Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение №18

 

Санкт- Петербург  Красногвардейский район

 

 

 

 

 

Воздействие устного фольклора на эмоционально-чувственную сферу детей

 

 

 

 

 

 

                                                                            Работу подготовила воспитатель

                                                                              Федотова Марина Васильевна

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 2012

 

 

 

 Сегодня  мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

 

 О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру.

 

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

 

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа в детском саду ведется планомерная  и целенаправленная работа.

 

В работе по изучению родной истории детьми дошкольного возраста используются самые разные средства. Выбор их предопределяется возможностями детского сада, с особенностями построения работы с детьми разных возрастных групп.

 

Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.

 

В той или иной степени воспитатели обращаются в процессе преподнесения детям доступного им исторического материала к различным жанрам русского фольклора. Ведь связь фольклора и истории очевидна. Именно он вобрал в себя те сведения, которые могут дать представления о прошлом народа, о прошлом русской земли, нашего государства.

 

Кроме того, использование устных форм фольклора, таких как сказка, былина, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокого нравственного уважения к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре.

 

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др., - это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

 

Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем возрасте, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Однако сказка, наряду с вымыслом, несет и некоторый набор исторических сведений: о быте русского народа, его обычаях, традициях и т.д.

 

И это относится не только к сказке, но и к произведениям других жанров устного народного творчества.

 

Доступная и занимательная форма фольклорного произведения, его динамичность побуждают творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе фольклорного материала с учетом возрастных особенностей детей, художественной ценности и правильной организации последующей деятельности  произведения устного народного творчества могут оказать огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. В частности, в ненавязчивой и доступной форме ребенок может получить сведения по истории нашей Родины.

 

Все, сказанное выше, подтверждает актуальность темы данного исследования – «Устное народное творчество, как  средство ознакомления дошкольников с историческим прошлым России»

 

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Устный фольклор постоянно сопровождает ребенка. Это сказки, загадки, былины, потешки, считалки,  весь период  – это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. Использование различных фольклорных форм в детском саду – важная часть жизни ребенка. Так, например, фольклорный праздник -  радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству[1].

 

Фольклорные праздники и развлечения, сочетая различные виды искусства, различные формы и жанры устного народного творчества,  оказывают большое влияние на чувства и эмоции детей. 

 

Занимаясь  подготовкой и организацией развлечений на основе устного народного творчества, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится это мероприятие. И главный критерий подбора материала здесь – занимательность, яркость и доступность[2].

 

Занятия, игры, посильный труд составляют обычную программу каждого дня. Включение в них тех или иных фольклорных форм становится радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение. К тому же, интересный и познавательный материал легко запечатлевается в памяти ребенка-дошкольника.

 

Произведения различных жанров устного народного творчества могут использоваться как сами по себе, так и включаться в сценарии праздников. В этом случае они становятся более эффективными, так как вызывают положительные эмоции у детей, а, следовательно, лучше усваиваются ими.

 

В дошкольных учреждениях те или иные формы фольклора могут быть включены в бытовые праздники, к которым относятся новогодний праздник, празд­ник выпуска детей в школу и др. Особенно уместно их использование в ходе сезонных праздников, таких как  проводы зимы, День птиц, летний праздник[3].

 

 Устное народное творчество как средство эмоционального воспитания реализуется в различных видах деятельности. Во время такой деятельности  дети слушают, воспринимают и элементарно анализируют звучащее

 

произведение. Но, прежде всего – дети учатся чувствовать и понимать смысл услышанного, анализировать свои эмоциональные реакции.

 

В процессе работы с детьми  осуществляется воздействие  фольклора на нравственную, эстетическую, умственную и, конечно же, эмоциональную сферы детской личности

 

.

 

Содержание разучиваемых с детьми потешек, пестушек, пословиц и поговорок должны быть доступны возрасту: иметь народную и классическую основу, яркую общественно ценную направленность. К принципам отбора  фольклорных произведений для занятий с  воспитанниками детского сада относятся привлекательность и доступность для детей выраженных в произведениях мыслей и чувств.

 

Эстетическое сознание, выражающееся в  фольклорной форме, оказывает огромное воздействие на субъективный мир формирующейся личности, порождает многообразные и сложные переживания. Чтобы постичь и присвоить духовным мир, заключенный в произведении, переосмыслить, пережить и перестрадать то, что вложил в него народ,  необходимо обладать достаточно большим кругозором, культурой чувств, остротой восприятия. Для этого важно с раннего возраста вводить детей в мир народного творчества, развивать их эмоциональную сферу на доступных им образцах русского фольклора.

 

Богатейшие возможности для развития эмоций у детей дошкольного возраста классов имеют специально организованных занятия, по ознакомлению с лучшими образцами устного народного творчества.

 

В процессе восприятия произведений  устного народного творчества формируются эстетические чувства. Они первоначально проявляются в переживании положительных эмоций.

 

Эстетические чувства способствуют пробуждению эстетических эмоций. На первых стадиях эстетические эмоции возникают главным образом под воздействием яркой формы, привлекающей внимание внешней красотой: ритмичностью, занимательностью.

 

Более развитые эстетические чувства проявляются в разнообразных эмоциях: эмоции светлой радости или легкой печали и грусти, негодования и восторга. Влияние фольклора усиливается с ростом и развитием ребенка. Корректировать это влияние необходимо, в том числе и на специально отведенных программой занятиях.

 

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста представляется в контексте личностного становления, причем рассматривается в основном как дополнение, составляющий компонент интеллекуально-познавательного развития, либо как обуславливающее поведение и самочувствие ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

 

Существующие комплексные и парциальные образовательные программы, призванные решать задачу обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, лишь обозначают данный аспект

 

педагогической деятельности, но не представляют содержание и технологии, способствующие развитию эмоциональной сферы детей.

 

При выборе  образцов устного народного творчества педагогу необходимо помнить, что большинство из них требует разработки специального плана подачи детям, а также продуманного оформления.

 

Систематически  используемые с детьми формы устного народного творчества в детском саду обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничному их развитию.

 

Рекомендуется в каждой возрастной группе устраивать фольклорные праздники, во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой природе, об истории нашей Родины.

 

Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире,  образцы устного народного творчества в то же время развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу)[4].

 

Как видим, воспитательное значение фольклора велико. На ряду с прочим, устное народное творчество способствуют эмоциональному развитию дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список

 

 

 

 

 

 

 

  1. Богатырев  П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство,  1991.

 

  1. Емельянов Л.И. Нерешенные проблемы в изучении народного творчества. – М.-Л.: Знание, 1984.

 

  1. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. – М: Высшая школа, 1981.

 

.

 

  1. Аникина В.П. Русский фольклор. – М.: Искусство, 1985.

 

  1. Сахаров И.П. Творчество русского народа. – М.: Искусство, 1990.

 

 

 



.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»