Формирование гражданской позиции у младших школьников
Кознеделева Ольга Николаевна
Современный период в Российской истории и образовании характеризуется осознанием необходимости воспитания высоконравственного творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Для воспитания такого гражданина требуется вооружить школьников не только глубокими и прочными знаниями о гражданских ценностях, но и обеспечить готовность к общественно-значимой деятельности. В начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Младший школьный возраст характеризуется мотивационной готовностью к принятию внешнего воздействия, положительным отношением к данному воздействию и наличием потребности в достижениях в конкретной области знаний или деятельности. Этот возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия культурного пространства ярки и сильны, и поэтому они надолго остаются в памяти. Основной функцией учителя является создание благоприятных условий для формирования у младших школьников первоначальных представлений о человеке как части гражданского общества, о правах и ответственности человека перед окружающими, позитивного опыта совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, воспитание уважения традиций своего народа, любви к малой Родине, Родине.Формирование гражданской позиции начинается в семье – важнейшем институте социализации подрастающего поколения. В процессе семейного воспитания у ребенка формируется представление об основных социальных ролях, необходимых для безболезненной адаптации в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, усваиваются фундаментальные ценностные ориентации человека в сфере межэтнических и социальных отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Поэтому, как одно из направлений гражданско-правового воспитания, в своей работе применяю просветительскую и диагностическую работу с родителями, которая организуется через родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, беседы, посещение учащихся на дому, анкетирование, совместное проведение праздников.
С целью ознакомления родителей с основными положениями Конвенции о правах ребенка, основными правами детей, правами и обязанностями родителей, зафиксированными в Семейном кодексе РФ, Законе РФ «Об образовании» мною проводилось родительское собрание на тему «Защитим права детей». Перед собранием было проведено анкетирование, которое выявило слабую осведомленность родителей по данному вопросу; желание познакомиться с основными международными и российскими нормативно-правовыми актами. Собрание проходило в форме информационно-правового лектория.
Для актуализации проблемы взаимоотношений родителей и детей; обсуждения эффективности разных стилей семейного воспитания; убеждения родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов воспитания мною проводилось родительское собрание на тему «О поощрениях и наказаниях в семье». Перед собранием было анкетирование родителей и детей, которое выявило следующие результаты: родители любят своих детей, но не уделяют достаточного внимания их воспитанию, есть семьи, в которых мать и отец не могут прийти к единому мнению в вопросе воспитания, жестокое обращение с детьми не наблюдается ни в одной из семей. В форме рекомендаций родителям вручалась памятка о воспитании в семье ненасилием.
Также родителям предлагаю тематические консультации:
- Как относиться к отметкам ребенка.
- Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребенка.
- Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с другими детьми.
- Стили семейного воспитания.
- Ваш ребенок в коллективе детей.
- Если ребенок не хочет идти в школу.
- Психологический климат в нашем классе.
Следующим направлением является гражданско-правовое воспитание детей. Оно осуществляется через проведение классных часов, классных собраний, индивидуальных и групповых бесед, анкетирования, внеклассных мероприятий, информационные часы и т.д.
С целью ознакомления учащихся с основными правами и свободами, а также, чтобы научить применять их в жизни, проводила классный час, в ходе которого с детьми проводила беседу, которая знакомила учащихся с правами и выясняла, как они понимают каждое названное право, игру «Герои книг имеют право», викторину «Права литературных героев». Использование игр и викторины способствовали заинтересованности и доступности в изучении детьми Конвенции о правах ребенка.
2006 год был назван годом академика Д.С. Лихачева. В рамках этого мною проводился классный час «Читая «Письма о добром», целью которого было научить детей отличать проявления воспитанности и невоспитанности, делать свой выбор в пользу воспитанности; познакомить с именем выдающегося человека современности – Д.С. Лихачева; получить позитивный эмоциональный опыт в отношении его жизни и деятельности. Классный час проводился в форме лекции-беседы, а также была использована игра «Произнеси фразу», которая создавала доброжелательный, эмоционально раскрепощенный микроклимат в классном коллективе.
С целью формирования понятия «закон», «порядок», «право», «конституция», «президент», а также, чтобы дать представление о Конституции – основном законе граждан РФ, мною проводился классный час на тему «День Конституции». На нем учащиеся знакомились с историей возникновения Конституции. Использовала изречение мудрых: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя», выясняла, как дети его понимают.
С целью подведения детей к осознанию понятия «Родина», а также, чтобы дать первоначальные представления о родине, познакомить с понятиями «гражданин», «государственные символы: флаг, герб, гимн», воспитывать чувство патриотизма, проводила классный час на тему «Россия – наша Родина». Выбрала форму вопросно-ответной беседы, подбор синонимов к слову «Родина».Учащиеся подготовили сообщения о государственной символике.
С целью дать первоначальные представления о родном крае, познакомить с государственными символами: флагом, гербом и гимном, воспитывать патриотические чувства, проводила классный час на тему «Наша Родина – Кабардино-Балкария».
В рамках празднования 450-летия добровольного присоединения Кабардино-Балкарии к России проводила классный час на тему «450 лет мы вместе с Россией». Цель его углублять и расширять знания детей о своей малой родине, ее историческом прошлом, воспитывать интернациональные чувства, прививать любовь к родному краю, его природе. В ходе классного часа учащиеся знакомились с историей добровольного присоединения Кабарды и Балкарии к России, отвечали на вопросы викторины «Мой край – Кабардино-Балкария», играли в игры народов КБР, а также сочиняли пожелание своей родине.
Мною учитывается и воспитательный потенциал учебного процесса, который включает в себя следующие источники (учебные предметы), каждый из которых вносит в процесс воспитания свой специфический вклад:
На уроках русского языка беру пословицы о Родине, кабардинские изречения, загадки адыгов; в учебнике помещены тексты упражнений на соответствующую тематику.
Уроки литературного чтения, главным образом, способствует социально-нравственному воспитанию; так в программный материал включено изучение устного народного творчества, стихотворений о природе, рассказов, сказок, басен, где обсуждаются поступки героев. Мною в программу внеклассного чтения включено изучение следующих тем: «Мифы, легенды и предания народов КБР», «Поэты и писатели КБР о природе родного края», «Поэты и писатели КБР детям», «Детские газеты и журналы в КБР».
На уроках математики в различные этапы урока включаю задачи, содержащие сведения о России и КБР.
На уроках окружающего мира в 3 классе в рамках гражданско-правового образования учащихся формируется представление об обществе и его составных частях (семья, народ, государство), а также личной безопасности.
В программу 4 класса включены разделы: «Родной край – часть большой страны», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия», где изучаются темы: «Основной закон России и права человека», «Дети имеют право на особую заботу и помощь», «Мы – граждане России», «Славные символы России», «Такие разные праздники».