Патриотическое воспитание как одна из составляющих образования
(на основе изучения истории)
Погосян Анна Васильевна
В современном мире, когда активно меняются все области социальной жизни, необходимо подготовить учащихся к возможности участвовать и принимать решения в данных условиях. Важнейшей задачей обучения и воспитания молодежи становится поиск методов, концепций и форм, которые отвечали бы быстрым социальным изменениям. Поэтому необходимо уделять особое внимание социальному развитию школьников на уроках истории. Одной из важнейших задач педагогического сообщества является воспитание развитой личности у подрастающего поколения через приобретение социального опыта, индивидуальных качеств, свойств, которые дают возможность молодежи ориентироваться в различных ситуациях и достигать позитивной самореализации. При этом учащиеся должны опираться на готовые формы общественной жизни и уметь использовать их в собственном опыте.В то же время современные реалии политической и социально-экономической жизни ставят учителей перед необходимостью нового осмысления задач социального развития школьников.
Важнейшая роль в решении этих задач лежит на социальных дисциплинах, которые несут ответственность за формирование личностно-значимых качеств и выработку системы ценностей. История как одна из важнейших социальных дисциплин отвечает поставленным целям и задачам, так как на ее материале можно обратиться к большому кругу мировоззренческих и социальных проблем. Важно упомянуть, что в последние годы предпринимаются попытки переосмысления роли истории. Но, говоря о патриотическом воспитании, нельзя не отметить огромный вклад школьного курса истории в формировании патриотизма у молодежи.
Патриотизм – сложное явление общественного сознания. В БСЭ дается такое определение: «Патриотизм – любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». Также патриотизм можно рассматривать как любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Проблемы патриотического воспитания ставятся государством перед современной школой. Этому была посвящена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». Целью программы является «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».
Патриотическое воспитание учащихся происходит в результате изучения школьниками курса истории России. Патриотизм формируется в результате обучения, воспитания школьников и социализации, способствуя их адаптации в обществе. Приобщение к социально-историческим знаниям содействует формированию убеждений, самоопределению, толерантности и чувству ответственности за Отечество.
Комплекс образовательных программ:
- духовно-нравственное формирование личности, благодаря изучению старшеклассниками истоков русской культуры,
- воспитание любви к Родине через осознание причастности к судьбе страны,
- изучение семейных традиций, национального эпоса как органической части общечеловеческого опыта,
- изучение роли искусства в истории Великой Отечественной войны.