Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №172 Калининского района
Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ УРОКА
модуль «Светская этика»
урок № 3
Граница между добром и злом
Зиновьева Елена Валерьевна,
учитель начальных классов
2013 год
Цели и задачи занятия.
Цель: Способствовать развитию личности ребёнка, формированию его мировоззрения, коммуникативной культуры.
Задачи:
Личностные:
-воспитывать доброту, отзывчивость, толерантность
-развивать умение находить в другом человеке положительные качества
-учить работать над собой.
Метапредметные:
-расширять и уточнять представление о положительных человеческих качествах
-совершенствовать навыки работы с текстом.
Предметные:
-учить разграничивать понятия добрые и злые поступки
-учить понимать последствия добрых и злых поступков.
Оборудование:
-учебник Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Светская этика. 4 класс.
- иллюстрации сказочных персонажей
- карточки с заданием для работы в группах.
- сердечки с именами и фамилиями учащихся (по количеству детей в классе)
Ход урока.
I. Организованное начало урока.
II. Создание проблемной ситуации.
- Сегодня мы с вами вспомним героев различных сказок. Подумайте и приготовьтесь разделить их на две группы.
На доске иллюстрации сказочных героев (Снежная Королева, Буратино, лиса Алиса и кот Базилио, Баба-Яга, Змей - Горыныч, Кощей - Бессмертный, Карабас - Барабас, Белоснежка, Василиса Премудрая, Золушка, Красная Шапочка, Кот в сапогах)
- На какие две группы можно разделить этих сказочных героев? (Добрые и злые)
Учащиеся выходят и распределяют иллюстрации на доске.
- Почему вы так думаете? Почему одних поместили к добрым героям, а других к злым? (По их поступкам).
- Значит, одни совершают добро, а другие зло.
Тема нашего сегодняшнего урока Граница между добром и злом.
- А давайте подумаем, что называется добром, а что злом? Какие это мысли, слова, дела? Как они влияют на жизнь человека? (Ответы детей)
На доске:
Добро Зло
мысли мысли
слова слова
дела дела
положительные отрицательные, вредные, дурные
нужны для сохранения жизни губительны для жизни
- Как отличить добро от зла?
Работа с текстом стр. 16.
- Прочитайте разговор между братом и сестрой на 16 странице.
- Что удивило Олю? Что непонятно Игорю? (Оля была удивлена, что Игорь не поздоровался с ней, не откликнулся на её доброе приветствие. А он не понимал, почему надо выполнять какие-то правила.)
- Сравните мнения Оли и Игоря о правилах поведения людей. (Оля: «Люди живут по определённым правилам и приучают к ним детей с раннего возраста». Игорь: «Откуда взрослые знают эти правила? Может быть, их исполнение совсем необязательно».)
– Какой вопрос возникает в этой ситуации? (По каким правилам живут люди? Кто их придумал?)
– Сравните свой вопрос с авторским на с. 75. («На чём основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?»)
Физминутка
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три волшебная фигура на месте замри! ( Учащиеся по пять человек изображают добрых и злых героев, остальные угадывают)
III. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним то, что мы уже знаем. Объясните, как вы поняли значение слов ценности, идеалы, духовность, культура.
- В 1 классе на уроке чтения мы проводили «уроки вежливости». Для чего они были нужны? Чему они вас научили?
-Вы научились соблюдать определённые правила, чтобы быть вежливыми, культурными.
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
- Представьте, родился ребёнок. Как вы думаете, знает ли он что такое хорошо, а что такое плохо?
- Кто или что поможет ему разобраться в этом? ( Ответы детей)
- Давайте посмотрим, что по этому поводу думают авторы нашего учебника.
Чтение текста учебника стр .17
В чём заключается мудрость сказок? (Сказки учат, как правильно себя вести, помогают разобраться в себе и в отношениях с другими людьми.)
– Кто же определяет запреты на неправильные поступки? (Общее мнение всех людей.)
– На основе чего? (На основе культуры. Она началась с формирования представлений о добре и зле.)
– А на чём же основаны правила приветствия? (На том, что помогает людям в жизни. Пожелание добра приносит радость, поднимает настроение.)
- Почему Оля ждала от Игоря доброго приветствия?
– А может быть, Оле надо было сказать Игорю именно эти слова: «Смотри, ты ведь не рад, и я расстроилась. Давай вернём всё назад, как в сказке, и пожелаем друг другу доброго утра»?
– Есть ли какой-нибудь справочник, в котором можно было бы прочитать все правила поведения и даже их названия?
Чтение текста«Названия для правил поведения» стр. 18.
- Можете ли вы до чтения текста объяснить своими словами, что они означают выделенные шрифтом слова? Прочитайте текст.
- Что утверждает мораль?
- Какие качества человека называют нравственностью?
- Согласны ли вы с пословицей, что добрые качества дороже богатства? Почему?
– Так кто же определяет, что дороже: деньги или доброта, дружба, честность?
- Есть ли справочник по этим правилам поведения?
- На чём основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?
Прочитаем авторский вывод на стр. 19.
Физминутка «Молекулы»
(Ведущий даёт инструкции, а остальные их чётко выполняют. Молекулы соединяются по 2. Дети собираются в пары. Молекулы разъединяются. Все расходятся. Молекулы соединяются по 4. и т.п.)
V. Выполнение заданий по теме.
– Обсудите и объясните своими словами, как вы понимаете смысл выражения. Можете использовать свой жизненный и читательский опыт, а также тексты учебника.
1 группа - неэтичное поведение
2 группа – этика человеческих отношений
3 группа – безнравственный поступок
4 группа – нравственная культура
Каждый совершает ошибки, совершает и хорошие, и плохие поступки. Нужно помнить, что в мире есть добро и зло, учиться добрее и терпимее относиться друг к другу. Все мы разные. У каждого своё тело, своя душа, а чем мы наполним эту душу: любовью или нелюбовью к окружающим, зависит от нас самих. Выискивая в другом человеке недостатки и ошибки, мы подталкиваем его к тому, чтобы он стал ещё хуже, потерял веру в себя и не стремился к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать ещё лучше. Учитесь находить доброе и хорошее, что есть в каждом!
VI.Рефлексия.
Давайте и мы с вами сделаем доброе дело. Поможем друг другу стать лучше, поучимся находить то доброе и хорошее, что есть в каждом из нас. Я вам раздам сердечки с именами и фамилиями каждого из вас, если вам попало сердечко с вашим именем, поменяйте его у меня. Прочитайте имя ученика, написанное на сердечке, постарайтесь увидеть то хорошее, что есть в этом человеке и написать с обратной стороны. Положите сердечки в мою коробочку.
Теперь каждое сердечко пойдёт к своему хозяину. (Сердечки раздаются детям) Поднимите руки те, кому понравились те слова, которые про них написали.
VII. Домашнее задание.
По выбору.
1.Мини-сочинение «Какие добрые поступки я могу совершить?»
2.Подбери пословицы разных народов России о доброте и других добрых качеств человека.
- Если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта и забота твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.