Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 посёлка Паркового муниципального образования Тихорецкий район.

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа клуба

 работы школьного музея

«Исторические вехи»

в рамках социального проекта "Родной посёлок - сердцу дорог"

 

 

 

 

 Автор: Захарова Людмила Алексеевна, учитель технологии и кубановедения МБОУ СОШ №18 посёлка Паркового муниципального образования Тихорецкий район.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тихорецкий район, пос. Парковый 2012г

 

Образовательная программа школьного музея

               «Исторические вехи».

Категория  обучающихся:

 учащиеся 5-11 классов.

Сроки освоения программы: 2 года

 

Пояснительная записка

В настоящее время происходят кардинальные изменения в обществе и культуре, меняется и возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, расширение и углубление его образовательной функции, в организации досуга.

Следовательно, музей распространяет и поддерживает в обществе положительное отношение к высшим моральным и нравственным ценностям. Он утверждает их как норму жизни.

Современный музей – это не просто хранитель памяти поколений, это центр образования, коммуникации, культурной информации, способный удовлетворить познавательные, общеэстетические потребности детей, повысить их интеллектуальный уровень, сформировать восприятие ими культурно-исторической среды, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм.

  Образовательная программа  включает следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

2. Цель и задачи программы.

3.  Содержание программы.

4. Организация и методика.

 Использование программы деятельности музея позволяет учащимся:

- приобщиться к творческой и научно-исследовательской деятельности по изучению истории своей малой Родины, региона, страны;

- повысить интерес к изучению истории;

- включиться в контекст музейно-педагогических проблем;

- создать коллектив единомышленников способных решать проблемы как учебно-воспитательного, так и научно-исследовательского характера;

- развить коммуникативные способности.     

 Цель программы:  знакомство с историей родного края, формирование у детей навыков работы по систематизации, описанию и сохранению экспонатов, работу в архивах, содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы в различных видах музейной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                       

Задачи программы.

  •  Пополнение и обновление экспозиций музея.
  • Изучение истории школы как частицы социума сельского  населения.
  • Изучение быта, как культурного наследия будущих поколений.
  • Научно-исследовательская работа по материалам музейных выставок.
  • Формирование у учащихся школы навыков  лекционной деятельности.
  • Формирование навыков работы с выставочным материалом.

 

Основные направления программы:

 – просветительская;

 - организационно-массовая;

 - учебно-воспитательная;

 - исследовательская.

 В музеи оформлены и работают экспозиции:

  • история нашей школы;
  • освобождение Тихорецка и Тихорецкого района от немецко – фашистских захватчиков;
  • казачество на Кубани;
  • история совхоза «Тихорецкий» и  пос. Паркового;
  • Учителя ветераны и участники ВОВ;
  • Герои Советского Союза- земли Тихорецкой;
  • Выпускники школы- участники локальных войн;
  • Быт, обряды и традиции Кубани (этнографический уголок);
  • Родословная моей семьи.

Направления деятельности школьного музея.

1.Изучение  истории школы.

 

Основная часть жителей  – бывшие выпускники СОШ №18 , а также родители настоящих учащихся. Для поддержания цепочки связи поколений, для формирования гордости детей за успехи своих родителей в школьном возрасте, для создания банка данных о педагогах и жизнедеятельности учебного заведения необходимо развивать направление по истории школы.

 

Основные мероприятия:

 

  • Работа с музейным фондом ( выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения.) Учёт, изучение, систематизация и хранение музейных предметов.
  • Проведение научно-исследовательской деятельности по темам.
  • Проведение экскурсий для учащихся и гостей музея.
  • Проведение традиционных встреч с выпускниками школы юбилейных выпусков.
  •   Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных  экспозиций в музее.

 

2. Изучение истории посёлка Паркового и совхоз «Тихорецкий»

Школа находится на территории посёлка Паркового. Большая часть жителей – коренные жители, поэтому через изучение истории своего поселения, своей семьи учащиеся должны приобщаться к культурному наследию своих предков, уважать самобытность местных жителей, продолжать многовековые традиции своего народа. Только через знание истоков жизненных принципов продолжается связь поколений.

 

Основные мероприятия:

 

  • Сбор информации об истории совхоза  «Тихорецкий» и пос. Паркового
  • Работа в архиве, беседа со старожилами
  • Оформление документации по итогам собранного материала.
  • Подготовка выставок и экспозиций.
  •  Проведение конференций, встреч.
  • Проведение экскурсий.

 

3. Изучение быта казаков.

 

Для знания культурного наследия своих предков, условий проживания в сельской местности, использование предметов быта необходимо знакомство с традициями жизни и обрядами, а также для пополнения знаний  о жизни своей семьи. Воспитание подрастающего поколения на основных устоях жизнедеятельности местного населения.

 

Основные мероприятия:

 

  • Подготовка выставок,  проведение этнографических обрядов
  • Проведение экскурсий.
  • Написание творческих и  научно –исследовательских работ по темам учащимися 4-11 классов.
  • Использование материалов  для проведения мероприятий по истории поселения.

 

         Формы организации работы с музейной аудиторией:

  • лекции;
  • экскурсии;
  • консультации;
  • литературные и исторические гостиные;
  • киносеансы;
  • встречи с интересными людьми;
  • исторические игры, викторины;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • использование интернет – технологий;
  • создание видеопрезентаций;
  • посещение школьных музеев и музеев города и края;
  • оформление выставок, обновление экспозиций;
  • встречи с ветеранами войны.

         Прогнозируемые результаты:

В обучающейсфере– приобретение учащимися знаний по истории  поселения, района Краснодарского края  и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей малой родины и России в целом, видеть неразрывнуюсвязь истории родного края с историей России.

         2) В воспитательнойсфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, прославляющих трудом,   достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

        3) В развивающейсфере– достижения учащимися высокого уровня умений и навыков  самостоятельной работы в музеи, учёту, описанию, классификации предметов музейного значения; проведению экскурсий по экспозициям музея, выставок, тематических классных  часов; развитие творческих способностей учащихся, в процессе создания и презентации творческих работ; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления и развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

 

 

Организация

поисково-исследовательской деятельности учащихся

 

         Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (разделов). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.

         Первый этап– информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 5-6-х классов. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с активом музея, презентации, короткие фильмы.

 

Раздел №1 «Музей и история родного края»

 

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Школьный музей.

Экскурсия.

Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее. Воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию своего народа.

2

История основания посёлка Паркового и совхоза «Тихорецкий»

Беседа.

Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края.

3

Быт жителей Кубани

Экскурсия.

Воспитание интереса к жизни, быту и культуре своих предков. Знакомство с орудиями труда, предметами быта .

4

Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени.

Театрализованное представление.

Приобщение учащихся к ценностям и традициям народов, населяющих наш край, воспитание уважения и бережного отношения к ним.

5

История родной школы

экскурсия.

Знакомство с историей школы,  учителями –ветеранами воспитание уважения к её традициям.

 

6

Выпускники школы- .участники локальных войн

Встречи с выпускниками, беседы.

Воспитание патриотизма, уважения к участникам  различных войн .

7

Моя родословная.

Беседа, практическое занятие.

Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную.

 

Перечень тем может быть изменён или дополнен по желанию учащихся.

         Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.

Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе  знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям.

 

Второй этап- обучение методам и технологии учёта и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний.  Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д.

         У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.

Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.

Раздел№2 «Документоведение»

 

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи.

1

Фонды музея.

Лекция.

Воспитание бережного отношения к музейным ценностям. Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея.

2

Учёт и обеспечение сохранности фондов музея.

 

Лекция.

 

 

 

Знакомство с правилами учёта

и хранения документов, ведения учётной документации.

 

3

Классификация и систематизация музейных экспонатов.

Практическое занятие.

Формирование навыков составления картотек и каталогов.

4

Правила хранения вещественных исторических источников.

Лекция.

Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры. Знакомство с правилами светового и теплового режима музея

5

Исторический документ.

Практическое занятие.

Вооружение учащихся методикой самостоятельной работы с документами. Знакомство с правилами учёта и хранения документов.

 

Третий этап- привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией, каждый вырабатывает свой стиль общения.

 

Раздел №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Роль экскурсовода в работе музея.

Беседа.

Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Привитие интереса к экскурсионной работе.

2

Методика подготовки экскурсий.

Лекция.

Практическое занятие.

Развитие творческих способностей учащихся. Формирование умения составлять план экскурсии, отбирать и систематизировать значимый материал.

Формирование навыков составления плана экскурсии, подбора материала.

3

Как провести экскурсию.

Практическое занятие.

Обучение правилам проведения экскурсии с учётом возрастных особенностей экскурсантов.

4

Я – экскурсовод.

Психологические тренинги.

Помочь учащимся преодолеть неуверенность в своих силах, развитие коммуникативных способностей.

Пройдя  курс обучения,  учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.

Четвёртый этап– организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:

         - выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;

         - создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;

         -   развитие познавательной активности и интереса обучающихся;

         -  развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся;

          - развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.

        

Раздел  №4 «Введение в  поисково-исследовательскую деятельность»

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Введение.

Лекция.

Формирование основ научного мышления. Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, методы исследования.

2

Источниковедение и его роль в изучении истории.

Лекция.

Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками в поисково-исследовательской работе.

3

Основные этапы работы с источниками.

Лекция и практическое занятие.

Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы с источниками, познакомить с требованиями к работе с источниками. Правилами оформления исследовательских работ.

4

Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности.

Лекция и практическое занятие.

Формирование коммуникативных навыков. Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников.

5

Оформление творческой работы.

Лекция.

Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта.

6

Учимся строить выступление.

Психологический тренинг.

Освоение проёмов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением.

7

Представление результатов поисково-исследовательской деятельности.

Презентация или защита проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д.

Закрепление навыков публичных выступлений. Выступление в НОУ школы.

 

Содержание программы: (34 час.)

Вводные занятия.

Знакомство с источниками изучения края.

Выбор тем для самостоятельной исследовательской работы учащихся.

Знакомство с музеем.

Практика:Ведение музейной документации.

 

История Тихорецкого района , пос. Паркового ,и совхоза «Тихорецкий»   Посещение местного архива,  фотовыставка «Памятные места», встречи с интересными людьми, почётными жителями Тихорецкого района.

Практика:Акция «Серия фотографий», «Виды родного посёлка». Выставка по итогам акции «Родной посёлок – сердцу дорог». Экспозиция «История и современность». Подготовка экскурсий по экспозициям музея.

Мой край.

Основание района. История поселения (пос. Паркого, совхоза Тихорецкий) население. Экономическое развитие. Политическая жизнь. Культура и образование.

Практика:Пополнение экспозиции.

Боевой путь 217, и 317 Сивашской дивизии-

Освобождение Тихорецкого района. На фронтах ВОВ. Исследовательская деятельность клуба «Вехи».

Практика:Пополнение экспозиции.

Герои ВОВ Тихорецкого района  

Книга памяти. Встречи с участниками ВОВ. Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи с ветеранами. Беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий.

Практика:Пополнение экспозиции. Тематическая выставка

Экскурсии по историческим местам района.

Историко- краеведческий музей

Практика:  Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций.

Культурно-массовые мероприятия:

 Митинг к 9 мая;  30января ( освобождение Тихорецкого района от немецко- фашистских захватчиков), творческие вечера к юбилейным датам образования посёлка Паркового, Тихорецкого района, праздник «Урожая»;

 тематические вечера, посвящённые празднованию Великой победы.Практика:  Фотосессия «Портрет ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны ». Пополнение экспозиций – «Ваш подвиг бессмертен» и «Победа деда – моя победа», «Хлеборобы Тихорецкого савхоза»

 

 

Самостоятельная работа. Подготовка рефератов.

Мои родственники – участники войны. Дети в годы войны. Партизанское движение на Кубани, Моя Малая Родина. «История в лицах»

Практика:  Пополнение экспозиций

Подготовка к проведению конференций.

 Наши земляки на фронтах второй мировой войны. «Родной посёлок- сердцу дорог», «Трудовой подвиг земляков»

Практика:  Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.

 

Мой посёлок: история и современность.

 О чем расскажет семейный альбом.

Практика:Пополнение экспозиции

Итоговые занятия.

Практика:. Учёт экспонатов и документального фонда.

                    Учебно- тематический план занятий.

№п\п

Тема занятия

Количество часов

 

всего

теор.

практ.

 

1.

Вводные занятия

    1

  1

 

 

2.

История Тихорецкого  района, пос. Паркового, совхоза «Тихорецкий»

    4

  2

2

 

3.

Мой край

    3

  2

1

 

4.

Боевой путь 217,317  Сивашской  дивизии

    3

  2

  1

 

6.

Герои ВОВ Тихорецкого района

    2

  1

  1

 

7.

Экскурсии по историческим местам района

    3

 

  3

 

8.

Культурно-массовые мероприятия.

    3

 

  3

 

9.

Самостоятельная работа. Подготовка рефератов.

   5

 

  5

 

10.

Подготовка к проведению конференций.

    4

 

  4

 

11.

Мой поселок: история и современность.

    2

  1

  1

 

12.

Экспозиционное искусство.

    3

  1

  2

 

13.

Итоговые занятия.

    1

  1

 

 

 

Всего:                                                

34час.

 

 

               

 

Методическое обеспечение

Программа сочетает разнообразные формы и методы работы с учащимися.

Дидактико-методические особенности программы:

- осуществление работы детей в работе с вещественными источниками;

- развитие умения работать с людьми разного возраста.

Основные методы обучения:

- исследовательский;

- поисковый;

- наглядный;

- словесный.

Ожидаемые результаты:

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

- Освоить знания об  особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края;

- освоить знания по истории Тихорецкого района, особенностях его исторического и культурного развития;

- получить навыки исследовательской и проектной деятельности;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- развить умение использовать статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

- освоить ключевые социальные компетентности, подготовиться к сознательному участию в гражданской жизни своего края.

Уровень образованности обучающихся общеобразовательных классов по данной образовательной области оценивается по определенной системе:

  • контроль за качеством усвоения программного материала проводится систематически и регулярно;
  • проверка и оценка знаний, умений и навыков носит индивидуальный характер;

основным критерием оценки знаний и умений является усвоение содержания программы.

 

       
. Список литературы:

1Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология., 1999.
2 Артемов Е. Г. Музей и общество: пора интерактивного диалога. Красноярск, 2002.

3 Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения. Краснодар, 2001.

 4Кара А.П.  Школьный музей, Армавир, 2005.

5. Крицына Л. И. Детский музейный центр .Материальная база культуры: Науч. информ. сбор. .Вып 1. .М.,2001

6. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная    дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997.
7 Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путём особой организации научно-исследовательской работы в музее . Образовательная деятельность художественного музея. Вып.6,2000.

8. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. – Краснодар: «Перспективы образования», 2007.

9 Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. Ростов -на -Дону, 2006.

10 Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?).М.,2003.
11. Столяров Б. А. Музей в контексте модернизации отечественного образования . Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8. СПб., 2003

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»