Портрет выпускника основной школы
Басбос Елена Евгеньевна
Каким должен быть выпускник основной школы? Портрет выпускника основной школы описан в Федеральном государственном стандарте основного общего образования. Обратимся к этому портрету. В соответствии с ним выпускник 9 класса – это человек, любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Где, как и при каких обстоятельствах мы можем помочь ребенку сформировать эти качества? Я согласна с Бернардом Шоу, который говорил: «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность». Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, необходимо искать эффективные методы и формы обучения. Я уже неоднократно рассказывала об уроках-мастерских, интеллектуальных играх, играх-занятиях в Фонтанном Доме, различных проектах, тематических экскурсиях, посещении театра, предметных неделях. Все это, без сомнения, способствует становлению тех личностных характеристик, из которых складывается портрет выпускника основной, а затем и средней школы. Остановлюсь на 2 примерах из моей практики. С ребятами моего класса мы начали посещение театра с детских спектаклей в 5 классе. В конце 9 класса были готовы прочувствовать «Дракона» Шварца, «Дорогую Елену Сергеевну» Разумовской. В 10 классе с удовольствием посмотрели спектакли: «Портрет Дориана Грея» Уайльда, пьесы Островского, Шекспира, «Идиот» Достоевского. Завершили сезон открытием для себя замечательного театра «Мастерская» на Народной улице, посмотрев «Записки юного врача» Булгакова. И еще много интересного впереди, в 11 классе. Нельзя стать всесторонне развитой личностью, не читая книг. Не секрет, что дети сейчас читают все меньше и меньше. Выход из этого тупика я вижу в том, что нужно искать способы стимулирования чтения. Этому способствуют тематические экскурсии, например, по литературным местам Петербурга и его окрестностей. В 1 полугодии 10 класса мы посетили музей-квартиру Достоевского, еще не зная творчество писателя. Мы познакомились с талантливым экскурсоводом, Наталией Викторовной, которая сразу поняла, что роман «Преступление и наказание» прочитали только 2 человека. Словами «Я завидую Вам в том, что вы еще не читали романа» она подтолкнула еще нескольких ребят прочитать роман. Во 2 полугодии она предложила посетить пешеходную экскурсию «По следам Раскольникова". В самом петербургском романе «Преступление и наказание» Достоевский «зашифровал» конкретные названия улиц, площадей, мостов и «поселил» придуманных литературных героев в районе Сенной площади. Ребята прошли по маршруту Раскольникова, отправившегося «на дело», считали его шаги, заходили в Дом старухи-процентщицы, во дворы-колодцы . И отвечали на все вопросы экскурсовода по роману. Роман прочитали уже МНОГИЕ! Таким образом, подобная работа помогает детям не только овладевать знаниями и умениями, но и учиться творчески мыслить, сопереживать, искренне и увлеченно работать, что положительно влияет на мотивацию учебной деятельности, результативность учебного процесса и становление личности .