Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №172 Калининского района

 Санкт-Петербурга

 

КОНСПЕКТ УРОКА

 модуль «Светская этика»

 урок № 3

Граница между добром и злом

 

Зиновьева Елена Валерьевна,
учитель начальных классов

 

2013 год

 

Цели и задачи занятия.

Цель:  Способствовать развитию личности ребёнка, формированию его мировоззрения, коммуникативной культуры.

Задачи:

Личностные:

-воспитывать доброту, отзывчивость, толерантность

-развивать умение находить в другом человеке положительные качества

-учить работать над собой.

Метапредметные:

-расширять и уточнять представление о положительных человеческих качествах

-совершенствовать навыки работы с текстом.

Предметные:

-учить разграничивать понятия добрые и злые поступки

-учить понимать последствия добрых и злых поступков.

Оборудование:

-учебник Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Светская этика. 4 класс.

- иллюстрации сказочных персонажей

- карточки с заданием для работы в группах.

- сердечки с именами и фамилиями учащихся (по количеству детей в классе)

Ход урока.

I.                   Организованное начало урока.

II.                Создание проблемной ситуации.

- Сегодня мы с вами вспомним героев различных сказок. Подумайте и приготовьтесь разделить их на две группы.

На доске иллюстрации сказочных героев (Снежная Королева, Буратино, лиса Алиса и  кот Базилио,  Баба-Яга, Змей - Горыныч, Кощей - Бессмертный, Карабас - Барабас, Белоснежка, Василиса Премудрая, Золушка, Красная Шапочка, Кот в сапогах)

- На какие две группы можно разделить этих сказочных героев? (Добрые и злые)

Учащиеся выходят  и распределяют иллюстрации на доске.

- Почему вы так думаете? Почему одних поместили к добрым героям, а  других к злым? (По их поступкам).

- Значит, одни совершают добро, а другие зло.

Тема нашего сегодняшнего урока Граница между добром и злом.

- А давайте подумаем, что называется добром, а что злом? Какие это мысли, слова, дела? Как они влияют на жизнь человека? (Ответы детей)

На доске:

Добро                                                                                              Зло         

мысли                                                                                                 мысли             

слова                                                                                                слова 

 дела                                                                                                  дела

 положительные                                                                             отрицательные, вредные, дурные

 нужны для сохранения жизни                                                       губительны для жизни

 - Как отличить добро от зла?

Работа с текстом стр. 16.

 -  Прочитайте разговор между братом и сестрой на 16 странице.

- Что удивило Олю? Что непонятно Игорю? (Оля была удивлена, что Игорь не поздоровался с ней, не откликнулся на её доброе приветствие. А он не понимал, почему надо выполнять какие-то правила.)

- Сравните мнения Оли и Игоря о правилах поведения людей.  (Оля: «Люди живут по определённым правилам и приучают к ним детей с раннего возраста». Игорь: «Откуда взрослые знают эти правила? Может быть, их исполнение совсем необязательно».)

– Какой вопрос возникает в этой ситуации? (По каким правилам живут люди? Кто их придумал?)

– Сравните свой вопрос с авторским на с. 75. («На чём основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?»)

 

Физминутка

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три волшебная фигура на месте замри! ( Учащиеся по пять человек изображают добрых и злых героев, остальные угадывают)

 

III.             Актуализация знаний.

- Давайте вспомним то, что мы уже знаем. Объясните, как вы поняли значение слов ценности, идеалы, духовность, культура.

- В 1 классе на уроке чтения мы проводили «уроки вежливости». Для чего они были нужны?  Чему они вас научили?

-Вы научились соблюдать определённые правила, чтобы быть вежливыми, культурными.

IV.  Решение проблемы, открытие новых знаний.

- Представьте, родился ребёнок. Как вы думаете, знает ли он что такое хорошо, а что такое плохо?

- Кто или что поможет ему разобраться в этом? ( Ответы детей)

- Давайте посмотрим, что по этому поводу думают авторы  нашего учебника.

Чтение текста учебника стр .17

В чём заключается мудрость сказок? (Сказки учат, как правильно себя вести, помогают разобраться в себе и в отношениях с другими людьми.)

– Кто же определяет запреты на неправильные поступки? (Общее мнение всех людей.)

– На основе чего? (На основе культуры. Она началась с формирования представлений о добре и зле.)

– А на чём же основаны правила приветствия? (На том, что помогает людям в жизни. Пожелание добра приносит радость, поднимает настроение.)

- Почему Оля ждала от Игоря доброго приветствия?

– А может быть, Оле надо было сказать Игорю именно эти слова: «Смотри, ты ведь не рад, и я расстроилась. Давай вернём всё назад, как в сказке, и пожелаем друг другу доброго утра»?

– Есть ли какой-нибудь справочник, в котором можно было бы  прочитать все правила поведения и даже их названия?

Чтение текста«Названия для правил поведения» стр. 18.

- Можете ли вы до чтения текста объяснить своими словами, что они означают выделенные шрифтом слова? Прочитайте текст.

- Что утверждает мораль?

- Какие качества человека называют нравственностью?

-  Согласны ли вы с пословицей, что добрые качества дороже богатства? Почему?

– Так кто же определяет, что дороже: деньги или доброта, дружба, честность?

- Есть ли справочник по этим правилам поведения?

- На чём основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?

Прочитаем авторский вывод на стр. 19.

Физминутка «Молекулы»

(Ведущий даёт инструкции, а остальные их чётко выполняют. Молекулы соединяются по 2. Дети собираются в пары. Молекулы разъединяются. Все расходятся.  Молекулы соединяются по 4. и т.п.)

V. Выполнение  заданий по теме.

–  Обсудите и объясните своими словами, как вы понимаете смысл выражения. Можете использовать свой жизненный и читательский опыт, а также тексты учебника.

1 группа  - неэтичное поведение

2 группа – этика человеческих отношений

3 группа – безнравственный поступок

4 группа – нравственная культура

Каждый совершает ошибки, совершает и хорошие, и плохие поступки.                                                                                                                            Нужно помнить, что в мире есть добро и зло, учиться добрее и терпимее относиться друг к другу.   Все мы разные. У каждого своё тело, своя душа, а чем мы наполним эту душу: любовью или нелюбовью к окружающим, зависит от нас самих. Выискивая в другом человеке недостатки и ошибки, мы подталкиваем его к тому, чтобы он стал ещё хуже, потерял веру в себя и не стремился к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать ещё лучше. Учитесь находить доброе и хорошее, что есть в каждом!  

VI.Рефлексия.  

Давайте и мы с вами сделаем доброе дело. Поможем друг другу стать лучше, поучимся находить то доброе и хорошее, что есть в каждом из нас. Я вам раздам сердечки с именами и фамилиями каждого из вас, если вам попало сердечко с вашим именем, поменяйте его у меня. Прочитайте имя ученика, написанное на сердечке, постарайтесь увидеть то хорошее, что есть в этом человеке и написать с обратной стороны. Положите сердечки в мою коробочку.

Теперь каждое сердечко пойдёт к своему хозяину. (Сердечки раздаются детям) Поднимите руки те, кому понравились те слова, которые про них написали.

VII. Домашнее задание.

По выбору.

1.Мини-сочинение «Какие добрые поступки я могу совершить?»

2.Подбери пословицы разных народов России о доброте и других добрых качеств человека.

- Если кому-то, кому-то поможет

 Твоя доброта и забота твоя,

 Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

 Что годы живёшь ты не зря.

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»