Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим
Соловьева Елена Александровна
Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Платон
Семья создаёт ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребёнка. Большое влияние на ребёнка оказывает микроклимат в семье. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни.Платон
Если родители делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребёнок подражал их формам взаимоотношений. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни.
Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребёнком, но и организацией всей жизни семьи. Нет таких родителей, которые сознательно хотели бы воспитывать в своих детях пренебрежительное отношение к людям. Но почему же в некоторых семьях растут чёрствые, грубые и эгоистичные дети? « Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания, - пишет по этому поводу В.А Сухомлинский.- Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу ( очень редко, но бывает и так ), в результате будет зло. Не учат добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».
Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своём детстве, друзьях, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду; стремиться быть полезными для них. Если ребёнок активно включён в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих. Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребёнка. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребёнка. Подрастая, ребёнок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы поведения. Еси мотивы им понятны, они стремятся поступать, как взрослые. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей не уменьшаются. Они становятся всё значительнее. Родители воздействуют на чувства, сознание и волю ребёнка.
Воспитание заботливости в семье тесно связано с формированием таких качеств, как ответственность, организованность. Включая ребёнка в активную жизнь в семье ( трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы ), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребёнка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.
«...одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании: учить человека делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов...»
( В.А Сухомлинский )
Часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребёнком усилий: ругают за неудачно выполненную работу, даже если ребёнок и старался, но у него не хватило умения.
Самая большая ошибка в семейном воспитании – физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи.
Подчас родители без надобности хвалят детей. При этом одни дети зазнаются, а других похвала оставляет равнодушными, что сказывается на характере ребёнка.
Характер, формируясь социально – культурной средой и воспитанием, проявляется в отношениях с другими людьми, образе жизни, воле, привычках, поведении. Всё это в ребёнке закладывается в семье.
Таким образом, психические состояния вызванные применением родителями поощрений и наказаний, могут стать чертой характера ребёнка.
Помните, что ребёнок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях. Где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.
« Рост и воспитание детей – это большое, серьёзное и страшно ответственное дело».
( А.С Макаренко ).