понимать, как тяжело работать на земле, и что очень важен и необходим такой труд. Ребёнок проникнется уважением к простым людям, будет учиться у них. Алексей совсем не кичился тем, что был наследником престола, об этом он меньше всего думал. Большим счастьем Алексея было играть с двумя сыновьями матроса Деревенько, которые оба были несколько моложе его. У него была большая живость ума и суждения и много вдумчивости. Он поражал иногда вопросами выше своего возраста, которые свидетельствовали о деликатной и чуткой душе.
Александра Фёдоровна взяла на себя религиозную часть воспитания и обучения. Она читала с ним святые молитвы и знакомила с жизнью и учением Господа нашего Иисуса Христа. Она приучила сына молиться, и мальчик не засыпал, не помолившись, и не начинал дня без молитвы.
Узнавая о жизни Цесаревича Алексея, мы учимся тому христианскому терпению и любви, которые он почерпнул на уроках закона Божия и которые сумел воплотить в жизнь. «Воспитанный в благочестивой семье, окруженный бесконечной любовью и заботами матери и отца, и лаской сестер, этот отрок сам отдавал всем окружающим свое доброе сердце, простоту и ласку, терпением отвечал на грубости и оскорбления. Не является ли этот отрок лучшим путеводным огнём в нашей греховной, мрачной жизни, когда мы не
умеем не роптать и дерзновенно спрашиваем у Господа: “За что?” Не учит ли нас этот отрок светозарный тому христианскому терпению и любви, которые он почерпнул на уроках Закона Божия со Своей страдалицей-Матерью и которые Он сумел воплотить в жизнь?»[5].
 
[1] Дарите любовь. Государыня Императрица Александра Фёдоровна Романова» - Москва, Русский паломник, 2015, стр.91
 
[2] «Царские дети» Н.К. Бонецкой–Москва, издательство Сретенского монастыря, 2007, стр.153
[3] «Царские дети» Н.К.Бонецкой–Москва, издательство Сретенского монастыря, 2007, стр.153
[4] «Царские дети» Н.К.Бонецкой–Москва, издательство Сретенского монастыря, 2007, стр.153
[5] Н.В.Борзов «Светозарный Отрок», Москва, 2001, стр.122

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»