Новикова Е.А.
г. Куса, МКС(К)ОУ начальная школа-детский сад «VII, VIIIвида»
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Современное общество нуждается в подготовке образованных, нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире дети младшего школьного возраста с ОВЗ живут и развиваются, окруженные множеством разнообразных источников сильного воздействия на них как позитивного, так и негативного характера.
О нравственности детей младшего школьного возраста с ОВЗ обычно судят по их поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.
Под поступком понимают какое-либо действие или состояние ребенка, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков ребенка с ОВЗ, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ является одной из проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом и обществом в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе нравственного воспитания детей с ОВЗ. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми.
Наши педагоги, изучая все лучшее, пытаются воспитать личность, физически здоровую душу, наполненную духовной энергией. Используемые в ОУ учебные программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы педагогов по формированию интереса детей младшего школьного возраста с ОВЗ к подлинным ценностям родной страны.
В нравственном воспитании детей с ОВЗ весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане в ОУ с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие каждого педагога имело силу формирующего.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка с ОВЗ становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте детей с ОВЗ является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей с ОВЗ, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Нравственное воспитание – это, прежде всего, становление ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ как личность, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, творческого начала.