Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 посёлка Паркового муниципального образования Тихорецкий район.
Образовательная программа клуба
работы школьного музея
«Исторические вехи»
в рамках социального проекта "Родной посёлок - сердцу дорог"
Автор: Захарова Людмила Алексеевна, учитель технологии и кубановедения МБОУ СОШ №18 посёлка Паркового муниципального образования Тихорецкий район.
Тихорецкий район, пос. Парковый 2012г
Образовательная программа школьного музея
«Исторические вехи».
Категория обучающихся:
учащиеся 5-11 классов.
Сроки освоения программы: 2 года
Пояснительная записка
В настоящее время происходят кардинальные изменения в обществе и культуре, меняется и возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, расширение и углубление его образовательной функции, в организации досуга.
Следовательно, музей распространяет и поддерживает в обществе положительное отношение к высшим моральным и нравственным ценностям. Он утверждает их как норму жизни.
Современный музей – это не просто хранитель памяти поколений, это центр образования, коммуникации, культурной информации, способный удовлетворить познавательные, общеэстетические потребности детей, повысить их интеллектуальный уровень, сформировать восприятие ими культурно-исторической среды, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм.
Образовательная программа включает следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задачи программы.
3. Содержание программы.
4. Организация и методика.
Использование программы деятельности музея позволяет учащимся:
- приобщиться к творческой и научно-исследовательской деятельности по изучению истории своей малой Родины, региона, страны;
- повысить интерес к изучению истории;
- включиться в контекст музейно-педагогических проблем;
- создать коллектив единомышленников способных решать проблемы как учебно-воспитательного, так и научно-исследовательского характера;
- развить коммуникативные способности.
Цель программы: знакомство с историей родного края, формирование у детей навыков работы по систематизации, описанию и сохранению экспонатов, работу в архивах, содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы в различных видах музейной деятельности.
Задачи программы.
- Пополнение и обновление экспозиций музея.
- Изучение истории школы как частицы социума сельского населения.
- Изучение быта, как культурного наследия будущих поколений.
- Научно-исследовательская работа по материалам музейных выставок.
- Формирование у учащихся школы навыков лекционной деятельности.
- Формирование навыков работы с выставочным материалом.
Основные направления программы:
– просветительская;
- организационно-массовая;
- учебно-воспитательная;
- исследовательская.
В музеи оформлены и работают экспозиции:
- история нашей школы;
- освобождение Тихорецка и Тихорецкого района от немецко – фашистских захватчиков;
- казачество на Кубани;
- история совхоза «Тихорецкий» и пос. Паркового;
- Учителя ветераны и участники ВОВ;
- Герои Советского Союза- земли Тихорецкой;
- Выпускники школы- участники локальных войн;
- Быт, обряды и традиции Кубани (этнографический уголок);
- Родословная моей семьи.
Направления деятельности школьного музея.
1.Изучение истории школы.
Основная часть жителей – бывшие выпускники СОШ №18 , а также родители настоящих учащихся. Для поддержания цепочки связи поколений, для формирования гордости детей за успехи своих родителей в школьном возрасте, для создания банка данных о педагогах и жизнедеятельности учебного заведения необходимо развивать направление по истории школы.
Основные мероприятия:
- Работа с музейным фондом ( выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения.) Учёт, изучение, систематизация и хранение музейных предметов.
- Проведение научно-исследовательской деятельности по темам.
- Проведение экскурсий для учащихся и гостей музея.
- Проведение традиционных встреч с выпускниками школы юбилейных выпусков.
- Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных экспозиций в музее.
2. Изучение истории посёлка Паркового и совхоз «Тихорецкий»
Школа находится на территории посёлка Паркового. Большая часть жителей – коренные жители, поэтому через изучение истории своего поселения, своей семьи учащиеся должны приобщаться к культурному наследию своих предков, уважать самобытность местных жителей, продолжать многовековые традиции своего народа. Только через знание истоков жизненных принципов продолжается связь поколений.
Основные мероприятия:
- Сбор информации об истории совхоза «Тихорецкий» и пос. Паркового
- Работа в архиве, беседа со старожилами
- Оформление документации по итогам собранного материала.
- Подготовка выставок и экспозиций.
- Проведение конференций, встреч.
- Проведение экскурсий.
3. Изучение быта казаков.
Для знания культурного наследия своих предков, условий проживания в сельской местности, использование предметов быта необходимо знакомство с традициями жизни и обрядами, а также для пополнения знаний о жизни своей семьи. Воспитание подрастающего поколения на основных устоях жизнедеятельности местного населения.
Основные мероприятия:
- Подготовка выставок, проведение этнографических обрядов
- Проведение экскурсий.
- Написание творческих и научно –исследовательских работ по темам учащимися 4-11 классов.
- Использование материалов для проведения мероприятий по истории поселения.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
- лекции;
- экскурсии;
- консультации;
- литературные и исторические гостиные;
- киносеансы;
- встречи с интересными людьми;
- исторические игры, викторины;
- проектная и исследовательская деятельность;
- использование интернет – технологий;
- создание видеопрезентаций;
- посещение школьных музеев и музеев города и края;
- оформление выставок, обновление экспозиций;
- встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
В обучающейсфере– приобретение учащимися знаний по истории поселения, района Краснодарского края и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей малой родины и России в целом, видеть неразрывнуюсвязь истории родного края с историей России.
2) В воспитательнойсфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, прославляющих трудом, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающейсфере– достижения учащимися высокого уровня умений и навыков самостоятельной работы в музеи, учёту, описанию, классификации предметов музейного значения; проведению экскурсий по экспозициям музея, выставок, тематических классных часов; развитие творческих способностей учащихся, в процессе создания и презентации творческих работ; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления и развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Организация
поисково-исследовательской деятельности учащихся
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (разделов). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.
Первый этап– информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 5-6-х классов. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с активом музея, презентации, короткие фильмы.
Раздел №1 «Музей и история родного края»
№ |
Тема |
Форма проведения |
Основные цели и задачи |
1 |
Школьный музей. |
Экскурсия. |
Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее. Воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию своего народа. |
2 |
История основания посёлка Паркового и совхоза «Тихорецкий» |
Беседа. |
Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края. |
3 |
Быт жителей Кубани |
Экскурсия. |
Воспитание интереса к жизни, быту и культуре своих предков. Знакомство с орудиями труда, предметами быта . |
4 |
Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени. |
Театрализованное представление. |
Приобщение учащихся к ценностям и традициям народов, населяющих наш край, воспитание уважения и бережного отношения к ним. |
5 |
История родной школы |
экскурсия. |
Знакомство с историей школы, учителями –ветеранами воспитание уважения к её традициям.
|
6 |
Выпускники школы- .участники локальных войн |
Встречи с выпускниками, беседы. |
Воспитание патриотизма, уважения к участникам различных войн . |
7 |
Моя родословная. |
Беседа, практическое занятие. |
Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную. |
Перечень тем может быть изменён или дополнен по желанию учащихся.
Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.
Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям.
Второй этап- обучение методам и технологии учёта и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д.
У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.
Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.
Раздел№2 «Документоведение»
№ |
Тема |
Форма проведения |
Основные цели и задачи. |
1 |
Фонды музея. |
Лекция. |
Воспитание бережного отношения к музейным ценностям. Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея. |
2 |
Учёт и обеспечение сохранности фондов музея.
|
Лекция.
|
Знакомство с правилами учёта и хранения документов, ведения учётной документации.
|
3 |
Классификация и систематизация музейных экспонатов. |
Практическое занятие. |
Формирование навыков составления картотек и каталогов. |
4 |
Правила хранения вещественных исторических источников. |
Лекция. |
Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры. Знакомство с правилами светового и теплового режима музея |
5 |
Исторический документ. |
Практическое занятие. |
Вооружение учащихся методикой самостоятельной работы с документами. Знакомство с правилами учёта и хранения документов. |
Третий этап- привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией, каждый вырабатывает свой стиль общения.
Раздел №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»
№ |
Тема |
Форма проведения |
Основные цели и задачи |
1 |
Роль экскурсовода в работе музея. |
Беседа. |
Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Привитие интереса к экскурсионной работе. |
2 |
Методика подготовки экскурсий. |
Лекция. Практическое занятие. |
Развитие творческих способностей учащихся. Формирование умения составлять план экскурсии, отбирать и систематизировать значимый материал. Формирование навыков составления плана экскурсии, подбора материала. |
3 |
Как провести экскурсию. |
Практическое занятие. |
Обучение правилам проведения экскурсии с учётом возрастных особенностей экскурсантов. |
4 |
Я – экскурсовод. |
Психологические тренинги. |
Помочь учащимся преодолеть неуверенность в своих силах, развитие коммуникативных способностей. |
Пройдя курс обучения, учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.
Четвёртый этап– организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:
- выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;
- создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;
- развитие познавательной активности и интереса обучающихся;
- развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
- развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.
Раздел №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»
№ |
Тема |
Форма проведения |
Основные цели и задачи |
1 |
Введение. |
Лекция. |
Формирование основ научного мышления. Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, методы исследования. |
2 |
Источниковедение и его роль в изучении истории. |
Лекция. |
Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками в поисково-исследовательской работе. |
3 |
Основные этапы работы с источниками. |
Лекция и практическое занятие. |
Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы с источниками, познакомить с требованиями к работе с источниками. Правилами оформления исследовательских работ. |
4 |
Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности. |
Лекция и практическое занятие. |
Формирование коммуникативных навыков. Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников. |
5 |
Оформление творческой работы. |
Лекция. |
Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта. |
6 |
Учимся строить выступление. |
Психологический тренинг. |
Освоение проёмов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением. |
7 |
Представление результатов поисково-исследовательской деятельности. |
Презентация или защита проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д. |
Закрепление навыков публичных выступлений. Выступление в НОУ школы. |
Содержание программы: (34 час.)
Вводные занятия.
Знакомство с источниками изучения края.
Выбор тем для самостоятельной исследовательской работы учащихся.
Знакомство с музеем.
Практика:Ведение музейной документации.
История Тихорецкого района , пос. Паркового ,и совхоза «Тихорецкий» Посещение местного архива, фотовыставка «Памятные места», встречи с интересными людьми, почётными жителями Тихорецкого района.
Практика:Акция «Серия фотографий», «Виды родного посёлка». Выставка по итогам акции «Родной посёлок – сердцу дорог». Экспозиция «История и современность». Подготовка экскурсий по экспозициям музея.
Мой край.
Основание района. История поселения (пос. Паркого, совхоза Тихорецкий) население. Экономическое развитие. Политическая жизнь. Культура и образование.
Практика:Пополнение экспозиции.
Боевой путь 217, и 317 Сивашской дивизии-
Освобождение Тихорецкого района. На фронтах ВОВ. Исследовательская деятельность клуба «Вехи».
Практика:Пополнение экспозиции.
Герои ВОВ Тихорецкого района
Книга памяти. Встречи с участниками ВОВ. Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи с ветеранами. Беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий.
Практика:Пополнение экспозиции. Тематическая выставка
Экскурсии по историческим местам района.
Историко- краеведческий музей
Практика: Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций.
Культурно-массовые мероприятия:
Митинг к 9 мая; 30января ( освобождение Тихорецкого района от немецко- фашистских захватчиков), творческие вечера к юбилейным датам образования посёлка Паркового, Тихорецкого района, праздник «Урожая»;
тематические вечера, посвящённые празднованию Великой победы.Практика: Фотосессия «Портрет ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны ». Пополнение экспозиций – «Ваш подвиг бессмертен» и «Победа деда – моя победа», «Хлеборобы Тихорецкого савхоза»
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов.
Мои родственники – участники войны. Дети в годы войны. Партизанское движение на Кубани, Моя Малая Родина. «История в лицах»
Практика: Пополнение экспозиций
Подготовка к проведению конференций.
Наши земляки на фронтах второй мировой войны. «Родной посёлок- сердцу дорог», «Трудовой подвиг земляков»
Практика: Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.
Мой посёлок: история и современность.
О чем расскажет семейный альбом.
Практика:Пополнение экспозиции
Итоговые занятия.
Практика:. Учёт экспонатов и документального фонда.
Учебно- тематический план занятий.
№п\п |
Тема занятия |
Количество часов |
|
||||
всего |
теор. |
практ. |
|
||||
1. |
Вводные занятия |
1 |
1 |
|
|
||
2. |
История Тихорецкого района, пос. Паркового, совхоза «Тихорецкий» |
4 |
2 |
2 |
|
||
3. |
Мой край |
3 |
2 |
1 |
|
||
4. |
Боевой путь 217,317 Сивашской дивизии |
3 |
2 |
1 |
|
||
6. |
Герои ВОВ Тихорецкого района |
2 |
1 |
1 |
|
||
7. |
Экскурсии по историческим местам района |
3 |
|
3 |
|
||
8. |
Культурно-массовые мероприятия. |
3 |
|
3 |
|
||
9. |
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов. |
5 |
|
5 |
|
||
10. |
Подготовка к проведению конференций. |
4 |
|
4 |
|
||
11. |
Мой поселок: история и современность. |
2 |
1 |
1 |
|
||
12. |
Экспозиционное искусство. |
3 |
1 |
2 |
|
||
13. |
Итоговые занятия. |
1 |
1 |
|
|
||
|
Всего: |
34час. |
|
|
|||
Методическое обеспечение
Программа сочетает разнообразные формы и методы работы с учащимися.
Дидактико-методические особенности программы:
- осуществление работы детей в работе с вещественными источниками;
- развитие умения работать с людьми разного возраста.
Основные методы обучения:
- исследовательский;
- поисковый;
- наглядный;
- словесный.
Ожидаемые результаты:
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
- Освоить знания об особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края;
- освоить знания по истории Тихорецкого района, особенностях его исторического и культурного развития;
- получить навыки исследовательской и проектной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- развить умение использовать статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
- освоить ключевые социальные компетентности, подготовиться к сознательному участию в гражданской жизни своего края.
Уровень образованности обучающихся общеобразовательных классов по данной образовательной области оценивается по определенной системе:
- контроль за качеством усвоения программного материала проводится систематически и регулярно;
- проверка и оценка знаний, умений и навыков носит индивидуальный характер;
основным критерием оценки знаний и умений является усвоение содержания программы.
. Список литературы:
1Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология., 1999.
2 Артемов Е. Г. Музей и общество: пора интерактивного диалога. Красноярск, 2002.
3 Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения. Краснодар, 2001.
4Кара А.П. Школьный музей, Армавир, 2005.
5. Крицына Л. И. Детский музейный центр .Материальная база культуры: Науч. информ. сбор. .Вып 1. .М.,2001
6. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997.
7 Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путём особой организации научно-исследовательской работы в музее . Образовательная деятельность художественного музея. Вып.6,2000.
8. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. – Краснодар: «Перспективы образования», 2007.
9 Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. Ростов -на -Дону, 2006.
10 Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?).М.,2003.
11. Столяров Б. А. Музей в контексте модернизации отечественного образования . Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8. СПб., 2003